31 октября 2008
2335

Рост производства в России в условиях кризиса сдерживают неплатежи

Нехватка кадров уже не считается проблемой N1

Финансовый кризис меняет причины, сдерживающие промышленное производство. Согласно опросу Института экономики переходного периода (ИЭПП), главную проблему - нехватку кадров - сменил низкий внутренний платежеспособный спрос. Основной помехой росту промпроизводства становятся неплатежи, быстро распространяющиеся по всей индустрии. Следующим этапом кризиса, прогнозируют эксперты, станет закрытие предприятий, сообщает РБК daily.

Опросы руководителей промышленных предприятий о помехах росту выпуска продукции проводятся ИЭПП раз в квартал. За последние три месяца причины, сдерживающие промышленное развитие, существенно изменились. Проблема кадров, которая была главной помехой росту с октября 2007 года, опустилась на третье место. Теперь большинство предприятий жалуются на снижение внутреннего платежеспособного спроса. На второе место в рейтинге помех вышла нехватка оборотных средств. "Поскольку две трети промышленных предприятий используют кредиты для их пополнения, кредитное сжатие увеличило распространенность этой помехи за квартал на восемь пунктов", - рассказывает заведующий лабораторией конъюнктурных опросов ИЭПП Сергей Цухло.

Усугубляют ситуацию растущие неплатежи. Директора предприятий в третьем квартале почти в два раза чаще (с 12 до 21%) стали указывать на эту причину как проблемную. "Предприятия легкой и текстильной промышленности испытывают кризис неплатежей со стороны крупных промышленных предприятий - потребителей спецодежды, спецобуви", - рассказывает генеральный директор ГК "Восток-Сервис" Сергей Ширяев. Металлурги, например, объясняют неплатежи отсутствием спроса на свою продукцию. У предприятий дорожного строительства проблемы с кредитами. "Крайними оказались предприятия легкой промышленности. Это может привести к закрытию производств", - предупреждает Сергей Ширяев. В автомобильной промышленности эту проблему пока стараются решать рассрочкой платежей и предоставлением скидок. "По всей цепочке игроки пытаются помочь друг другу. Выпадение звеньев никому не выгодно, завязаны все: и дилеры, и производители", - говорит глава подразделения Ernst & Yang по оказанию услуг автомобильной промышленности Иван Бончев.

"Сейчас даже успешные предприятия стараются попридержать деньги, замораживают проекты, задерживают платежи, - комментирует партнер ФБК Игорь Николаев. - Но действует эффект домино: платежи задерживаются в итоге по всей цепочке". Потому накачиванием деньгами экономики, имеющей низкую пропускную способность, проблема не решается. Повлиять на нее, по мнению Игоря Николаева, могли бы государственные гарантии участникам рынка по финансовым операциям.

ВЛАДИВОСТОК, 31 октября, 2008 PrimaMedia.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован