03 сентября 2008
3124

Рост объемов добычи углеводородов в округе возможен только с развитием транспортной системы

Main port2
Ненецкий автономный округ упоминают, когда говорят об объединении регионов, о фантастических по российским меркам зарплатах и ценах, освоении арктического шельфа, предоставлении нефтяным компаниям налоговых льгот, запуске уникальных нефтяных проектов, Северном Морском пути. О значении региона в масштабах России и его ближайших перспективах рассказывает глава округа Валерий Потапенко.

Российская газета: Валерий Николаевич, в сентябре Ненецкий округ отмечает 50-летний юбилей начала геолого-разведочных работ в регионе. Какую роль результаты проведенных за полвека исследований сыграли в судьбе округа?

Валерий Потапенко: Именно геологоразведка заложила базу нефтегазового комплекса, который стал основой экономики НАО.

Доля ТЭК в промышленном производстве Ненецкого автономного округа превышает 90 процентов. Сегодня на округ приходится три процента от общероссийской добычи, хотя в 1990 году этот показатель равнялся 0,2 процента. К тому же к Дню геолога в 2008 году на территории НАО была добыта стомиллионная тонна нефти.

Развитие нефтегазодобычи обеспечило особое место округа в масштабе страны. Обустройство месторождений, строительство нефтепроводов и терминалов включило НАО в мировую экономику: мы участвуем в одном из наиболее глобализированных товарно-сырьевых рынков - сырой нефти. У нас применяются новейшие технологии в нефтедобыче и транспортировке углеводородов.

Юбилей геологоразведки решили совместить с профессиональным праздником работников нефтяной и газовой промышленности, поэтому чествования пройдут 5-7 сентября.

РГ: Как сегодня складываются отношения региональной власти с крупнейшими недропользователями, работающими на территории округа?

Потапенко: В целом мы находим взаимопонимание. С большинством нефтяных компаний - а их у нас работает более двух десятков - заключены договоры об участии в социально-экономическом развитии региона. Полученные средства направляются на строительство жилья и социально значимых объектов.

Развитие округа определяется в первую очередь инвестиционными планами нефтедобывающих предприятий, в их числе: "Роснефть", "ЛУКОЙЛ", "Тоталь", "Сургутнефтегаз", ТНК-BP. Есть проблема согласования их действий между собой и с администрацией округа. Решить ее можно, только сделав более интенсивным обмен информацией и разработав комплексную программу освоения минерально-сырьевых ресурсов НАО на длительную перспективу. Это особенно важно для активизации геолого-разведочных работ на территории округа.

Думаю, предоставление льгот по уплате налога на добычу полезных ископаемых активизирует работу нефтяников. Главное, чтобы действия частных инвесторов укладывались в государственные планы по освоению недр.

С начала 2000-х годов объемы нефтедобычи быстро росли. Массово строились промысловые нефтепроводы. В итоге получилась фрагментарная трубопроводная система, она не интегрирована и не обеспечивает возможностей маневра потоками сырья. В округе сложились четыре условных центра нефтедобычи, жестко привязанных к трем маршрутам транспортировки нефти: северному (Варандей) и двум южным (Харьяга - Усинск и Вал Гамбурцева - ДНС Салюкинская). Их загруженность, отсутствие возможности для маневра (нет реверсивных режимов) - барьер для дальнейшего роста добычи. Минусами южного направления являются как ограничения мощностей системы ОАО "Транснефть" в районе Усинска - Ухты, так и то, что качественная печорская нефть теряет в цене, смешиваясь в Балтийской трубопроводной системе с тяжелой российской.

РГ: В каких направлениях необходимо развивать систему транспортировки нефти? Ведь с вводом новых месторождений, таких, как Южное Хыльчую, Требса, Титова, Кумжинское, и других, уже через пять лет регион будет добывать углеводородов в три раза больше, чем сейчас.

Потапенко: Наиболее перспективным представляется северное направление, включающее кроме проекта "Варандей" (нефтеотгрузочный терминал ОАО "ЛУКОЙЛ") также транспортную систему "Харьяга - Индига" с терминалом мощностью 12 миллионов тонн на побережье Баренцева моря и газопровод с береговым комплексом Кумжинское месторождение - побережье Баренцева моря. Большое значение также будет иметь формирование единой системы межпромысловых трубопроводов для повышения мобильности в целом с гарантиями недискриминационного доступа в систему для малых и средних добывающих компаний.

РГ: В стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года, утвержденной правительством в июне 2008 года, предусмотрена прокладка двух магистралей из Республики Коми к побережью Северного Ледовитого океана. Какие перспективы вы видите в связи с этим, а также с предполагаемым строительством новых портов на побережье Баренцева и Карского морей?

Потапенко: Одна железнодорожная ветка пройдет от Воркуты до Усть-Кары (210 километров), другая - от Сосногорска до Индиги (610 километров). Во-первых, это обеспечит связь Ненецкого округа с индустриально развитыми регионами страны. Во-вторых, подтолкнет к развитию отдаленные провинции НАО. А в масштабах государства замкнет в единую цепь трансконтинентальные коридоры - Северный морской путь и железнодорожные магистрали Европа - Дальний Восток.

В то же время, если говорить о строительстве железной дороги до Усть-Кары, то в относительной близости расположена Амдерма. Я предлагаю обратить внимание на нее. Если Усть-Кару придется обустраивать практически с нуля, то Амдерма имеет взлетно-посадочную полосу, позволяющую принимать тяжелые самолеты типа Ил-76 или Ил-86, и всю инженерную сеть аэродрома класса "В". В поселке существует невостребованный капитальный жилищный фонд. При изменении конечной точки железной дороги на Амдерму трасса удлинится всего на сто километров. При этом она пройдет вблизи большой группы месторождений твердых полезных ископаемых: угля, свинцово-цинковых руд, флюорита, ванадия, алмазов и других.

Все эти аргументы свидетельствуют, что именно Амдерма должна стать конечным пунктом железной дороги, именно здесь должен быть построен порт. Разведанные запасы угля в самое ближайшее время могут обеспечить по восточной части НАО уровни добычи от 15 миллионов тонн в год.

РГ: Какие транспортные задачи в первую очередь стоят перед регионом?

Потапенко: Самые реальные и первоочередные - строительство автодороги Нарьян-Мар - Усинск (Коми) и автомагистрали в западной части округа - в Архангельскую область. Также для освоения территории может быть использована строящаяся автотрасса от Воркуты к побережью Карского моря - в рамках проекта газопровода Ямал - Западная Европа, который пройдет через Уральский хребет вдоль восточной границы округа.

РГ: Удалось ли за минувший год построить в регионе новые социальные объекты?

Потапенко: Реализовано несколько долгожданных проектов. В марте новоселье отметил окружной роддом. Его называют одним из лучших в Арктике. Теперь на его базе планируем открыть перинатальный центр. Ненецкий округ в 2007 году побил общероссийский рекорд рождаемости: у нас она повысилась на 11 процентов, тогда как в среднем по России - на восемь.

В шикарное здание переехала и окружная библиотека. Новые школы появились в самых отдаленных поселках округа - Усть-Каре и Каратайке. В Нижней Пеше - пришкольный интернат для детей кочующих оленеводов. По всему округу строятся сельские амбулатории, детские сады, жилые дома. Сегодня завершается возведение здания окружного краеведческого музея. В центре Нарьян-Мара строится досуговый центр, работы идут при финансовой поддержке федерального бюджета.

Продолжаем активно возводить жилье. Причем его доступность - вещь реальная. Третий год действует региональная программа поддержки граждан при приобретении жилья. Используя ее, люди получают безвозмездную субсидию от 35 до 50 процентов стоимости квартиры. Размер помощи зависит от количества детей: чем их больше - тем существеннее поддержка.

РГ: Валерий Николаевич, как складываются ваши отношения с Архангельской областью в связи с передачей региональной власти соседнего субъекта части государственных полномочий?

Потапенко: Ненецкий округ по-прежнему остается в числе лидеров по уровню заработной платы и вводу жилья на душу населения в целом по стране. Жить хуже люди не стали, так как Архангельск "скопировал" систему социальной поддержки граждан, которая была создана в НАО за последние годы. Отдельные вопросы, конечно, есть, но они решаются в рабочем порядке.


Марина Измайлова, Нарьян-Мар

Опубликовано в РГ (Федеральный выпуск) N4742 от 3 сентября 2008 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован