02 сентября 2005
3301

Рязанов был нежен

ЭЛЬДАР РЯЗАНОВ ПРОДОЛЖАЕТ СЪЕМКИ СВОЕГО НОВОГО ФИЛЬМА "АНДЕРСЕН". А КАК ШЛА РАБОТА? "РОДНАЯ ГАЗЕТА" ПОПРОСИЛА РАССКАЗАТЬ ОБ ЭТОМ ИСПОЛНИТЕЛЬНИЦУ РОЛИ МАТЕРИ ВЕЛИКОГО СКАЗОЧНИКА ОКСАНУ МЫСИНУ. АКТРИСА СОГЛАСИЛАСЬ. БУДУЧИ В НЬЮ-ЙОРКЕ (ОНА ЗАМУЖЕМ ЗА АМЕРИКАНЦЕМ), ОКСАНА ИЗЛОЖИЛА СВОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ О СЪЕМКАХ НА БУМАГЕ И ТЕКСТ ПЕРЕДАЛА В РЕДАКЦИЮ. ПРЕДЛАГАЕМ ЕГО ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ, НЕ ИЗМЕНИВ НИ ЗАПЯТОЙ.

Когда у меня дома раздался звонок от Эльдара Александровича Рязанова и он предложил мне поработать в его новом фильме "Андерсен", помню, что я сказала: "Как я рада, что вы позвонили", и добавила: "А то я все думаю, как же вы могли столько снимать и без меня?"

А дальше в Анапе на "Киношоке" Эльдар Александрович вручил мне сценарий и сказал: "Читай. Мы это написали вместе с Ираклием Квирикадзе. Я хочу, чтобы ты сыграла маму".

Сценарий захватывающий, читала я несколько дней, так не хотелось, чтобы эта история подошла к концу.

А Эльдар Александрович вместе с женой Эммой при встрече за обедом или по дороге на море меня спрашивали: "Прочла?" "Читаю", - отвечала я.

И как только я закончила, мы встретились вечером в кафе под открытым небом, пили красное вино и говорили, говорили. Эльдар Александрович был необыкновенно открыт, включая меня в круг тем, которые волнуют его в предстоящей работе.

Для меня стало ясно, что в советскую эпоху пробить такую картину было бы невозможно. Сквозь призму событий, связанных с жизнью Ганса Христиана Андерсена, высвечиваются и вскрываются все раны и трещины XX века - зарождение фашизма, растущая волна антисемитизма. И в центре этого водоворота истории - птенец, выбившийся из стаи, художник в поиске Любви.

Чудо этого сценария в сочетании блестящих остроумных диалогов, перипетий сюжета и притчевой основы, наполненной трагически звучащей нотой одиночества.

Дальше были съемки.

Рязанов был очень нежен к актерам, после отснятого дубля он подзывал нас всех к монитору, мы усаживались кто где мог, кто у его коленок, кто присаживался рядышком, мы вместе смотрели на экран, он делал поправки и отправлял нас на следующий дубль. Его включенность, азарт, способность видеть нюансы и целое, умение снимать лишнее напряжение коротким рассказом или шуткой - а здесь, как известно, он виртуоз! - рождали чувство упоения работой. Моими основными партнерами по фильму являются Стас Рядинский (Андерсен) - чудесный молодой актер Ленкома, тонкий, живой, очень непосредственный и глубокий, уверена, что эта роль станет для него началом, - и очень мною любимая актриса Людмила Аринина, актриса театра "Мастерская П.Н. Фоменко". Людмила Михайловна играет мою маму и бабушку Андерсена. Интеллигентная, точная, очень трепетная актриса.

Лиечка Ахеджакова - неизменный талисман Рязанова - очаровала нас всех своим потрясающим хулиганством и озорством (она играет Гадалку). Нежнейший, легкий человек и партнер. Глядя на нее, видишь воочию, что значит выражение "камера ее любит".

Одним из самых сильных потрясений для меня была работа в кадре с собаками. Почти моего роста, три разнопородных (один из них волкодав) пса стали моими партнерами в сцене сумасшествия моей героини.

Мама Андерсена была прачкой, муж ее погиб на войне, куда его отправили ради заработка, сын Ганс Христиан - неслух и "мокака", дочь она отдала в сиротский дом, отреклась от нее. После того как сын ее покидает и уезжает искать удачу в Копенгаген, мать спивается и теряет рассудок. Много лет спустя Ганс Христиан возвращается домой и находит в пустом доме одичавших голодных собак и свою маму, еще одного члена "стаи". Для меня эта сцена - центральная в роли.

Начинается она с того, что я сплю на полу между этими псами, положив голову одному из них на спину, и заканчивается тем, что, раздевшись донага на глазах у сына, я снова засыпаю с собаками.

На съемочной площадке не менее 25 человек, кто-то тянет провода, кто-то направляет свет, кто-то держит над тобой пушистые микрофоны, кто-то вспыхивает перед твоим лицом какой-то "диафрагмой", кто-то все время поправляет твой костюм (лохмотья), кто-то кричит, кто-то кашляет, кто-то фотографирует, кто-то спит, кто-то просто проходит мимо. Я помню все это особенно отчетливо, потому что со мной рядом лежат три незнакомые мне собаки, на зубах я ощущаю их шерсть, смешанную с песком, и стараюсь расслабиться настолько, чтобы заснуть и усыпить моих партнеров под этот грохот. И когда я почувствовала, как их дыхание стало длинным и они стали засыпать, я кожей поняла, что мне надо стать с ними одним целым и быть с ними на одной волне.

Эти, не читавшие сценария собаки, не знали, что там есть ремарка: "Пьет из собачьей миски", не читали они и Станиславского с его "умри в партнере". Но в кадре, когда я, объясняясь своему сыну в любви-ненависти, стала пить воду из собачьей миски, один из псов, всхлипывая, вошел в кадр и стал пить поочередно со мной из этой же миски! И сделал это в двух дублях!

Недаром говорят: "Талантлив, как собака!"

На следующий день дрессировщик передал мне привет от собак! И я подумала: какое это счастье - сниматься у Рязанова!

СПРАВКА

Оксана Мысина - одна из самых ярких русских актрис. Играла в спектакле Олега Меньшикова "Кухня", а свой знаменитый моноспектакль "К.И. из "Преступления" по Достоевскому месяц с триумфом показывала на Бродвее. В ее фильмографии: "Пьеса для пассажира" (премия "Золотой Овен" за лучшую женскую роль), "Семейные тайны", "Бедный, бедный Павел", "Каменская", "Пан или пропал", "Дети Арбата". Недавно она записала первый сольный альбом "Гуд-бай, Москва! Гуд-бай, Россия!" со своей рок-группой "ОКСи-РОКс". Муж - Джон Фридман (США), театровед, драматург, писатель.

"РОДНАЯ ГАЗЕТА" N 33(119), 02.09.2005

www.rodgaz.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован