11 мая 2007
6856

Россию снова перекроят

Решение одной из самых болезненных проблем внутренней политики России - регионального развития - похоже, найдено. Губернатор Иркутской области Александр Тишанин в четверг на заседании правительства РФ рассказал о грандиозных планах региона реализовать "мегапроет" - создать агломерацию постиндустриальных городов Иркутск -Ангарск -Шелехов общей площадью 2,4 тыс. кв. км, численностью населения около 1 млн человек. Кабинет министров идею поддержал.

Эксперты полагают, что создание подобных мегаполисов - наиболее перспективный способ кардинально улучшить жизнь во многих субъектах Федерации, оздоровить промышленность по всей стране. Поэтому их повсеместного появления стоит ожидать уже в скором времени.

На реализацию иркутского проекта потребуется порядка 292 млрд рублей, в том числе более 31 млрд - из федерального бюджета. Авторы концепции полагают, что "формирование мощного развивающегося агломеративного образования на юго-востоке Сибири позволит создать опору для дальнейшего укрепления экономики СФО и России в целом". "В геополитическом аспекте формирование мощного развивающегося городского образования на Юго-Востоке Сибири, привлекающего и удерживающего население, позволит создать опору для дальнейшего укрепления экономической, социальной и политический роли России в этом регионе", - говорится в материалах к заседанию правительства.

Тишанин подчеркнул, что агломерация позволит решить сразу две задачи: создать комфортные условия для жизни населения и повысить конкурентоспособность области, привлекая высококлассных специалистов и расширяя инновационный сектор экономики. Города, которые объединит "мегапроект", отметил губернатор, расположены компактно, между ними налажены устойчивые экономические и социальные связи, что позволяет сформировать агломерацию с промышленно-производственным, научно-образовательным и торговым центром.

Иркутский губернатор обратил внимание на то, что главное - развитие инфраструктуры, отметив, что область согласовала с Минэкономразвития и Минтрансом инфраструктурные проекты, "которые сыграют в макроэкономическом масштабе определенную роль". Это создание нового транспортного узла, строительство автодороги на участке обхода Иркутска и завершение строительства мостового перехода через реку Ангара в Иркутске. По другим крупным проектам регион намерен работать с Инвестиционным фондом. Область заинтересована в размещении военно-промышленного производства в агломерации, региону нужны кадры, владеющие высокими технологиями, подчеркнул Тишанин. "Проект имеет общегосударственное значение и его реализация позволит решить ряд важных социальных и экономических задач, связанных с освоением природного потенциала", - заключил он

Членам правительства понравились планы иркутского руководства. Так, первый вице-премьер Сергей Иванов считает, что создание агломерации в Иркутской области - это важнейший проект с точки зрения развития транспорта, инфраструктуры, высоких технологий. По словам главы МЭРТ Германа Грефа, реализация этого проекта позволит значительно повысить уровень жизни граждан Иркутской области. В целом, позиция правительства была консолидирована - поддержать.

Тишанин уже сообщил, что к концу года ожидается подготовка схемы планирования размещения крупных проектов на территории региона, по итогам появления которой можно будет оформлять заявки в Инвестиционном фонде.

Эксперты, опрошенные "Росбалтом", полагают, что российские власти выбрали верный и едва ли не единственный курс регионального развития. "Это позволит решить транспортную проблему - не только модернизировать железнодорожные, автодорожные развязки, но и обеспечить лучший доступ к нефте- и газопроводам, портовым коммуникациям. Агломерации позволят создать более короткие "плечи" (маршруты) для доставки грузов, что крайне важно для такой большой страны, как Россия", - считает директор Института региональных проблем Максим Дианов. Он отметил, что "большинство заводов России со времен СССР ориентировано на поставщиков компонентной базы из стран теперь уже СНГ, что далеко не всегда удобно". "На Южном Урале, к примеру, эти заводы очень тяжело осваивают этот "импорт", и им было бы куда удобнее работать с заводами Полярного Урала, где большая концентрация производств. Они ближе, но неразвитость инфраструктуры пока не позволяет решить эту проблему. В условиях агломераций сделать это будет легче. Более того, можно будет объединить все эти производства с целью освоения полярных месторождений", - полагает эксперт.

С другой стороны, считает Дианов, агломерации позволят решить проблему, возникшую еще в период Великой Отечественной войны, когда "эвакуация заводов, по сути, привела к разрыву географических связей на многих территориях нашей страны". "Стратегия регионального развития России должна быть ориентирована на рост агломераций в первую очередь", - уверен политолог. По его данным, в скором времени стоит ожидать появления таких объединений не только в Иркутской области, но и в Красноярском крае (Нижнее Приангарье). "Объединение Красноярского края с Эвенкийским АО осуществлялось, в том числе, и с той целью, чтобы осваивать большие территории из одного центра", - подчеркнул Дианов.

По его информации, Минрегионразвития уже рассмотрело предложения по созданию подобных агломераций более чем от 60 регионов. Политолог прогнозирует, что скоро в агломерацию будут соединены области, расположенные вокруг Москвы - Ярославская, Рязанская, Тверская и ряд других. Стоит также ожидать появления агломерации во главе с Санкт-Петербургом. "Создание агломераций - единственный перспективный план. Если будет разнобой, то буду два завода рядом стоять и конкурировать между собой, что и не нужно им совсем. Промышленность должна концентрироваться в крупных агломерациях", - подчеркнул Дианов.

С ним согласен и замгендиректора Института региональных проблем Георгий Чижов. Эксперт прогнозирует в ближайшем будущем появление таких объединений, как "Большой Сочи" в Краснодарском крае и волгоградской агломерации (Волгоград, Волжский и несколько райцентров). "Регионам агломерации дают очень многое, и в первую очередь - возможность развивать транспортную инфраструктуру. Это и дополнительный стимул для инвесторов - вкладываться в экономику того или иного региона", - сказал Чижов. Кроме того, по его словам, в рамках агломераций резко повышается мобильность рабочей силы. "Одно дело - из города в город ездить, а другое - когда это, по сути, единая городская структура", - поясняет эксперт, предостерегая при этом, что могут возникнуть трудности административного управления. "Удобно ли гражданам будет ездить в коммунальные службы за 100 километров? Здесь все надо тщательно продумать", - подчеркнул политолог. "Но в целом - идея очень перспективная", - добавил он.

Член Общественной палаты, президент Межрегионального общественного фонда "Институт города" Вячеслав Глазычев также считает, что при создании агломераций нужно быть крайне осторожными c формированием системы управления и важно "избежать забюрократизированности". "В Иркутской области эта проблема не стоит, там города очень близко друг к другу расположены. А вот в планируемой ростовской агломерации (Ростов - Новочеркасск - Таганрог) с этим сложнее", - отметил Глазычев. "Не надо бежать за администрированием. Нужно основываться на развитии экономических связей, а здесь у нас пока мало опыта. Пока такая работа велась только в Вологодской области, где подобное объединение уже создано между Вологодой и Череповцом с ядром в Шексне", - отметил политолог. "Идея (создания агломераций) достойная, но очень и очень сложная. Для страны это важно, особенно для макрорегионов, а также для развития инновационной экономики, о которой все сейчас говорят", - полагает Глазычев.

Опыт регионального развития на базе агломераций давно и вполне успешно используется во всем мире. Наиболее распространены такие "союзы городов" (metropoliten unit - англ.) в США и Канаде. А первая агломерация возникла в канадском Торонто в 1934 году. Крупнейшей же считается агломерация "Большой Токио" - зона общей площадью 13,5 тыс. кв. км с населением более 26 млн человек. Агломерации обеспечивают стабильное социально-экономическое развитие территорий, современную инфраструктуру и многое другое.

Россия в этом направлении делает только первые шаги. Для Иркутской области, где приток инвестиций в основной капитал и доходы населения куда ниже среднероссийского уровня, а коренное население при первой возможности уезжает на ПМЖ куда подальше, агломерация - хороший шанс улучшить ситуацию.

2007-05-11
Илья Карлинский
www.rosbalt.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован