26 октября 2009
5370

Российское нефтегазовое присутствие в Туркменистане: современное состояние

В советское время взаимодействие между Россией (РСФСР) и Туркменистаном (Туркменской ССР) в нефтегазовой отрасли касалось в основном поставок газа с туркменских месторождений в Россию/российском направлении и координации действий по обеспечению функционирования магистрального трубопровода "Средняя Азия - Центр" (САЦ). После распада Советского Союза, когда вышеуказанная схема разрушилась, в нефтегазовом взаимодействии между Российской Федерацией (РФ) и Туркменистаном четко прослеживаются как период спада, так и период подъема.

Период спада


Период спада пришелся в целом на 90-ые годы и продлился вплоть до 2003 года: масштабы и интенсивность российско-туркменского нефтегазового сотрудничества тогда кардинально снизились. Начиная примерно с 1993 года, российский концерн "Газпром" стал регулярно блокировать поставки туркменского "голубого топлива" через систему трубопроводов САЦ. Основной причиной этого была неурегулированность контрактных соглашений между Туркменистаном и Россией по поводу поставок газа на Украину. С одной стороны, это было связано с тем, что "Газпром", выступая торговым посредником между Туркменистаном и Украиной и, пользуясь монопольным доступом к российским газотранспортным коммуникациям, закупал туркменский газ по цене в 3-5 раз ниже, чем на европейском рынке и затем перепродавал туркменское "голубое топливо" по более высокой цене.
С другой стороны, "Газпром" еще в начале 90-х годов столкнулся с такой сложной проблемой как получение оплаты за газ от украинских потребителей, что, мешало ему выполнять платежные обязательства перед Туркменистаном. Украина зачастую не могла (да и до сих пор не может) платить за газ даже низкую цену, во многих случаях предлагая бартерные схемы расчетов. Это, в свою очередь, нарушало весь алгоритм работы "Газпрома" по поставкам туркменского газа на Украину. В этой связи у российского газового монополиста при операциях на украинском рынке возникла необходимость в посреднике, который брал бы на себя функции финансового и организационного обеспечения многочисленных бартерных операций. Поэтому с 1994 года "Газпром" стал работать в Туркменистане в партнерстве с частной международной группой компаний (МГК) "ИТЕРА", которая долгое время и осуществляла посреднические функции в финансовом и организационном обеспечении поставок в Туркменистан различных видов товаров и услуг в обмен на газ. При этом, "ИТЕРА" разработала многочисленные и достаточно гибкие схемы, с помощью которых доля оплаты валютой за поставленный Туркменистаном газ достигала 30%, а остальные 70% (а то и более) погашались поставками различного рода материально-технических ресурсов и услуг по заказам министерств и ведомств Туркменистана. Например, широкую практику получили поставки туркменского газа в обмен на продовольствие.
Однако, поскольку между Москвой и Ашгабатом не существовало межгосударственного соглашения, непосредственно касающегося взаимодействия по вопросам поставок/транзита газа, закупочная цена туркменского газа, а также имевшие место задержки платежей за газ были предметом крайне трудных переговоров и зачастую приводили к осложнению российско-туркменских отношений в целом.
Российско-туркменские "газовые споры" в 90-е годы обусловили резкое снижение экспортного потока "голубого топлива" из Туркменистана и, как следствие, привели к кардинальному снижению добычи газа в республике, а многие скважины были законсервированы. По сравнению с советским периодом, ежегодная добыча газа сократилась почти в 8 раз. Если к концу 80-х годов ХХ века в Туркменской ССР добывали почти 90 млрд. кубических метров ежегодно, то уже в 1998 году этот показатель составил 12,4 млрд. кубических метров.

Период подъема


Период подъема в российско-туркменском взаимодействии в нефтегазовой отрасли стал очевиден после смены российского руководства. Договоренности, достигнутые в ходе визита президента В.Путина в Туркменистан в 2000 году (один из первых визитов нового российского руководителя в страны СНГ) и президента С.Ниязова в Россию в 2002 году, придали двухстороннему взаимодействию больший динамизм и сформировать предпосылки для подписания в 2003 году в г.Москве межправительственного соглашения о сотрудничестве в газовой отрасли на период до 2028 года. Согласно данному соглашению Туркменистан взял на себя обязательства на поставку в Россию около 1,7 трлн. кубических метров природного газа в течение 25 лет. В рамках соглашения "Газпром" (в лице своего дочернего предприятия "Газэкспорт" и "Туркменнефтегаз" заключили на тот же период долгосрочный контракт купли-продажи туркменского природного газа. Согласно контракту, в 2004 году Туркменистан поставил в Россию 5,2 млрд. кубических метров газа, в 2005 году объем экспорта увеличился до 7 млрд., в 2006 году - до 10 млрд.., в 2007 году - около 40 млрд., в 2008 году - более 47 млрд. кубических метров газа. В 2009 году "Газэкспорт" планировал закупить в Туркменистане около 50 млрд. кубических метров газа (хотя эти планы реализовать и не удалось в связи с мировым финансовым кризисом).
По мере увеличения объемов добычи газа в Туркменистане и, соответственно роста объемов экспорта туркменского "голубого топлива" в Россию/российском направлении, "Газпром" и в целом РФ стали проявлять повышенную заинтересованность в модернизации и увеличении пропускной способности туркменской газотранспортной инфраструктуры, а также строительстве новых трубопроводов для перекачки "голубого топлива". Причем, строительные проекты тесно увязывались Москвой с задачей не допустить появления альтернативных путей транспортировки углеводородов из Центральной Азии.
Кроме развития взаимодействия по вопросам поставок газа, которые, безусловно, являются приоритетными в российско-туркменском нефтегазовом сотрудничестве, компании из России стали также проявлять интерес к разработке углеводородных месторождений в Туркменистане. Причем, наряду с "Газпромом" и "ИТЕРОЙ", к реализации газовых и нефтяных проектов в Туркменистане с 2005 года стремятся подключиться "ЛУКОЙЛ", "Стройтрансгаз" и другие российские нефтегазовые компании.
Однако, на сегодняшний день пока только "ИТЕРА" является единственной российской компанией, допущенной к разработке туркменских углеводородных месторождений и реализующая в республике конкретные проекты. Данная коммерческая структура имеет в Туркменистане очевидные преимущества перед остальными российскими компаниями, так как успешно работает в стране еще с 1994 года и владеет активами в самых различных секторах экономики Туркменистана (не только в нефтегазовой сфере).
В целом же, реальные масштабы проектно-инвестиционной деятельности России и российских компаний в нефтегазовой отрасли Туркменистана по сравнению с другими зарубежными участниками пока крайне малы. По имеющейся информации, объем российских инвестиций на конец 2007 года составил немногим более 25 млн. долларов, и вплоть до настоящего времени скорее всего заметно не увеличился. В соответствии с соглашением от 2003 года данные финансовые ресурсы были направлены на поставку из России технологического оборудования для газовой отрасли Туркменистана, реабилитацию и модернизацию газопроводов, компрессорных и газораспределительных станций и т.п.
Столь незначительная финансовая активность РФ и российских компаний во многом это объясняется тем, что добыча углеводородов в Туркменистане и, в первую очередь на суше, контролируется государством. Единственное исключение для проектов на суше пока было сделано только для китайской КННК и МГК "ИТЕРА". Для иностранных инвесторов доступно лишь освоение шельфовых месторождений (на туркменском участке побережья Каспийского моря) на условиях СРП. Крупные российские компании не проявляют особого интереса к разработке нефтегазовых месторождений на шельфе. Одной из причин этого является то, что интересующие Россию шельфовые месторождения углеводородов расположены вблизи туркмено-иранской морской границы. Статус Каспийского моря пока не определен, а Иран настаивает на увеличении своего сектора. Более того, освоение морских месторождений технологически более сложно, чем на суше, что требует дополнительных инвестиций.
Тем не менее, учитывая значительные углеводородные и, в первую очередь, газовые запасы Туркменистана, есть все основания предполагать, что уже в ближайшей перспективе инвестиционная активность российских компаний с высокой вероятностью будет возрастать. До 2012 года включительно только "Газпром" планирует вложить в газовую отрасль Туркменистана не менее 2 млрд. долларов (прежде всего в освоение газовых месторождений, а также в строительство Прикаспийского газопровода). Кроме того, скорее всего, следует ожидать появления в Туркменистане других российских или совместных компаний, в первую очередь "ЛУКОЙЛа" и "ТНК - Бритиш Петролеум".

Проекты по разработке и освоению месторождений

o Планы по геологоразведке и последующему освоению ряда месторождений на шельфе туркменского сектора Каспийского моря. Углеводородный потенциал туркменского сектора Каспийского моря (свыше 78 тысяч кв.км.) предварительно оценивается в объеме от 11 до 12 млрд. тонн нефти и от 5,5 до 6,2 трлн.кубических метров газа. По официальным данным, на туркменский сектор каспийского шельфа приходится до 40 % нефтегазовых запасов страны.

Еще в 2001 году российские компании ОАО "Зарубежнефть" и МГК "ИТЕРА" подписали с правительством Туркменистана меморандум о намерении по участию в освоении ряда туркменских нефтегазовых месторождений на шельфе Каспийского моря. Для этого в 2002 году компаниями "Зарубежнефть" и "ИТЕРА" было создано совместное предприятие (СП) "ЗарИТ", в состав которого впоследствии вошла НК "Роснефть". В 2004 году участником СП стала также ГК "Туркменнефть". Сторонами было подготовлено к подписанию Соглашение о разделе продукции, которое предусматривало проведение геологоразведочных работ с последующей добычей углеводородов на шельфе Каспийского моря. Первоначально планировалось, что СП "ЗарИТ" будет участвовать в разработке 29-го, 30-го и 31-го оффшорных блоков, которые расположены в юго-восточной части туркменского шельфа Каспия. Однако с самого начала деятельности совместного предприятия работа на них была заморожена из-за того, что 31-й блок расположен на спорной территории морского шельфа Туркменистана и Ирана.
В 2008 году компании "Роснефть", "Зарубежнефть" и "ИТЕРА" в рамках проекта "ЗарИТ" подали туркменской стороне заявку на получение лицензии на геологическое изучение других участков - 21-го и 22-го блоков шельфа Каспийского моря, по которым территориальных споров между Туркменистаном и Ираном нет. Однако, по состоянию на 2009 год, положительного ответа от туркменских властей пока не последовало.
Учитывая данное обстоятельство, в феврале 2009 года "ИТЕРА" самостоятельно подала заявку на получение лицензии на освоение и разработку этих блоков. Уже в апреле "ИТЕРА" получила предварительное согласие властей Туркменистана на работы на 21-ом блоке туркменского участка каспийского шельфа. В сентябре 2009 года в ходе визита президента России Д.Медведева в г.Ашгабат, "ИТЕРА" даже подписала с Государственным агентством по управлению и использованию углеводородных ресурсов при президенте Туркменистана СРП по 21-му блоку. Согласно заявлению председателя правления МГК "ИТЕРА" И.Макарова, к работам, которые планируется начать в 2010 году, будет привлечена и компания "Зарубежнефть", имеющая большой опыт морского бурения.
По предварительным оценкам, ежегодная добыча на указанном участке шельфа может составить примерно 10 млрд. кубометров газа и около 20 миллионов тонн нефти. Прогнозируемые же запасы 21-го блока составляют более 60 млрд. кубических метров газа и 160 млн. тонн нефти. Стоимость работ по освоению месторождений оценивается в 1 млрд. долларов. Причем, планируется, что инвестиции в данный проект будут распределены следующим образом: "Зарубежнефть" - 51%, а "ИТЕРА" - 49% от общего объема капиталовложений.

o Освоение и разработка ряда месторождений в Центральных Каракумах.

В середине 2008 года ГК "Туркменгаз" объявило, что при опробовании одной из разведочных скважин, пробуренной на площади "Южный Гутлыаяк", расположенной в Центральных Каракумах (примерно в 100 км к северо-западу от Ашгабата), был получен промышленный приток газа и газоконденсата суточным дебитом более 200 тыс. кубических метров. В начале 2009 года МГК "ИТЕРА" подписала контракт с "Туркменгазом" на освоение и последующую разработку ряда небольших месторождений в указанном районе. Планировалось, что "ИТЕРА" также построит трубопроводную ветку, которая позволит соединить эти месторождение и ряд соседних участков с газопроводной системой "Средняя Азия - Центр", по которой туркменский газ экспортируется в Россию.

o Вспомогательные работы и сервисное обслуживание на нефтяных месторождениях "Готурдепе", "Гумдаг" и "Гуйджик" (прикаспийская зона, западная часть Туркменистана).


В январе 2008 года в г.Ашгабате был подписан протокол о намерениях между ОАО "Татнефть" и ГК "Туркменнефть" в области реализации нефтегазовых проектов на территории Туркменистана. Тогда же, была достигнута договорённость по широкому кругу вопросов, включающих участие "Татнефти" в тендерах по сервисным работам, внедрению передовой техники и технологий в области интенсификации добычи нефти и капитального ремонта скважин на объектах месторождений "Туркменнефти". В мае этого же года "Татнефть" заключила два контракта на поставку оборудования (насосно-компрессорные трубы с полимерным покрытием для защиты от коррозии и парафиновых отложений, насосные штанги) для "Туркменнефти" на общую сумму около 200 тысяч долларов (5,9 млн. рублей)..
Кроме того, в июле 2008 года, в ходе первого визита президента РФ Д.Медведева в Туркменистан, руководство "Татнефти" подписало с туркменской стороной протокол по развитию сотрудничества в нефтегазовой отрасли. Данным документом были определены сроки и объем работ по бурению специалистами "Татнефти" боковых и горизонтальных стволов с использованием собственного оборудования на месторождениях "Готурдепе", "Гумдаг" и "Гуйджик". Кроме того, было запланировано обустройство нефтепроводов и водоводов одного из промыслов "Туркменнефти" трубами антикоррозионного исполнения по технологиям и под надзором специалистов "Татнефти".
В настоящее время на объектах "Туркменнефти" успешно ведется промышленная эксплуатация оборудования для добычи нефти, поставленной и внедренная в производство "Татнефтью".

В целом, учитывая значительные углеводородные запасы Туркменистана, российский бизнес, безусловно, заинтересован в их разработке. Поэтому, кроме упомянутых выше компаний к освоению углеводородных ресурсов проявляют также интерес и другие российские компании, в частности "ЛУКОЙЛ" и российско-британская "ТНК - Бритиш Петролеум".
Еще в 2005 году "ЛУКОЙЛ" выразил намерение купить за 600 млн. долларов 52% акций британо-арабской компании "Дрэгон Ойл" (Dragon Oil), ведущей разработку перспективного морского блока "Челекен", включающего в себя нефтяные месторождения "Причелекенский купол", "Джейтун" и "Джигалибег" на шельфе Каспийского моря, однако туркменские власти заблокировали данную сделку. В тот период Ашгабат рассчитывал привлечь "ЛУКОЙЛ" к разработке других, еще не освоенных месторождений Каспия, но российская компания предпочла не рисковать в условиях наличия спорных моментов между Туркменистаном и Ираном по разделу каспийского шельфа.
Новые предложения по инвестированию проектов по разработке и освоению нефтеносных участков на морском шельфе глава "ЛУКОЙЛа" В.Аликперов сделал в 2007 году в туркменской столице во время встречи с президентом Туркменистана. Причем, к участию в этих проектах российская компания намерена была привлечь своего стратегического партнера - американский концерн "Коноко Филлипс" (ConocoPhillips). Однако Ашгабат тогда вновь уклонился от принятия каких-либо решений и до сих пор воздерживается от заключения крупных контрактов с компанией "ЛУКОЙЛ". Как представляется, такой сдержанный подход именно к "ЛУКОЙЛу", в какой-то степени мог быть вызван тем, что российская компания принимает участие в ряде крупных проектов в азербайджанской части шельфа Каспийского моря. Не исключено, что именно это может препятствовать планам "ЛУКОЙЛа" в Туркменистане, учитывая наличие спорных вопросов между Ашгабатом и Баку по проблеме территориальной принадлежности тех или иных участков каспийского шельфа.
Аналогичная ситуация складывается и вокруг планов российско-британской компании "ТНК - Бритиш Петролеум". В 2007 году ее руководство провело переговоры с президентом Туркменистана, которому было выражено намерение участвовать в проектах по разработке углеводородных ресурсов туркменского шельфа. В 2008 году компания подготовила даже конкретные предложения и техническую документацию на разработку 3 блоков на шельфе Каспийского моря и направила их в Государственное агентство Туркменистана по управлению и использованию углеводородных ресурсов. Однако, по состоянию на 2009 год, туркменской стороной пока не дан ответ на эти предложения.

Трубопроводные проекты

o Проектирование и строительство газопровода "Малай - Багтыярлык" (северо-восточная часть Туркменистана). Данный газопровод является участком магистрального трубопровода "Туркменистан - Китай", пройдет от месторождения "Малай" на востоке страны до пункта замера газа в районе поселка Багтыярлык на границе с Узбекистаном.

В апреле 2008 года, по результатам проведенного международного тендера, Государственный концерн "Туркменгаз" подписал контракт с российской компанией "Стройтрансгаз" на строительство газопровода "Малай - Багтыярлык". Как генеральный подрядчик, "Стройтрансгаз" выполнит строительство линейной части газопровода протяженностью 184 км, установки осушки газа, хозрасчетного замерного узла, линейно-эксплуатационной базы, узлов приема и запуска очистных сооружений, линий электропередач, осуществит монтаж линейных крановых узлов, систем электрохимзащиты и телемеханики. Кроме того, компания построит две вертолетные площадки, пять переходов через автомобильные и железные дороги, а также переход через реку Амударья протяженностью 1,7 км. В соответствии с контрактом, газопровод намечено сдать в эксплуатацию в декабре 2009 года. Сумма контракта составила около 600 млн. долларов (400 млн. евро).
В рамках реализации данного проекта, летом 2008 года "Стройтрансгаз" заключил контракт с российской "Трубной металлургической компанией" на поставку 28 тыс. тонн магистральных электросварных труб, диаметром 1420 мм с толщиной стенки 15,7 мм и классом прочности К60 (X70). Трубы имеют наружное антикоррозийное покрытие, что значительно улучшает их надежность и увеличивает срок службы.

o Проектирование и строительство газопровода "Центральные Каракумы - Йыланлы" (северо-восточная часть Туркменистана). Данный газопровод является участком магистрального трубопровода "Туркменистан - Китай", пройдет от месторождений "Южный Иолотань", "Осман" и "Яшлар" на востоке страны до компрессорной станции в районе поселка Йыланлы (Дашогузская область, северная часть Туркменистана на границе с Узбекистаном).


В феврале 2009 года президент Туркменистана Г.Бердымухамедов подписал постановление, в котором содержится поручение Госконцерну "Туркменгаз" заключить контракт на проектирование и строительство нового газопровода "Центральные Каракумы - Йыланлы". Генеральным подрядчиком по контракту стала российская компания "МРК-Инжиниринг", входящая в МГК "ИТЕРА".
Газопровод протяженностью около 200 км и пропускной способностью в 3,5 млрд. кубических метров позволит соединить крупнейшие месторождения на востоке Туркменистана и ряд соседних участков с "САЦ-4", по которой туркменский газ экспортируется в Россию. Комплексные работы по подготовке трассы начались в мае 2009 года. Окончание строительства газопровода намечено на первую половину 2010 года. Стоимость данного проекта составляет 176,5 млн. долларов.

o Планы по реконструкции САЦ-3 и строительству Прикаспийского газопровода. Целью данных проектов является обеспечение поставок в Россию газа с приморских месторождений Туркменистана, а затем и Казахстана.


В мае 2007 года в г.Туркменбаши (Туркменистан) президенты России, Казахстана и Туркменистана приняли две совместные декларации - о строительстве Прикаспийского газопровода (ПКГ) и о развитии газотранспортных мощностей в Центральной Азии. Первый документ подписали В.Путин, Н.Назарбаев и Г.Бердымухамедов. Под вторым подписи поставили те же лица и заочно президент Узбекистана И.Каримов, не присутствовавший на саммите.
В декабре этого же года было подписано уже трехстороннее росссийско-казахстано-туркменское межправительственное соглашение о сотрудничестве в строительстве ПКГ. В рамках принятого соглашения в 2008 году были созданы координационный комитет и группа управления проектом, на которые возлагалась подготовка обобщающего технико-экономического обоснования будущей межгосударственной газовой магистрали. Уполномоченными организациями стали корпорация "Газпром" (Россия), Государственный концерн "Туркменгаз" (Туркменистан) и Национальная компания "КазМунайГаз" (Казахстан).
Согласно достигнутым договоренностям, создание газопроводной системы в прикаспийской зоне планировалось осуществлять поэтапно в течение ближайшего десятилетия. На первом этапе (2009-2010 годы) предполагалось реконструировать трубопровод САЦ-3, проходящий вдоль побережья Каспия по территории Туркменистана и Казахстана. В результате, пропускная способность этой ветки должна увеличиться с нынешних 4,2 млрд. кубических метров до 10 млрд. кубических метров газа в год. На втором этапе (2010-2017 годы) планируется строительство нового трубопровода - Прикаспийского газопровода, с пропускной способностью 20 млрд. кубометров газа в год.
ПКГ должен пройти параллельно восточному побережью Каспийского моря по территории западного Туркменистана и западного Казахстана с выходом на узловую газокомпрессорную станцию Александров-Гай (Саратовская область, Россия). Протяженность данного газопровода - около 1500 км., из которых около 300 км. пройдет по территории Туркменистана, и около 1200 км.. - по территории Казахстана. Предполагаемый объем транспортировки газа по Прикаспийскому газопроводу может составить до 10 млрд. кубических метров в год из Туркменистана и до 10 млрд. кубических метров в год из Казахстана. В июле 2008 года Россия договорилась с Туркменистаном об увеличении проектной мощности ПГК до 30 млрд. кубических метров в год.
По мнению экспертов, этот проект в равной мере выгоден всем его участникам. Туркменистану ПКГ обеспечивает быстрое увеличение поставок газа на внешний рынок за счет ввода новых экспортных мощностей. В свою очередь, Прикаспийский газопровод позволит гарантировать иностранным компаниям реализацию газа с шельфовых месторождений, что также будет способствовать их дальнейшей разработке. Главное преимущество реализуемого совместного проекта в том, что для многих участников Прикаспийского газопровода уже существуют готовая инфраструктура, землеотводы и геологическая документация, разработанная еще в рамках строительства прежнего газопровода САЦ-3. Это делает реализацию масштабного проекта выгодным как по срокам, так и по стоимости строительства.
Кроме того, реализация проекта строительства Прикаспийского газопровода изначально имеет для России и важный геополитический смысл. В Москве ПКГ рассматривался как конкурирующий по отношению к планируемому Евросоюзом газотранспортному проекту "Набукко" (Nabucco), который предполагает поставки туркменского, азербайджанского, а в перспективе, возможно и иранского газа в Европу. Причем, как считают в Москве, после завершения строительства ПКГ, когда будут одновременно задействованы газопроводы "Средняя Азия - Центр", "Туркменистан - Китай", Прикаспийский газопровод, уже функционирующий (с 1997 года) газопровод "Туркменистан - Иран", а также новый газопровод в иранском направлении "Довлетабат - Серахс - Хангиран" (ввод в строй намечен на конец 2009 года), то у Ашгабата просто не останется газовых ресурсов, чтобы еще заполнять и газопровод "Набукко", и в этом случае целесообразность его строительства отпадет сама собой.
Однако до сих пор не ясны ни оценочная стоимость Прикаспийского газопровода, ни сроки начала его строительства. Тем более что в условиях мирового финансово-экономического кризиса, ухудшения финансового состояния "Газпрома" (и других российских нефтегазовых компаний), снижения уровня потребления газа в России и странах Европы, а также возникновения целого ряда сложных моментов в российско-туркменских отношениях (после аварии на газопроводе "Средняя Азия - Центр" в апреле 2009 года) появилось еще больше неопределенности в перспективах реализации данного проекта.

o Планы по строительству газопровода "Восток - Запада". Данный газопровод должен связать туркменские месторождения газа на северо-востоке страны с берегом Каспия с подсоединением к проектируемому Прикаспийскому газопроводу.


Газопровод "Восток - Запад" (также именуемый "транстуркменским" протяженностью от 800 до 1000 км. (поскольку проект находится лишь в стадии предварительного обсуждения, точный маршрут и его протяженность конкретно еще не определены) на ежегодную прокачку 30 млрд. кубических метров газа. Новая газовая магистраль должна стать главным связующим звеном формируемой в Туркменистане системы газотранспортных коммуникаций, которая обеспечит возможность транспортировки "голубого топлива" в различных направлениях, в первую очередь, в направлении Каспийского моря. Помимо экспортной направленности через трубопровод будет обеспечиваться стабильная подача газа в населенные пункты Туркменистана. Наряду с прокладкой трубопровода, проект "Восток - Запад" предполагает и создание необходимой наземной инфраструктуры, включая строительство нескольких газокомпрессорных станций. Стоимость проекта "Восток - Запад", по оценкам экспертов, составит не менее 1 млрд. долларов. Финансирование проекта намечается осуществляться по согласованию сторон в следующих формах: иностранные инвестиции, долевое участие туркменской и иностранной сторон на паритетных началах и финансирование туркменской стороной.

Первые переговоры по проекту "Восток - Запад" начались с "Газпромом". В июле 2008 года руководство российского газового монополиста подписало в г.Ашгабате меморандум об участии в инвестиционных проектах в газовой сфере на территории Туркменистана, в том числе и по финансированию данного проекта. В марте 2009 года, во время государственного визита президента Туркменистана в Россию, планировалось подписание соответствующего соглашения, однако стороны по ряду причин так не пришли к окончательному решении. Напротив, по возвращению в г.Ашгабат, президент Туркменистана Г.Бердымухамедов дал поручение правительству объявить международный тендер на проектирование и строительство газопровода "Восток - Запад", тем самым фактически лишив "Газпром" эксклюзивного права на строительство.

О своем намерении участвовать в строительстве газопровода "Восток - Запад" заявила МГК "ИТЕРА", которая совместно со своим партнером - "Краснодарстройтрансгазом" подала заявку на участие в тендере. Указанные компании уже сотрудничает в Туркменистане в рамках проекта по строительству газопровода "Центральные Каракумы - Йыланлы".

26.10.2009

http://www.easttime.ru/analitic/1/2/718.html
Автор: В.Парамонов, О.Столповский, А.Строков

Источник: easttime.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован