Эксклюзив
29 декабря 2011
6138

Русскость и российскость как проблемы формирования этнической толерантности

Коваленко С. В.- д.ф.н., профессор Ивановского государственного энергетического университета

Одной из самых уязвимых точек России является проблема адекватного формирования национальной и государственной идентичности граждан. После распада СССР вновь образованная общность столкнулась с необходимостью ответить на внешние и внутренние вызовы. Внешние вызовы связаны с процессами глобализации и непрекращающимся военно-экономическим и политико-идеологическим давлением. Внутренние вызовы связаны с необходимостью соединить этнополитические интересы культурно-национальных сообществ в рамках российской государственности. Проблема заключается в инерционной активности национально-культурных сообществ, создававших национально-ориентированные версии учебных программ и учебников, в том числе и по истории. Чрезмерный акцент на проблемах этничности в изучении истории государственности, особенно в контексте обвинений России в угнетении малых народов, приводят к расщеплению единой российской идентичности. Попытка снять эту угрозу политикой ускоренного формирования общероссийской идентичности как "россиян", спровоцировала появление проблемы соотношения русского и российского начал в мировоззрении граждан, считавших себя русскими по происхождению.

Сторонники ускоренного формирования общероссийской идентичности считают, что определение "российский" содержит в себе понятие общей и единственной родины многонационального российского народа. Одним из самых активных сторонников данного подхода является Р. Г. Абдулатипов. Его логика основана на утверждении, что различные этносы, живя в одном государстве, в общей социально-экономической и культурной среде объективно будут участвовать в формировании единой общности как народа, как граждан, как соотечественников, значит, и как единой нации. По его мнению, определяющими становятся не родовые, этнические признаки гражданина, а гражданственность, гражданская общность людей различных этнонациональностей. Стратегический курс на ускоренное формирование российской нации проявился в том, что графа "национальность" изъята из анкет и других учетных документов. Статья 19 Конституции России гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы и национальности. Уголовный кодекс проявление дискриминации в зависимости от расы и национальности граждан рассматривает как уголовное преступление (ст. 136).

Критика политики ускоренного формирования общероссийской идентичности апеллирует к опыту краха новой исторической общности "советский народ". Критики отмечают, что узаконенное в Конституции РФ словосочетание "многонациональный народ Российской Федерации", по сущности тождественно отвергнутому в политической, научной литературе понятию "советский народ". Игнорирование негативного опыта и упорство в проведении курса на ускоренное формирование общероссийской идентичности как "россиян" провоцирует появление межнациональных проблем в понимании соотношения русского и российского начал. Бывший заместитель директора института этнологии и антропологии РАН М. Н. Губогло отмечает: "О какой нормальной этнической и гражданской идентичности может идти речь, если, например, национальная политика подобно маятнику - качается от провоцирования этнического изоляционизма и радикализма до пропаганды космополитизма, а гражданская политика, призванная воспитывать любовь к Отечеству и его судьбе, патриотизм, заняты или бесконечным оплевыванием прошлого, или мазохистскими призывами к покаянию нынешних поколений за деяния предшествующих".

Столь упорное игнорирование опыта прошлого и стихийные попытки противодействия этому курсу ставят проблему историко-политического значения этнонима "русский". Не погружаясь в дебри исторической дискуссии, посвященной этому вопросу, следует отметить историко-политическое значение этого этнонима. Это значение, сохраняющееся на уровне коллективно-бессознательного, не осознается, и не принимается во внимание доминирующими субъектами политики. Очевидно, что этимология этнонима "русский" своими корнями уходит в тысячелетнюю практику родовых отношений. В них на бессознательном уровне закрепился авторитет этого этнонима, вокруг которого идет непрекращающаяся борьба за право его использовать.
Средневековые путешественники, посещавшие Москву, стояли перед дилеммой определения государственности либо как Московской, либо как Русской . В конце концов, победила тенденция рассматривать Москву как субъекта, имеющего право использовать в своем официальном названии этноним русский. Однако ментальность украинского народа упорно сохраняет средневековые позиции определения этнической основы русской государственности как Московской, а её граждан как москалей или московитов. Столь длительный спор за право обладания этнонимом русский говорит о его весьма значимом статусе, память о котором сохранилась только на уровне коллективно-бессознательного. Оценка этого статуса в коллективно-бессознательном индоевропейских народов может быть как положительной, так и отрицательной. Вероятно, из этого глубинного прошлого вытекает политика двойных стандартов по отношению к России, которая активно воспроизводится не только в действиях западных политиков, но и в мировоззрении масс.

Противоречие бессознательного и сознательного, по вопросу соотношения русского и российского, ставит проблему методологии исследования этногенеза и социально-политической самоорганизации. Исследование феномена этнической и политической самоорганизации человека предполагает использование методологии синергетики. Категория "самоорганизация" используется в контексте парадигмы "синергетики" и означает способность открытой системы использовать энергии среды обитания для самосохранения и расширенного воспроизводства. Закономерности этногенеза и социально-политической самоорганизации можно объяснить универсальностью принципов материально-энергетических взаимодействий, доказанной В. И. Вернадским. Исследователь выдвинул тезис о трансформации биогеохимической энергии в новую форму энергии, которую можно назвать энергией человеческой культуры или культурной биогеохимической энергией . Онтология самоорганизации живого, по Вернадскому, обусловлена тем, что в эволюции выживают те системы, которые увеличивают эффективность использования биогенной геохимической энергии. Следовательно, эволюционная самоорганизация человека должна рассматриваться через его способность создавать системы расширенного использования энергии для своего воспроизводства в системе биосферных взаимодействий.

Оценка способности человека создавать системы расширенного использования энергии осуществляется на основе различных методологических позиций. Специфика этих методологических позиций раскрыта в работе В. С. Степина. Традиционным методом исследования является методология классической рациональности. В рамках этой методологии все внимание исследователей сосредотачивается на изучении целеполагающего фактора сознания человека, ориентированного на постижение вечных и неизменных истин. Эти истины, в совокупности, раскрывают высший смысл бытия, к которому должен стремиться каждый человек в своей жизнедеятельности. В контексте теории этногенеза сторонники методологии классической рациональности акцентируют внимание на целевых установках социального актора и описывают процесс самоорганизации как целеполагающую деятельность сообществ. Данную позицию условно можно определить как конструктивизм и мультикультурализм. При всей многозначности этих понятий, в их основе лежит стремление к равноправию существования различных культур, в противовес модели гегемонии одной культуры. По мнению В. А. Тишкова этнические группы определяются по тем характеристикам, которые сами члены группы считают для себя значимыми и которые лежат в основе самосознания. Таким образом, этничность - это форма социальной организации культурных различий. Следовательно (убежден директор института этнологии и антропологии РАН), целенаправленное информационное и культурологическое давление может сформировать российскую идентичность русского народа.

Исторический опыт всех попыток построения рационально организованного общества свидетельствует, что игнорирование объективной реальности всегда приводит к краху таких проектов. Пересмотр классической парадигмы начался с волюнтаризма А. Шопенгауэра, бессознательного Э. Гартмана и экзистенциализма С. Кьеркегора. Ф. Ницше, З. Фрейд и К. Г. Юнг показали конфликт инстинктивной природы человека и культурных норм общества, в котором индивидуальное и коллективное бессознательное приобретает определяющее значение. Объектом научного исследования стали иррациональные факторы, такие состояния субъекта как воля, чувства, интуиция, воображение, инстинкт и бессознательные мотивы поведения человека. Развитие общества стало пониматься как процесс хаотического столкновения интересов, которые выстраиваются в соответствии с законами природы, естественности развития и невидимой руки рынка. Применение неклассических подходов к исследованию этнических процессов самоорганизации способствовало появлению этологии и социобиологии.

Абсолютизация факторов естественности развития, процессов рождения и становления этнических форм самоорганизации получила название примордиализма. Сторонники концепции примордиализма рассматривают этничность как биосоциальную форму естественного отбора. Этничность интерпретируется как процесс формирования расширенной родственной группы. Эволюция подобных родственных групп ведет к появлению социума. С точки зрения онтологии теории познания данная система анализа и доказательств определяется как методология неклассической рациональности, в рамках которой внимание исследователей сосредотачивается на абсолютизации биосоциальных факторов естественной самоорганизации. В рамках данного подхода абсолютизируются истоки этногенеза, поэтому этноним "русские" приобретает доминирующие значение при формировании этнической и политической идентичности и, следовательно, противопоставляется понятию "россияне".

Реалии действий средств массовой информации, настроенных на ускоренный курс формирования общероссийской идентичности, вызывают стихийную ответную реакцию. Она выражается в хаотизации исторических и этнических мировоззренческих установок общественного сознания и дезориентации молодежи, некритически относящейся к концепциям расового и этнического превосходства. Противоречие бессознательного прошлого и реалий информационного настоящего, в виде концепций норманизма и евразийства, разрывает духовную сущность российской цивилизации. Анализ этнической составляющей фактора "духовности" отражен в понятии "русский дух", которое часто встречается в русских сказках. Данное понятие в деятельности человека этнического всегда рассматривается в системе конкуренции "своих" и "чужих", что означает необходимость анализа феномена духовности в этническом аспекте. Такой подход ведет к появлению противоречий в трактовке понятия "духовность".

Традиционная трактовка духовности разрабатывалась в исследовании человека, воплощавшего в себе противоречие телесно-чувственной природы и души устремленной к слиянию с Духом Создателя. Христианство создало традиции классического рационализма и персонализма, исследуя вопросы организации взаимодействия основных модусов сущности человека: тела, души и духа. При этом тело выступает одновременно и элементом природы, и собственно человеческим телом, определяемым через особый спектр таких исключительно человеческих чувств и состояний как совесть, стыд, смех, плач и т. п. Душа также может пониматься в двух основных ракурсах: во-первых, как жизненный центр тела, очерчивая срок телесного существования; во-вторых, как экзистенциальное начало, индивидуализирующее человека в обществе и описывающееся в философии через проблемы свободы воли, свободы, творчества, игры. Дух воплощает в себе фундаментальную сущностную идею "человечности" как универсальной всеобщности, объединяющей идеальное и реальное бытие человека. Единство модусов человека для христианских антропологов реализуется в феномене духовности - общения личности с Духом и отрицания греховности, источником которой стало тело.

Отсюда вытекает конечная задача христианской антропологии, каковая, по мнению владыки Филарета, "должна указать человеку путь спасения от того, что искажает его подлинный образ, и направить человека по пути духовного возрастания и соединения со своим Творцом, по образу Которого он создан". Телеологические концепции сущности человека понимают феномен духовности как способ движения индивидуальности к всеобщности, к вечным и неизменным смыслам, определяющим принципы бытия. Косвенным подтверждением такого вывода может быть утверждение Н. А. Бердяева. "Философская антропология ни в каком смысле, и ни в какой степени не зависит от антропологии научной, ибо человек для нее не природный объект, а сверхприродный субъект. Философская антропология целиком покоится на высшем, прорывающемся за грани природного мира самосознании человека".

Космологическая универсальность трактовки феномена духовности христианской антропологии может быть дополнена концепцией "третьего мира" К. Поппера. В рамках этой концепции первый мир представляет собой реальность, существующую объективно. Второй мир отражает состояние индивидуального сознания и его активность. Третий мир - это мир духовного: научных идей, поэтических мыслей, этических ценностей . Согласно концепции К. Поппера, мир духовного или поле мировой культуры ведет поиск научных идей, этических и эстетических ценностей, способных адекватно отражать реальность взаимодействий энергии и вещества. В ходе этого поиска те или иные проекты подвергаются проверке практикой. Поппер утверждал, что "только немногие социальные институты сознательно спроектированы, тогда как их абсолютное большинство просто "выросло" как неспроектированные результаты человеческих действий" . Следовательно, проективная деятельность разума, направленная на ускоренное формирование российской идентичности и духовности сталкивается с объективными сложностями, источником которых являются этнические аспекты духовности - феномен русского духа.

Этимология слова дух в русском языке связана с дуновением ветра или просто с ветром, который несет информацию о присутствии "чужих". Формулировки типа "здесь русский дух, здесь Русью пахнет" вероятно, связаны с духовным восприятием Земли. Почитание Земли-матери стало органичной чертой духовной жизни русского человека, сохраняемой веками, как во времена язычества, так и во времена христианства.

Отношение к Земле как к матери всего произрастающего из нее, порождает этимологию приветствий, отражающих этническую специфику содержания понятия "духовность".

Германоязычные народы Центральной Европы приветствуют друг друга, осведомляясь: "Как идут дела?". Грузины взаимно желают при встрече победы. Русские приветствуют знакомых восклицанием: "Здорово! Здравствуй!" - т. е., желают здоровья. Такое приветствие, хорошо известное с древнерусских времен, образовалось из пожелания быть твердым и крепким как священный дуб, олицетворявший мощь, твердость, устойчивость, бывший символом бессмертия. Слово "здоров/здоровый" буквально значит: из хорошего дерева, крепок как дерево, здоров и силен . Духовное наследие наших пращуров отражало не только факторы зависимости человека от стихийных сил природы, но и его стремление к гармонии с миром природы, окружающим социумом. Отсюда вытекают такие специфические черты русской духовности как отношение к Земле-матери и уважение к пращурам, к роду.

В словаре В. И. Даля отмечены десятки слов с корнем "род", от которого образовались слова: родители, родственники, родичи, родина, родной, родимый. Слово "род" было системно образующим понятием формирования духовности русского человека. Конкретное место возрождения рода, где предки смогли договориться с духами местности, стало выражаться в понятии "Родина". Закрепленный за родом участок, где производят и хранят жизненные припасы, стал называться словом "зарод", а все окружающее, обеспечивающее существование рода, стало называться словом "природа". Благословление предков даровавшим наследникам свои особые признаки нашло свое выражение в термине "порода". Понятие "народ" стало обозначать все то, что народилось, собралось в роде и представляет собой совокупность ныне живущего рода. Слово нерод обозначает беспечного или небрежного человека, а слово "урод" стало означать физически неполноценного человека - лишенного благословления "рода" или предка. Род обеспечивает единство в рождении - непрекращающемся воспроизведении потомства, поэтому наши пращуры наделяли его не только благоносными действиями, но и карающем гневом, наказывающим ослушника родовых предписаний. Роду поклонялись, им пугали детей: "родимец застанет", "родимец схватит". До наших дней сохранилось присловие "на роду написано": древние славяне видели в роде знак судьбы, предопределенного ею случая.

Исходя из вышесказанного содержание понятия "духовное" определяется потребностью личности или этноса в познании своего места во взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего, а также степени свободы и ответственности в этой взаимозависимости. Следовательно, соотношение русскости и российскости можно рассматривать в контексте взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. Ошибочность ускоренного курса заключается в игнорировании того факта, что в структуре населения России русский этнос составляет более 80%. Его культура и ценности объективно доминируют, поэтому любая попытка утвердить абстрактное равенство национальных культур исторически обречена на поражение. Его причиной станет исторический опыт, сконцентрированный в культурном коде русского народа. Сущность этого кода заключается в том, что важнейшим фактором сплочения и развития народов России до сих пор был патернализм власти по отношению к подданным и мессианство. Отказ российских реформаторов 90-х гг. ХХ в. от ценностей этого кода, преемственности традиций привел к децивилизации, т. е. к утрате многопоколенческих и многовековых ценностных накоплений в русской этничности и российской государственности.

Возможно, в отдаленном будущем будет осуществимо реальное правовое равенство всех этносов и равноправное участие в принятии политических и государственных управленческих решений. В реальности становления рыночных отношений взаимодействие этносов, как показал опыт СССР, социально-экономические отношения национальных образований основываются на соотношении вклада в экономику и той социальной доли, которая выделяется этническим образованиям для потребления. Отсутствие экономической прозрачности этих отношений породило множество взаимных претензий, которые спровоцировали распад СССР. Процесс становления экономической прозрачности отношений России с Украиной и Белоруссией уже потребовал почти двадцать лет. Отсюда следует вывод, что процесс становления толерантности и равенства всех этносов в принятии политических и государственных управленческих решений представляет собой перспективу движения российской цивилизации, постепенно снимающего проблемы исторической, социально-экономической, культурной и демографической иерархии этносов.

Снятие противоречий русской и российской идентичности представляет длительный эволюционный процесс. Решение наиболее острых его противоречий, очевидно, требует изменения методологии анализа процессов этногенеза в современной социально-экономической, культурной и демографической реальности взаимоотношений этносов. Такой методологией познания и анализа является методология постнеклассической рациональности В. С. Степина. Её суть заключается в синтезе объективных и субъективных факторов. Такими факторами являются исторический и культурный опыт, аккумулированный в бессознательном этноса, целеполагающая деятельность субъектов политики и власти. Методология постнеклассической рациональности основана на выдвижении только тех целей, которые отражают реальные антропологические потребности человека и реально достижимы на данном историческом этапе.

Эффективность целей этнической самоорганизации основана на неразрывном единстве прошлого, настоящего и будущего. Знание и рациональное использования тысячелетнего опыта жизнедеятельности русского этноса является естественным потенциалом современного развития России. История - это фундамент создания устойчивой государственности, своеобразная отправная точка формирования идентичности и толерантности - возможности оптимизации созидания общественно-значимых ценностей, необходимых для устойчивого развития России.

http://www.allrus.info/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован