06 августа 2003
740

Руслан Хестанов: Петля Буша

Недавно завершившаяся война в Ираке показала, насколько осторожно следует относиться к экономическим прогнозам правительств и крупного частного бизнеса, в особенности если в этих прогнозах угадывается политическая или экономическая заинтересованность. Вспоминаются страшилки М.Ходарковского, подхваченные И.Хакамадой, о падении цены нефти в случае удачного для США исхода войны в Ираке до уровня 10 долларов за баррель. Тогда как раз с особой остротой всплыл вопрос о ренте на природные ресурсы страны. Столь же свежи воспоминания о подсчетах американской администрацией возможных военных расходов, а также выигрышей, которые сулила быстрая победа в Ираке.

В апреле месяце представитель американского министерства обороны, осуществлявший финансовое планирование операции, Д.Захаим говорил, что война потребует 24-28 млрд. долларов. Теперь же, по мнению самого Пентагона, война к концу года обойдется в 76 млрд. долларов.

Война сегодня стоит уже 15.5 процентов годового бюджетного дефицита. Эта цифра, вероятнее всего, будет еще возрастать, поскольку послевоенная оккупация обходится примерно в 1,5 млрд. долларов в неделю. Председатель сенатского комитета по международным отношениям сенатор-республиканец Ричард Лугар 26 июля объявил, что стоимость только восстановления экономики Ирака обойдется американскому налогоплательщику в 30 млрд. долларов. Эксперты из неоконсервативных мозговых центров до сих пор настаивают, что восстановительные работы можно будет провести за счет самого Ирака, то есть того нефтяного потока, который в скором времени потечет из страны.

Дональд Рамсфельд, министр обороны, а также человек номер два в Министерстве обороны - Пол Вулфовиц вынуждены были признать, что на срок более одного квартала США понадобится в Ираке военный контингент в 200 тыс. человек. На такой цифре продолжает настаивать Министерство обороны. Но на условиях анонимности официальные лица Пентагона заявили информационному агентству UPI, что в Ираке требуется контингент по крайней мере в 300 тыс. военнослужащих. В связи с возникшей неясностью, интересна недавняя публикация Алана Купермана в USA Today. Он указывает, что два фактора могут помочь в правильной оценке размеров, необходимых для осуществления полицейских операций: количественное определение массива населения и уровень насилия в стране. Общества стабильные и с относительно низким уровнем насилия, как, например, в США, требуют только трех полицейских представителей на тысячу жителей. В регионах же нестабильных, с высоким уровнем насилия, как например в Северной Ирландии, Малайзии, Боснии или Косово, на тысячу жителей требуется примерно 20 специально подготовленных представителей полицейских формирований. В противном случае поддерживать порядок оказывается невозможно. Разумеется, послевоенный Ирак подпадает под последнюю категорию стран. Если следовать предложенной схеме, тогда в Ираке понадобится присутствие 480 тыс. миротворцев (население Ирака - 24 млн. человек).1

Несмотря на предпринимаемые усилия по увеличению добычи нефти в Ираке, она продолжает сокращаться. Цены удерживаются по-прежнему на высоком довоенном уровне, что усиливает давление на американский торговый дефицит, укрепляя позиции России, Саудовской Аравии и Ирана. Главная причина - неудача обеих американских администраций в Багдаде в восстановлении порядка, безопасности и основных гражданских служб и коммуникаций. Кроме того, американское федеральное правительство испытывают существенные сложности в рекрутировании добровольцев для работы в оккупационной администрации, отчего последняя остается серьезно неукомплектованной.

В статье Джона Кассиди в The New York Times были проведены интересные подсчеты: "Допустим, цены на нефть повисли где-то около 25 долларов за баррель, что находится в середине целевого коридора ОПЕК (от 22 до 28 долларов за баррель), возрожденная иракская экономика, производящая на экспорт 6 млн. баррелей нефти в день, получит 55 млн. долларов годовой выручки. Но стоимость оккупации Ирака, по подсчетам самого правительства, уже достигла суммы где-то между 52-78 млрд. долларов в годовом исчислении". И даже если ни один доллар из этих 55 млрд. долларов не пойдет на возмещение американской оккупации, то если разделить эту сумму на 30 млн. иракцев, то каждый из них получит по 5 долларов в день, что, в соответствие с критериями Всемирного банка, слегка превысит уровень их жизни над низшей планкой "глобального порога бедности" в 2 доллара в день. Вывод Кассиди: вряд ли это сулит региону трансформацию, ведущую к процветанию. Разумеется, не может быть никакой речи о том, чтобы, как писал Джон Б.Джудис в The New Republic, "переделать Ближний Восток в соответствии с нашим образом капитализма и демократии, используя в качестве рычага производство иракской нефти, чтобы подорвать доминирующие позиции Саудовской Аравии в регионе и, может быть, даже разрушить саму ОПЕК".

Похоже на то, что США, вместо поставленных стратегических целей перекройки региона и изменения регионального баланса сил, добьются не только стабильно высоких цен на нефть и нефтепродукты, но существенно ограничат свои бюджетные возможности, ослабив в собственной стране как капитализм, так и демократические институты.

Политика США на Ближнем Востоке имеет свои внутриполитические ограничения и глобальные риски. Нынче США имеют самый большую в современной истории диспропорцию внешнеторгового баланса - 544 млрд. долларов по данным за первый квартал нынешнего года. В настоящее время дефицит текущего счета США равняется 5,1 проценту ВВП США, при этом, чтобы сохранить прежний уровень потребления и производства, страна нуждается в привлечении 2 млрд. долларов зарубежных инвестиций в день. По прогнозам Morgan Stanley дефицит текущего счета может достигнуть в 2004 году 6,5-7 процентов ВВП США, а приток инвестиций должен будет увеличиться до 3 миллиардов в день.

Вся эта замысловатая цифирь свидетельствует только об одном, что на политической и экономической повестке дня в США стоят крайне настоятельные и болезненные вопросы о пересмотре политики сильного доллара и о девальвации его курса, об увеличении уровня национальных сбережений, чего можно достичь, решившись на понижение импорта и увеличение экспорта. Воли со стороны нынешней администрация к такой трезвой переоценке экономической ситуации в стране недостаточно. Американцы должны будут вступить в нелегкие переговоры со своими основными экономическими партнерами, чтобы убедить тех понизить тарифы на импорт, что, в свою очередь, потребует от последних переориентации с экспорта на внутренний спрос в своих странах. Уже сейчас от Китая требуют ревалюации заниженного курса юаня. При усиливающемся политическом давлении на Китай это чревато тем, что Пекин решится на пересмотр структуры своих финансовых резервов, отказавшись от доллара в пользу другой валюты.

Все это походит на узел, который администрация Буша предпочла бы скорее разрубить, чем развязывать, в особенности потому, что теперь она должна быть в позиции просителя и вести себя как законопослушный партнер, а не мировой жандарм. Просить она должна также и о сотрудничестве в Ираке и в Афганистане. Боюсь, что столь радикальная перемена в стиле внутренней и глобальной политики будет слишком опасен для команды Буша, особенно в преддверии выборов. Тем менее реалистичной, по всей видимости, будет его внутренняя и внешняя политика, а узел может трансформироваться в петлю-удавку.

Примечания:


Вернуться1
Согласно данным The New York Times, объединенные силы союзников в Афганистане насчитывают 16500 человек, при населении страны в 27 млн., т.е. менее чем по одному миротворцу на тысячу жителей.

 

http://old.russ.ru/politics/agenda/20030806-hest.html

06.08.2003

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован