25 сентября 2002
2604

С.Абельцев. Некоторые аспекты этноконфессииональных отношений в России

Сегодня, наверное, никто не станет отрицать очевидного факта: этноконфессиональные отношения в стране далеки от идеальных. Мы дошли до того, что для руководителей ряда национальных республик территориальная целостность России стала представляться меньшей ценностью, чем возможность получения материальных преференций под залог своей лояльности центру.

Люди перестали чувствовать себя единым народом, у которого общая родина. Опасения относительно возможного коммунистического реванша оказались сильнее инстинкта самосохранения.

Как и после 1917 года, вся вина за положение дел в стране была возможна на государствообразующую нацию. И если в дореволюционной России был накоплен огромный опыт совместного проживания народов, то сегодня мы пытаемся все начать как бы с чистого листа. Спрашивается, чем мы в таком случае отличаемся от большевиков?

Хочу обратить внимание на тот факт, что в нашем историческом прошлом отношения властей с гражданами строились не на основе их национальности, а в зависимости от личных достоинств и реального участия в жизни государства. При этом все важнейшие вопросы, в т.ч. и этноконфессиональные, решались исходя из интересов прежде всего государствообразующей нации. И это, наверное, было правильно. Передача в СССР функций управления национальными процессами в руки представителей национальных меньшинств приводила, как правило, к негативным последствиям.

Огромный ущерб стране нанесло знаменитое "берите суверенитета, сколько проглотите". Увлеченное междуусобной войной за власть, советско-российское руководство недопустимым образом разыграло национальную карту, поощрив претензии автономий на исключительность. Именно тогда вздулась проблема взаимоотношений коренного и некоренного населения.

Смею утверждать, что сегодня в области взаимоотношений национальностей и религий Россия является самой раскрепощенной страной. Конечно, каждый народ, населяющий нашу страну, имеет право на строительство культовых сооружений, в том числе и на средства зарубежных меценатов. Но, извините, зачем было в Кисловодске вызывающим образом проектировать армянский храм в самой высокой точке города?
Как бы некоторые ни отрицали этого, но основным источником проблем в данной области является национально- территориальное строение нашего государства. Кто может вразумительно ответить: зачем в государстве, имеющем единое гражданство, законодательство, финансы, внешнюю политику, армию и флот и т.д., нужны еще национально-территориальные образования с собственными президентами и правительствами? Разве нельзя сохранять национальную идентичность в рамках культурных автономий?

В отличие от навязанных нам стереотипов, можно утверждать, что эпоха федерализма, основанного на национально-территориальном подходе, себя изжила и всем цивилизованным миром уже благополучно пройдена. По-видимому и Россия, которая в контексте глобализации готовится к восприятию универсальных моделей и открытию границ, не должна потворствовать национальным эгоизмам, сохраняя искусственно нарезанные национальные территории- анклавы. И если, по крайней мере, республики сохраняются, то принцип здесь должен быть один: исправно плати налоги и соблюдай федеральные законы. Сегодня у нас нет ни того, ни другого.

У нас явно недостаточна разъяснительная работа в данной области по официальным каналам, а власти подключаются к процессу, как правило, уже на силовой стадии разрешения конфликтов. В такой ситуации законы начинают трактоваться произвольно, в соответствии с групповыми и национально- клановыми интересами. В частности, закон об экстремизме, вторично представленный в Государственную Думу, как показало первое же обсуждение его варианта на "круглом столе", сразу был ангажирован для борьбы в первую очередь с шовинизмом и антисемитизмом.

Да, на бытовом уровне у нас наблюдаются проявления национальной и религиозной нетерпимости. Но хочу обратить внимание присутствующих, если собственный опыт для нас недостаточен, на то, как после 11 сентября в США изменилось отношение общества к людям, исповедующим ислам, хотя американцы всегда гордились своей веротерпимостью. Более того, хочу напомнить, что два жителя Техаса, не то в шутку, не то всерьез объявившие борьбу за отделение своего штата от метрополии, были приговорены к пожизненному тюремному заключению Опыт Беловежской пущи должен быть осужден раз и навсегда.

В вопросах этноконфессиональных отношений российским правительством сделан очередной шаг - вновь создается нечто подобное Министерству по делам национальностей. Однако за дружным хором в поддержку президента не слышно конкретных предложений, хотя позиция общества в данном случае имеет важное значение.

Простой пример. На прошедшем 21-22.11.2001 г. Гражданском форуме в его секциях были наработаны многочисленные рекомендации, касающиеся жизни страны. Но по национальному вопросу было зафиксировано только две:

а) создать при правительстве РФ консультативный совет по делам национальных организаций;
б) восстановить в бюджете отдельную строку "Национальная политика".

Примерно такого же качества предложены рекомендации и по миграционной политике. Прогресса у нас не будет до тех пор, пока мы не определимся в принципиальных вопросах:
-понимаем ли мы, что проблема запущена, и для ее решения необходимо пойти на жесткие и, возможно, непопулярные меры?
-если понимаем, то готовы ли мы пойти на такие меры, т.е. имеем ли мы для этого политическую волю?

Учитывая опыт мировой истории, ни на чем не настаивая конкретно, можно согласиться с тем, что первоначальным толчком к политическому урегулированию этноконфессиональных конфликтов являлись, как правило, силовые акции, расставлявшие точки над i. Поэтому следует ожидать, что всякие абстрактные словесные призывы окажутся неуслышанными.

В последнее время стало модным употреблять слова "толерантность". Но при этом забывается, что эта толерантность воспитывается равным отношением государства ко всем гражданам, а не квотированием или избирательными льготами. Не так давно группа чеченской молодежи была призвана для прохождения военной службы на особых условиях в Московском военном округе, и это закончилось скандалом.
Кстати, о Чечне. Ситуация в республике служит мощным раздражающим фактором в межнациональных отношениях. В то время как лорд Джадд склонял Россию на всех европейских перекрестках, а в международный лексикон прочно вошло жаргонное словечко "зачистка", цивилизованные американцы назвали разгром суверенной страны - Афганистана невинным словом "наказание".

И чтобы не было иллюзий насчет того, как подобные акции расценивают самые большие российские правозащитники, процитирую писателя Войновича:
"Иногда, чтобы сокрушить вражеское государство, другая сторона прибегает к акциям устрашения народа, порой ужасным, но сильно остужающим патриотический пыл".
В заключение несколько слов о роли средств массовой информации.

Откроем газету "Демократический выбор" No49 за 2001 год, главный редактор правдолюб С. Юшенков. Читаем заголовок статьи: "Ликвидация ТВ-6 как зеркало русского экономического порядка". Спрашивается: при чем здесь русские? А при том, что у этих господ главный враг - это русский народ.
До тех пор, пока озлобленных нищетой подростков повсеместно будут обзывать отморозками, подонками, ублюдками и фашистами, а бандитов, зверски пытавших наших солдат, уважительно - боевиками и полевыми командирами, можно считать, что российские СМИ занимают антироссийскую позицию.
Поэтому наша задача сегодня - научиться понимать друг друга, содействовать распространению этого взаимопонимания в обществе.


Журнал "Вертикаль власти"
Сентябрь 2002 г.

25 сентября 2002
http://www.abeltsev.ru/a/2002/09/25/nekotorye_aspekty_etnokonfessionalnyh_otnosheniy_v_rossii.html
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован