11 октября 2004
88

РУБЕН АМАРЯН: `АБОНЕНТ НЕ ДОЛЖЕН СТРАДАТЬ ИЗ-ЗА ЧУЖИХ ОШИБОК`

ОАО `ЦентрТелеком`, бывшая `Электросвязь` Московской области, - крупнейшая телефонная компания Подмосковья. Почти два года назад ее основной акционер, холдинг `Связьинвест`, принял решение о консолидации на базе подмосковных связистов 17 операторов связи Центральной России, от Костромы до Белгорода. Юридическое завершение этой процедуры намечено на начало 2003 г. Одновременно руководству `ЦентрТелекома` приходится решать задачи, связанные с развитием телекоммуникаций в области. Обо всем этом в интервью корреспондента журнала `Русский Фокус` Игоря Цуканова с генеральным директором `ЦентрТелекома` Рубеном Амаряном.
В начале этого года все компании, присоединяемые к `ЦентрТелекому`, провели собрания акционеров, на которых слияние было поддержано практически единогласно. Однако объединение должен одобрить еще и МАП. Как складываются ваши взаимоотношения с этим ведомством?

Недавно МАП подписал разрешительный документ на объединение региональных компаний центрального региона. Как и в случае с другими объединениями, нам выставлено условие: вывести за пределы новой компании непрофильный или нерегулируемый бизнес. Правда, выполнить это требование МАП разрешил нам не сразу, а по истечении шести месяцев после завершения объединения. Иначе нам бы пришлось вновь выходить на внеочередные советы директоров, на собрания акционеров - я считаю, что это затянуло бы процесс реорганизации минимум на полгода. Еще неизвестно, как акционеры отреагировали бы на эти нововведения МАПа. Ведь, когда реорганизация только начиналась, об этом не было сказано ни слова.

Итоговое собрание акционеров, на котором будет де-юре оформлена новая компания, должно пройти в конце этого или в начале следующего года. Сегодня мы отрабатываем новую структуру управления будущей компанией. Все это наша обычная, текущая работа. Каких-то противоречий, нежелания проводить реорганизацию уже ни у кого нет. Работать с генеральными директорами присоединяемых компаний мне очень приятно.

А как относятся к объединению местные администрации? Ведь не секрет, что по всей стране много недовольных: опасаются, что семь объединенных компаний, включая и `ЦентрТелеком`, забудут про глубинку, что все инвестиции пойдут только на развитие центральной территории...

Эти вопросы активно обсуждались еще в феврале на совещании, которое проходило в Воронеже и на котором присутствовали министры транспорта и связи всех губерний, присоединяемых к `ЦентрТелекому`. То есть те самые люди, которые готовят губернаторам материалы, формируют их мнение, от которых зависит в конечном счете вся политика региона по развитию связи. Когда мы только вошли в зал, энергетика была абсолютно отрицательная: люди были настроены к нам так, словно мы задумали что-то для них непонятное, а значит, неправильное. А через три часа, когда мы расставались, настроение было уже другое: что же мы раньше не встретились!

Я привел им в пример реорганизацию внутри Московской области. Когда я пришел два года назад в компанию, в области было 46 телефонных узлов, сегодня же работает всего 13. Когда мы проводили их укрупнение, то столкнулись все с теми же претензиями от глав администраций. У нас на Московскую область 73 образования: районы, города районного уровня и т. д., - и все хотели, чтобы эти узлы остались, чтобы по-прежнему можно было ими руководить. Пришлось объяснять людям, что построение сети не подчинено административному делению: организация в области связи носит чисто технологический характер.

Приступив к объединению компаний из разных регионов, мы определили три основные задачи, и если мы их выполним, то главы администраций не почувствуют никакого ухудшения ситуации. Первое - это, конечно, уплата налогов в местный бюджет. Здесь все понятно. В Московской области мы уже год как живем по новой схеме - и никто из глав администраций области не возмущается, потому что те налоги, которые платились прежде, платятся и сегодня. Вторая проблема - это сокращение рабочих мест. Для Московской области и других регионов это, конечно, животрепещущий вопрос. Его мы тоже заранее обговаривали и решили, что массовых сокращений не будет. И третий вопрос, самый легкий для нас как для связистов, - чтобы при реорганизации не произошло ухудшения связи. Это наша работа, за которую мы отвечаем. Я, когда пришел руководить `Электросвязью` Московской области, считал для себя самым главным не напортить, не разрушить то хорошее, что было сделано до меня.

На прошлой неделе у нас состоялось заседание координационного совета Ассоциации `Центрально-Черноземная`, в котором участвовали представители администраций всех областей центрального региона, директора многих присоединяемых компаний, наши специалисты - всего более 30 человек. И снова сложился очень конструктивный диалог. Мы детально, по-деловому обсудили все аспекты предстоящего объединения и в целом одобрили проект рамочного соглашения между `ЦентрТелекомом` и администрациями регионов, имея в виду еще некоторую его доработку. Впоследствии на основе этого соглашения `ЦентрТелеком` будет заключать отдельные соглашения по конкретным направлениям деятельности с каждым регионом. Мы определили общие принципы взаимодействия будущей компании с регионами. В частности, наша компания обязуется не оптимизировать налоговые выплаты за счет перераспределения налоговой базы между региональными филиалами. Все выплаты будут производиться в строгом соответствии с законодательством.

Помнится, регионы ратовали за то, чтобы каждый из местных филиалов мог оставлять часть собственной выручки в своем регионе. Согласились ли вы с этой идеей?

Если это будет для пользы дела - пусть оставляют хоть всю выручку. Опасение у всех такое: вот, `ЦентрТелеком` заберет себе все деньги на Московскую область. Но это абсолютно не так. Мы ведь уже сегодня работаем почти как единая компания, у нас уже общий бизнес-план. Может, вертикаль управления еще и не до конца выстроена, но там, на местах, уже поняли, что мы нормальные люди.

Если филиалы станут направлять свои доходы в прибыльные проекты - пусть эти деньги остаются на территориях. Но не надо забывать: `ЦентрТелеком` - акционерное общество, а не благотворительная организация. Ведь акционеры, инвесторы следят за нами в четыре глаза.

Надо сказать, что нас, к сожалению, зарегулировал МАП. Нас называют монополистами, но я с этим названием не согласен. Я понимаю, не было бы у нас конкуренции - но вы посмотрите, как сегодня развиваются альтернативные операторы! Когда я рассказал генеральному директору Cesky Telecom, что у нас в Московской области работает больше 250 альтернативных операторов, тот чуть со стула не упал. В Чехии на всю страну - всего два оператора, которые конкурируют между собой. А мы не отказали в подключении ни одной компании, которая имеет лицензию Министерства связи.

МАП опасается, что мы очень большие и будем использовать свою силу, чтобы кого-то выкинуть с рынка. Но я только за взаимовыгодное сотрудничество. У нас есть язык технический, финансовый, юридический. Если мы находим взаимопонимание с оператором по всем этим вопросам - ради бога, пусть работает.

Весной `ЦентрТелеком` провел целую серию встреч с инвесторами, в том числе road-show в Лондоне и Нью-Йорке. Какое осталось впечатление? Готовы сегодня инвесторы вкладывать деньги в компанию?

Road-show - это неоценимая практика общения с инвестиционными компаниями, это очень полезно. Есть компании, которые действительно хотят вложить в нас деньги, причем речь идет об очень больших инвестициях, о сотнях миллионов долларов.

Но инвесторов, конечно, многое смущает: вопросы стабильности нашего общества, тарифная политика. Для них непонятно, как это мы оказываем государству услугу вперед, а оно потом с нами не расплачивается. Вот ко мне недавно пришла жалоба на руководителя одного из филиалов `ЦентрТелекома`, который не исполнил льготу для военнослужащих. Те обратились в определенные органы, органы написали жалобу... Конечно, мы с этим разберемся и все поправим, но проблема-то остается. В странах Западной и даже Восточной Европы очень хорошо относятся к ветеранам - действенная поддержка и все прочее. Но там деньги получает сам ветеран - и за эти деньги он, грубо говоря, целый месяц может кататься на трамвае, купить себе вагон колбасы или месяц разговаривать по телефону. То есть он имеет выбор.

Если вы приходите в булочную купить хлеба, вам без денег хлеб дают? Нет. А у нас привыкли пользоваться телефоном и не платить - это как бы норма жизни! Причем касается это не только населения, но и очень авторитетных организаций, которые используют свой административный ресурс. На Западе об этом знают, и для них это непонятно. Это прямой наш убыток, причем возникает он на ровном месте. Не нужно никаких технических средств - просто надо, чтобы законодательство, которое имеется, исполнялось всеми ветвями власти.

Кстати, в рамочном соглашении о взаимодействии с регионами, проект которого мы одобрили на прошлой неделе, декларируется, что администрации регионов обязуются компенсировать затраты `ЦентрТелекома`, связанные с обслуживанием льготников, в объеме средств, полученных из федерального бюджета.

До 2007 г. вы планируете ввести в эксплуатацию 1,2 млн новых телефонных номеров - цифра, сопоставимая со всей задействованной емкостью подмосковной сети сегодня. На это компании понадобится около $1 млрд. Если сторонних инвесторов отпугивают российские реалии, то откуда возьмется такая сумма?

У нас уже сегодня существуют контракты и договоры с некоторыми зарубежными банками. Например, в этом году заканчивается контракт на $12 млн с Люблянским банком, чей кредит мы как раз погасили. Очень значимое событие произошло в мае: `Связьинвест` договорился со Сбербанком о пятилетнем займе в 4 млрд руб. для будущих семи межрегиональных компаний под весьма щадящий процент. Для нас это очень интересный проект, который позволит закупать больше необходимого оборудования. Ведь только по лесопарку у нас сегодня очередь на установку телефона порядка 170 000 человек, плюс еще 450 000 - 500 000 в так называемом `пятом миллионе`, то есть в зоне действия подмосковных номеров, начинающихся с пятерки.

Когда мы оценивали затраты по вводу 1,2 млн номеров, мы считали их как бы в лоб: взяли цифры, перемножили и получили $1 млрд. Я думаю, в действительности цена вопроса будет значительно ниже. Сегодня мы вкладываем очень большие деньги в инфраструктуру нашей будущей компании. В этом году мы заканчиваем строительство большого и малого транспортного кольца, уже поставили по транзитному узлу в Люберцах и Долгопрудном. При наличии всей этой инфраструктуры себестоимость каждого нового номера уже будет значительно меньше. Мы будем работать выносами. Предположим, есть дом, где надо поставить 50 телефонов, - мы делаем специальный вынос от существующего транзитного узла. Это значительно дешевле, чем строить специальную станцию.

То, что в Подмосковье велик неудовлетворенный спрос на телефонные номера, очевидно. Но ведь и уровень платежеспособности в области невысок. Выгодно ли для компании ускоренными темпами вводить номера, которые люди еще неизвестно когда смогут приобрести?

Я по натуре оптимист. Сегодня мы наблюдаем оживление в промышленности, да и благосостояние у людей, согласитесь, стало повыше. Я надеюсь, что когда мы будем готовы удовлетворить имеющийся спрос, то и люди будут готовы заплатить за телефон.

При этом я считаю, что тариф на установку телефона к тому времени у нас должен вырасти. На Западе вообще нет такого понятия, как установочная плата, и нам она в принципе тоже не нужна. Сейчас установочная плата, максимальный размер которой у нас составляет 8000 руб, покрывает убытки по сельской связи, по низкому уровню абонплаты. Будет нормальный тариф, $6-8, - и мы уйдем от установочной платы.

В Подмосковье 6400 населенных пунктов - деревень, сел, других образований. Два года назад более 3000 было не телефонизировано. Сегодня таких пунктов у нас осталось 2000, половину из которых, по нашим планам, мы телефонизируем в этом году, а оставшиеся 1000 - в следующем. Это просто стыдно, что в XXI веке в некоторых населенных пунктах нет элементарного телефона- автомата, чтобы в случае чего позвонить в пожарную службу, милицию, врача вызвать.

Среди продвинутых компаний вошло в моду получать рейтинги корпоративного управления. Не так давно его получила, например, МТС. Вы не собираетесь подобный рейтинг заказать? Тоже ведь способ лишний раз заявить о себе.

В прошлом году у нас провел работу Standard & Poor`s, и мы получили кредитный рейтинг `стабильный`. Еще до этого мы вышли на Нью-Йоркскую биржу с американскими депозитарными расписками первого уровня, сейчас планируем выход на второй уровень. Я считаю, что наша компания уже сейчас вполне открытая.

Рейтинг корпоративного управления у Standard & Poor`s мы тоже планируем заказать, но соревноваться с мобильными операторами нам, конечно, тяжело. У нас абонементная плата сегодня $3 в месяц - и она считается одной из самых высоких в стране, а у них - $30. По числу абонентов они нас тоже уже обогнали. Они не решают никаких социальных задач. Если у тебя кончился оплаченный лимит времени, тебя сразу отключают. По правилам, так должны поступать и мы, но не всегда это сделаешь, потому что у нас есть свои спецзадачи. Поэтому мне бы очень хотелось посоревноваться по-хорошему, чтобы были равные условия.

В ближайшее время Минсвязи намерено открыть для Московской области новый междугородный код `498`. Означает ли это, что емкость ныне действующего в регионе кода `096` уже окончательно исчерпана?

С кодом `096` у нас проблем нет. Емкости достаточно, но используется она за лесопарковой зоной. Там вопрос не в отсутствии емкости, а в том, что человек не может заплатить даже 2000 руб. установочной платы, чтобы получить пятизначный номер.

Новый код `498` вводится по лесопарковой зоне и будет работать вместо `пятого миллиона`. Когда-то, еще во времена Хрущева, подмосковную лесопарковую зону собирались присоединить к Москве, и тогда Минсвязи СССР приняло решение об открытии в лесопарковой зоне `пятого миллиона` московских номеров. Так что в Подмосковье исторически был нарушен принцип организации междугородной связи. Когда человек звонит, скажем, из Рязани в Москву, то он должен набрать `восьмерку`, код города, телефонный номер абонента - и затем заплатить за междугородный звонок. А если он говорит из Мытищ, то платит обычную абонементную плату.

Сегодня ресурс `пятого миллиона` практически исчерпан. Поэтому открытие нового кода должно снять телефонный голод в лесопарковой зоне, и мы уже ведем большую подготовительную работу. Я думаю, к концу этого - началу следующего года он уже начнет работать.

Сейчас вы арендуете номера `пятого миллиона` у МГТС?

Нет, это наши номера. Но постепенно они будут передаваться МГТС. В Москве тоже ведь телефонный голод большой. Однако это будет очень длительная, серьезная, большая работа. Если мы закончим обмен номеров в течение 15-20 лет, то это, я думаю, будет удачей. Сначала номера кода `498` мы будет направлять не на замену `пятого миллиона`, а на сокращение телефонной очереди. А потом абоненты уже сами будут нас просить о замене. Ведь сегодня `пятый миллион` - это чистый аналог, очень плохая по качеству связь. А номера кода `498` будут цифровыми, то есть мы сможем предоставлять полный спектр услуг: телефон, телевидение, мультимедиа.

Вы сторонник того, чтобы со временем перевести звонки из нынешнего `пятого миллиона` в Москву на междугородный тариф?

Я наемный работник, надо мной есть министерство. Должно быть принято политическое решение - наверное, на уровне правительства. Замена номеров - очень серьезная процедура, и мы постараемся, чтобы потребитель не был ущемлен и не пострадал от тех проблем, которые были когда-то созданы.


Русский Фокус, 24.06.2002http://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован