16 сентября 2003
802

Руслан Хестанов: Головные боли Америки

Странам ЕС и США была крайне необходима хотя бы риторическая победа на прошедшей в Канкуне (Мексика) пятой конференции ВТО, чтобы создать видимость эффективного функционирования крупнейшего международного торгового института. Как известно, конференция закончилась скандальным провалом: делегации развивающихся стран, недовольные эгоистической и протекционистской политикой развитых стран в области сельского хозяйства, покинули конференцию. Лидерами оппозиционной богатым странам политической коалиции, получившей название G-21, стали Индия, Китай и Бразилия. Конференция показала, что экономические разногласия приобретают уровень политических, что растет способность развивающихся стран Юга к организованной защите собственных интересов, а также что либеральная идеология ВТО фактически обслуживает интересы богатых стран Севера. Таков, по крайней мере, вывод французской Le Monde.

Конференция ВТО стало еще одним свидетельством опасной тенденции - деградации многосторонних международных институтов и растущего соблазна решать экономические проблемы политическими средствами. По окончании конференции американская делегация заявила, что США удвоят политические и дипломатические усилия, чтобы уже вне ВТО подписать серию двусторонних соглашений о "свободной торговле": раз в рамках международных институтов США по целому ряду позиций оказываются во все большей изоляции, то предпочтительней перейти к разборкам один на один. Первый в очереди - это Китай, тем более что на него давно точат зуб ЕС и Япония.

В преддверии президентских выборов американская администрация усилила поиски козлов отпущения, на которых можно было бы свалить впечатляющие провалы собственной экономической политики. Очень удобным кандидатом может оказаться Китай: американский рынок завален дешевыми китайскими товарами, а это можно представить как наглядное свидетельство "желтой экономической интервенции", которая стала возможной благодаря искусственно заниженному курсу китайской валюты. В условиях непривычно высокого по сравнению с 90-ми годами уровня безработицы, в китайское политическое досье администрации удобно укладывается популистская идея, что китайцы украли рабочие места у американцев, - она легко ассоциируется с вполне правдоподобным предположением об эгоизме транснациональных корпораций, выводящих свои производственные мощности за пределы США в страны с дешевой рабочей силой, а потому может быть легко подхвачена левыми и патриотическими политиками.

Об экономической интриге исчерпывающе рассказывается в статье "Валютные резервы и экономический рост" академика В.М.Полтеровича и профессора В.В.Попова, которую они любезно согласились написать для РЖ. Мне бы хотелось лишь обратить внимание на опасные последствия, к которым может привести предпочтение политических средств в решении международных экономических споров. Сошлюсь на напоминание Стивена Роуча, известного финансового аналитика из Morgan Stanley, который в связи с политизацией Китайского вопроса пишет: "Президент Гувер подписал законопроект о повышении тарифов [на импорт] Смута-Хоули в 1930 году. Многие считают это событие пусковым крючком Великой депрессии, которая не заставила себя долго ждать. Наибольший риск заключается именно в том, что политика возьмется за разрешение деформаций и разрывов глобализации. Неужели мы обречены постоянно повторять ошибки истории?"

Не только администрация Буша, но и американский конгресс перешли к прямым угрозам. В случае, если Китай откажется ревальвировать юань, конгресс угрожает наложить на китайский экспорт пошлины в размере 27,5 процента. Китайская валюта привязана к доллару, и цена ее остается неизменной с 1994 года, а торговый дефицит вырос с 1994 года по 2002 с 30 млрд. до 103 млрд. долларов. Пока не ясно, каковы шансы такого политического шантажа, ведь 65 процентов роста китайской экономики за тот же истекший период было достигнуто в основном благодаря дочерним предприятиям западных транснациональных корпораций, развернувших свои производственные площадки в Китае. Если политический вес этих корпораций окажется недостаточным, если популистский драйв будет сильнее и конгресс реализует свою угрозу, то это может стать прелюдией к крутому витку торговых войн и новой волне протекционизма с рискованными политическими последствиями.

Повышение тарифов на китайскую продукцию не только повысит стоимость производственных издержек в Китае и, может быть, подорвет его экспортные возможности, но сильно ударит и по многим американским компаниям, а также по покупательной способности самих американцев (ведь именно Китай поставляет дешевую и качественную продукцию). Например, для Wal Mart, поставляющей в свою торговую сеть китайских товаров на сумму в 15 млрд. долларов, повышение тарифов будет равнозначно повышению налогов на 4 млрд. долларов. Один из источников китайской головоломки - налоговая политика самих США: в государственных сегментах уровень сбережения упал с 3 процентов в 2000 году до дефицита в 4 процента к середине нынешнего. Ввиду фискальной щедрости нынешней администрации этот дефицит должен возрасти еще на 1-1,5% в течение нынешнего года.

Самый мощный мотор глобальной экономики сталкивается с самым большим торговым дефицитом - данная проблема взаимоотношений двух стран имеет структурный характер для мировой экономики и мощный политический конфронтационный потенциал.

 

http://old.russ.ru/politics/agenda/20030916-hest-pr.html

16.09.2003

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован