02 февраля 2009
9909

Рубль шагнул в Думу

А вместе с ним весь экономический блок правительства
охотный ряд

В минувшую пятницу в Госдуме, куда прибыл большой правительственный десант - министры финансово-экономического блока во главе с первым вице-премьером Игорем Шуваловым, - обсуждались действия правительства, направленные на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях российской экономики. Правительство пообещало россиянам трудности, но и подарило надежду на улучшение ситуации.

Правда, конкретного ответа на вопрос, который настойчиво задавали депутаты: "Когда же мы выйдем из кризиса?" - на "правительственном часе" в Думе не прозвучало. Кто-то говорил о трех годах, кто-то, с оптимизмом, - о полугодии. Первый вице-премьер Игорь Шувалов предупредил, что "в целом ситуация в России в течение 2009 года будет достаточно жесткой". И к лучшему она, по словам Шувалова, станет изменяться вместе с изменениями к лучшему ситуации в мировой экономике. "Противостоять этому мы не можем, но можем смягчить на уровне наших национальных решений некоторые позиции. Мы можем в ручном режиме что-то отладить, но силой перевернуть ситуацию, то есть сломать, мы не в состоянии, никто не в состоянии", - сказал Шувалов, отметив при этом, что первую - шоковую - фазу кризиса мы прошли. И входим в плановый период нормальной работы.

Впрочем, со словом "кризис", которое стремительно вошло в наш обиход, Шувалов осторожничал, предпочитал говорить "ситуация".

И прежде всего объяснил, почему Россия оказалась в такую неблагоприятную ситуацию втянутой. "Мы понимали, что это рано или поздно случится", - признался Шувалов, напомнив депутатам, что еще в середине 2007 года тогда еще президент Владимир Путин на саммите в Германии проинформировал лидеров наиболее развитых экономических стран о том, что нас сильно волнует ситуация, которая складывается на ипотечном рынке США. Однако, по словам Шувалова, никто не ожидал, что в течение 2008 года "это все начнет развиваться в таких объемах, масштабах и с такой скоростью". Шувалов точно запомнил дату, когда правительство вместе с руководством Банка России начали работать в штабном режиме, - 16 сентября. В этот день премьер собрал свой кабинет и "дал определенные указания". Тогда мы были на пороге разрушения национальной банковской системы, среди населения стали активно возникать слухи о том, что банки будут обанкрочены, что рубль значительно подешевеет по отношению к доллару и евро. В начале осени на правительство и Центробанк, сообщил Шувалов, оказывалось громадное давление по поводу изменения курса национальной валюты. И если бы они этому давлению поддались, "граждане могли забрать из банков всю свою наличность", "невозможно было бы удержать курс рубля в тех параметрах, в которых мы намеревались его удержать в течение 2008 года". И в третий раз за последние 20 лет граждане полностью потеряли бы все свои сбережения. Но правительство не поддалось, сработало, по мнению Шувалова, ответственно и профессионально. И это позволило сохранить банковскую систему. Банкам были предоставлены денежные средства, чтобы они могли продолжить свою деятельность и выполнить обязательства перед вкладчиками. "Ситуация осталась под контролем, мы не допустили резкого изменения курса рубля", - заметил Шувалов. Рубль снижался плавно, чтобы, как пояснил первый вице-премьер, люди могли принять решение, как распорядиться своими денежными средствами.

Главная ответственность, которая сегодня лежит на правительстве, как заявил Шувалов, это граждане, оказавшиеся в тяжелой жизненной ситуации, - они или уже потеряли работу, или понимают, что могут ее потерять, или вынуждены были уйти в отпуск под нажимом руководства предприятия. "Таких людей по стране уже больше полумиллиона", - сказал Шувалов.

"Как же защитить человека труда?" - откликнулись депутаты фракции КПРФ. И предложили продлить выплату пособий по уходу за ребенком с полутора до трех лет, поскольку "у безработицы - женское лицо".

Шувалов согласился, что это целесообразно было бы сделать точно так же, как предоставить дополнительную возможность людям, кто этого хочет, продолжить обучение в магистратуре, аспирантуре. "Но решение надо принимать ответственно, исходя из того, что у нас ограниченные финансовые возможности", - сказал Шувалов. В первую очередь, по его словам, нужно сейчас вместе с субъектами Федерации реализовывать региональные программы по созданию новых рабочих мест, поддерживать градообразующие предприятия, которые не могут реализовывать свою продукцию. Однако, как заметил первый вице-премьер, все предприятия спасти будет невозможно и не нужно. Абсолютно неконкурентоспособные вынуждены будут пройти через процедуру банкротства. "Но наша ответственность, - повторил Шувалов, - будет заключаться в том, чтобы граждан не бросить, не оставить на улице".

Шувалов сообщил депутатам, что в ближайшее время антикризисный план на 2009 год будет скорректирован. Правительство намерено предложить некоторые мероприятия, которые связаны с дополнительными социальными программами и инфраструктурным развитием.

"Почему бы не заморозить тарифы?" - поинтересовались депутаты. "Заморозить тарифы, конечно, можно, - ответил Шувалов, - можно вернуться к ценам 1991 года. Только мы ведь с вами разрушим страну и никому не поможем. Ввергнем нашу с вами экономическую систему в абсолютный хаос. Вот это и будет действительно безответственно".

Вице-премьера, министра финансов Алексея Кудрина депутаты спросили прямо, за счет каких средств предполагается покрывать дефицит бюджета на 2010 год, если цены на нефть резко не возрастут, а золотовалютные резервы к концу 2009 года полностью истощатся. Кудрин сообщил парламентариям, что в настоящее время в Резервном фонде 4 триллиона 514 миллиардов рублей, а к концу года будет 4 триллиона 700 миллиардов рублей. Фонд национального благосостояния - 2 триллиона 803 миллиарда рублей в рублевом выражении. Но с учетом того, что рубль падает, все будет переоцениваться в сторону повышения, и к началу 2010 года в обоих фондах предполагается 7 триллионов 317 миллиардов рублей. Значительная часть Резервного фонда, по словам Кудрина, будет потрачена на замещение выпадающих доходов. Частично антикризисные мероприятия будут происходить за счет перераспределения бюджетных средств. Параметры бюджета 2009 года придется менять, огорчил Кудрин депутатов. По его словам, доходы бюджета в этом году сократятся с 10,9 триллиона рублей до 6,5 триллиона рублей. То есть на 4,4 триллиона рублей меньше, чем запланировано первоначально в утвержденном бюджете. "Если мы сейчас не будем менять параметры, а просто заместим эти выпадающие доходы средствами из резервных фондов, то уже дефицит бюджета составит 6,1 процента ВВП, то есть достаточно высокий дефицит по любым меркам, и в том числе даже кризисным", - сказал Кудрин.

Главная причина оскудения казны была известна и депутатам - нефтегазовые доходы упали. "Я понимаю, что все макроэкономические показатели у нас очень сильно зависят от цены на нефть, - заметил председатель Комитета ГД по финансовому рынку Владислав Резник. - Но хватит гадать, какая будет цена на нефть. Все равно никто точно ее не угадает". Он предложил рассчитывать бюджет не из оптимистического параметра, который делается в расчете на то, что баррель нефти не опустится ниже 41 доллара, а из себестоимости нефти. Это примерно, по мнению Резника, 30 долларов за баррель. "Понятно, что ниже себестоимости нам будет не уйти", - предположил Резник. "Ситуация в банковском секторе в значительной степени стабилизировалась, - заверил депутатов председатель Центробанка России Сергей Игнатьев. - Отток вкладов населения из банков достиг максимума в октябре, он составил тогда примерно 360 миллиардов рублей. Практически прекратился этот отток в ноябре, а в декабре возобновился приток вкладов". По словам Игнатьева, в последнее время продолжается рост кредитования экономики. "Если исключить курсовую разницу, то есть влияние повышения курса доллара к рублю, то, по оперативной информации, кредит экономики в декабре 2008 года увеличился на 1,2 процента", - заметил глава ЦБ и выразил надежду, что ситуация с кредитованием реального сектора может заметно улучшиться после стабилизации валютного курса рубля и адаптации экономики к его новому уровню. Игнатьев объяснил, почему потребовалось изменять валютный курс рубля: "Резкое падение мировых цен на нефть привело к ухудшению состояния платежного баланса страны. Стало ясно, что сформировавшийся осенью валютный курс рубля уже не соответствует новым экономическим реалиям". По словам Игнатьева, в это время сформировались сильные ожидания девальвации, что стимулировало отток капитала и создавало дополнительное давление на валютном рынке. "Мы не пошли на резкую девальвацию, - пояснил Игнатьев позицию Центробанка. - По нашим оценкам, резкая девальвация могла привести к банкротству многих банков и компаний, могла спровоцировать новую волну оттока вкладов населения из банков". Поэтому ЦБ с 23 января установил верхнюю границу валютного коридора для стоимости бивалютной корзины на уровне 41 рубля, что при курсе 1,3 доллара США за один евро соответствует примерно 36 рублям за доллар США.

Вице-спикер от ЛДПР Владимир Жириновский оказался, пожалуй, единственным среди депутатов, у кого нашелся конкретный ответ на вопрос "кто виноват". Это не только США, которые "через финансы валят все страны", но и, по словам Жириновского, отечественные минфин, ЦБ и минпром. Лидер ЛДПР дал им срок до мая, чтобы "выиграть свою "Сталинградскую битву". Если не смогут, если не наступит коренной перелом в оздоровлении экономики, значит, нужна корректировка курса, и кадровые изменения, и ответственность тех, кто виновен, считает Жириновский.

Мартин Шаккум ("Единая Россия") покритиковал федеральную антимонопольную службу, которая, как полагает депутат, занимает пассивную позицию, а "наши граждане недоумевают, почему в ситуации падения цен на сырье, энергоносители, сокращение зарплаты продолжают расти потребительские цены в России". Однако ни ФАС, ни министрам, ни Центробанку никаких сроков по преодолению последствий кризиса Шаккум устанавливать не стал. Он считает, что правительство не должно превращаться "в пожарную команду, бросая все силы на решение сиюминутных задач в ущерб стратегическим". "Мы последовательно должны реализовывать Стратегию-2020", программу развития транспортной системы до 2030 года, национальные проекты, массовое строительство дешевого малоэтажного жилья. Мы должны помнить о том, что кризис - это время обновления и модернизации экономики, это новые возможности, и прежде всего для дальнейшего развития и экономического роста", - заявил Шаккум, напомнив министрам, что фракция "Единая Россия" является политическим партнером правительства, и будем оперативно вносить и принимать законодательные акты, необходимые для преодоления кризиса.

И все-таки срочные, пожарные действия нужны, убеждены во фракции "Справедливая Россия". По мнению Оксаны Дмитриевой, самым главным антикризисным направлением было избрано спасение банковской системы и финансовых институтов, а надо было бороться со спадом в экономике и безработицей. "Огромные средства затрачены впустую, и время во многом упущено", - считает Дмитриева и предлагает срочно провести ревизию и переориентировать часть еще нерастраченных на неэффективные меры средств на другие цели. Сконцентрировать все средства на вложения в легальную экономику внутри страны и сохранение рабочих мест. Подчинить все меры тому, чтобы они изменяли структуру экономики в направлении инновационных отраслей. И одной из главных задач сделать социальную защиту наиболее уязвимых слоев населения.

Председатель Комитета по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров убежден, что "правительство отреагировало на беду эффективно и профессионально". "Антикризисная стратегия четко отражает реальную структуру нынешней российской экономики и позволяет последовательно проходить пороги кризиса", - заявил Федоров, заметив, что "на сегодняшний день у нас ни одного в этой части системного сбоя". Федоров призвал российский народ к консолидации, которая в условиях общего кризиса, общей беды "приобретает особую ценность и не раз выручала Россию". "По сути, страны, которые сохранят стабильность, понесут меньшие потери и составят фундамент, экономическую основу посткризисного мира", - сказал Федоров.

Председатель Комитета ГД по бюджету и налогам Юрий Васильев назвал некоторые оценки коллег по поводу действий правительства политизированными. Он уверен, что ключевой проблемой сегодня является не количество денег, выделенных на реализацию антикризисных мер, а то, как обеспечивается прозрачность и эффективность их использования. "Когда я говорю о прозрачности и эффективности, я не говорю о недоверии к кому-то и не подозреваю в том, что эти деньги пошли куда-то, ситуация требует, чтобы мы точно знали, на что пошел каждый рубль из тех триллионов, которые выделены на борьбу с кризисом", - сказал Васильев, выразив надежду на то, что скоро не только депутаты, но и все российские налогоплательщики узнают, куда пошли деньги. Поскольку "Единая Россия" подготовила и внесла в Думу законопроект, обязывающий правительство ежеквартально предоставлять всю информацию о средствах, которые идут на преодоление кризиса. Причем с указанием конечных получателей этих денег.

Все депутатские предложения будут учтены в специальном постановлении Госдумы.

Кстати

В пятницу депутаты Госдумы приняли в первом чтении законопроект, который реализует идею из Послания президента России. Право вносить главе государства предложения по кандидатурам на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации получают партии, победившие на региональных выборах. Но решать, кого из предложенных кандидатов назначить губернатором, будет президент.

Тамара Шкель

Опубликовано в РГ (Центральный выпуск) N4839 от 2 февраля 2009 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован