18 ноября 2005
1847

Русский балет сегодня - такой же безусловный национальный бренд, каким он был в советское время?

На этой неделе Майя Плисецкая отмечает юбилей, а Большой театр проводит Фестиваль в честь легенды русского балета. Отечественная балетная школа - уникальное культурное явление, долгое время в этой области мы оставались "впереди планеты всей". Какова ситуация сегодня? Остался ли русский балет таким же символом России, каким он был всегда?

С этим вопросом "Прагматика культуры" обратилась к своим респондентам.

Итак:

Русский балет сегодня - такой же безусловный национальный бренд, каким он был в советское время?

18 ноября, пятница

Вадим Гаевский, профессор РГГУ, историк балета

-Сегодня, конечно, многое изменилось. Понимаете, балет как национальный бренд... Это понятие существовало в основном в умах, а не в реальности. Балет как искусство состоит из исполнителей и балетмейстеров. У нас всегда были прекрасные исполнители, но долгое время мы не имели авторитетного для всего мира балетмейстера. Сейчас, по крайней мере, это все понимают. В советское время мы варились в самих себе, в некотором смысле у нас была очень провинциальная атмосфера. Наш балет был крайне традиционный и неподвижный. Долгое время мы ничего не давали мировому балету и ничего у него не брали.

17 ноября, четверг

Наталья Добрынина, доцент МГУ


-Ведущие позиции российского балета несомненны. Но если учесть, что сегодня, в отличие от советского времени, артисты выступают всюду, то мы можем наблюдать смешение стилей. Смешались балетные школы разных стран. Тем не менее, русский балет сохранил свою самобытность. И об этом говорит необыкновенный успех любых гастролей наших танцоров за рубежом. Этим летом в Лондоне чуть ли не по две ночи люди стояли за билетами, чтобы попасть на спектакли Мариинского театра. Какие еще нужны аргументы?

16 ноября, среда

Татьяна Китаева, балетмейстер

- Да, русский балет, конечно, является брендом. Не современный танец, а именно русский классический балет. Во многих культурных областях мы утратили первенство, но здесь нам еще есть чем гордиться. Это наследие не промотано. Я имею в виду, прежде всего Мариинский театр, а также Пермский театр оперы и балета, показавший недавно блестящую постановку "Спящей красавицы". Все было сделано чисто, красиво и абсолютно в своей красоте. А в Большом театре работает Андрис Лиепа, который сохраяет неприкосновенность золотого запаса русского танца. Этот балетмейстер ищет по всему миру людей, еще помнящих первоначальные редакции спектаклей, и переносит их на современную сцену.

15 ноября, вторник

Анна Гордеева, балетный обозреватель газеты "Время Новостей" и журнала "Тайм-Аут Москва":

- Трудно сказать. Дело в том, что балет не является брендом - им становятся те или иные люди. И становятся тогда, когда (зачастую, не без потерь) выходят за рамки своей профессии. Взять для примера Николая Цискаридзе: он "раскрутился" и начал появляться на телевидении именно тогда, когда год вынужденно не танцевал из-за травмы. Так у него появилось время на попсовые проекты. Похожим занимается и Анастасия Волочкова. Ульяна Лопаткина, которая на сегодняшний день является, на мой взгляд, лучшей балериной, куда менее узнаваема.

Что касается образа "Большого театра" за границей, то он вместе с Мариинским театром, Парижской оперой, New York City Ballet, American Ballet Theatre и др. входит в очень почетную компанию. У многих из этих театров попсовый репертуар, но они имеют возможность приглашать звезд со всего мира. Это очень почетная компания, но мы в ней не самые-самые.

14 ноября, понедельник

Алексей Исайчев, редактор отдела рекламы Большого театра:

- Русский балет является брендовым для всего мира. Мы это прекрасно видим, когда западные труппы приезжают к нам. Мы можем сравнивать, и совершенно очевидно, что отечественный уровень балета является эталонным. По сравнению с советскими временами, ситуация, конечно, изменилась. Сейчас преобладает техника, и в ней подчас растворяется индивидуальность актера. Но это никак не сказывается на качестве и престиже русского балета. И я думаю, ситуация не изменится, по крайней мере, пока существует классический репертуар и пока существует русская балетная школа.

18.11.2005

www.polit.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован