10 января 1999
2535

С.Абельцев. Нужно ли ратифицировать Договор СНВ-2

В последнее время Государственную Думу усиленно пытаются склонить к ратификации Договора СНВ-2. Основной аргумент сторонников ратификации: Договор позволит сохранить паритет между Россией и США в области стратегических ядерных вооружений в начале следующего столетия. Между тем, для анализа ситуации важное значение имеют три фактора, которые в широких дискуссиях не нашли должного отражения.

Во-первых, президент Б.Ельцин в 1992 году заявил на весь мир, что Россия отказывается от поддержания стратегического паритета со своим бывшим главным вероятным противником. Последующие события подтвердили обоснованность такого заявления: страна, откатившаяся во вторую десятку государств мира по объему ВВП, не может говорить на равных с единственной оставшейся сверхдержавой. На данный момент ракетно-ядерный потенциал России приобрел устойчивую динамику саморазрушения, которая не вписывается ни в рамки Договора СНВ-2, ни, тем более, в рамки Договора CHB-I.

Во-вторых, российская сторона в Договоре СНВ-2 пошла на огромные уступки США в вопросах эасчета реального количества ядерных боезарядов, которые реально могут быть размещены на оставляемых носителях. Так, в Договор исключительно в интересах США внесено положение, позволяющее им вынести за рамки эасчета сокращаемых вооружений около 100 тяжелых бомбардировщиков Б-1Б. Не понятно также, из каких соображений за каждым таким бомбардировщиком зачисляется 16 боезарядов, если он может нести до 22 крылатых ракет? Вопиющим является факт, когда на полигонах США проводятся испытания американских и английских БРПЛ "Трайдент-2" под большее число боеголовок, чем это засчитывается для них по Договору (официально засчитывается 8, испытывались с 14 боеголовками).

В-третьих, поведение США свидетельствует о том, что и в будущем они не намерены считаться с мнением российской стороны, в частности, по проблеме так называемого "возвратного потенциала" (волее 4000 ядерных боезарядов американцы в случае необходимости в сжатые сроки могут вновь установить на своих носителях без особых технических трудностей). Сейчас американцы не позволяют российским инспекторам контролировать реальное количество боеголовок на МБР "Минитмен-З" (ракеты наземного базирования) и БРПЛ "Трайдент-1,2". Практически не выполнены процедуры по действительному переводу тяжелых бомбардировщиков Б-1Б в неядерный статус. По этим и другим нарушениям претензии- российской стороныне принимаются.

Учитывая эти и другие соображения (обусловленное Договором безответственное уничтожение огромных материальных ценностей и связанные с этим финансовые расходы, постановку под полный и окончательный американский контроль всего ядерного оружейного комплекса России и пр.), более приемлемым для нас представляется следующий формат политики в области стратегических наступательных вооружений на ближайшие 10-15 лет:

1. В доктринальнок плане отказаться от концепции баланса (паритета) стратегических сил с американцами, вернувшись к старому пропо ренному принципу "примитивного" ядерного сдерживания - угрозе нанесения массированного ядерного удара по всему комплексу целей страны-агрессора. Не ратифицировать Договор СНВ-2, приняв решение в одностороннем порядке сократить стратегические ядерные силы до уровня, например, 1000-1500 боеголовок.

2. Сохранить установившийся между Роппийй и США режим взаимного контроля за стратегическими ядерными вооружениями. Ввести в практику нашего парламентаризма ежегодное предоставление президентом России в Федеральное Собрание докладов о выполнении американцами соглашений по ограничению вооружений, включая договоры CHB-I и об ограничении систем противоракетной обороны.

3. Разъяснить международному сообществу новую позицию России, пригласив одновременно кроме США и другие страны к участию в контроле за уничтожением наших сокращаемых ядерных вооружений. Оставляемые на боевом дежурстве средства эксплуатировать в режиме контроля, предусмотренном Договором CHB-I.

Совершенно ясно, что решение России о резком сокращении стратегических ядерных сил и предложение о международном контроле, в том числе под эгидой МАГАТЭ, вызовет панику в Вашингтоне, однако с пониманием будет встречено во всем остальном мире.

В настоящее время США сами уже готовы провести глубокие сокращения своих ядерных вооружений, однако опасаются, что оно приобретет обвальный характер в случае упреждающего принятия такого решения российской стороной. Кроме того, американцы стремятся сохранить единоличный постоянный контроль за российским ядерным оружейным комплексом и ае приемлют идеи интернационализации своих отношений о Россией в этой области.

Что касается других стран, то они, особенно Европа и арабский Ближний Восток, понимают, что российские боеголовки необходимы миру как противовес всепроникающему американскому гегемонизму. Поэтому решение России существенно сократить свои ядерные вооружения, сохранив только посильный для себя умеренный ядерный потенциал, вызовет положительный международный резонанс.

Если после всего изложенного Госдума тем не менее ратифицирует Договор СНВ-2, депутат-государственник сможет утешиться только мыслью, что американцы хотя бы уэнаот: в российском парламенте не все депутаты бессмысленно взирают на происходящие в мире процессы.


Журнал "Президент. Парламент. Правительство"
N 1, 1999г


10 января 1999
http://www.abeltsev.ru/a/1999/01/10/nuzhno_li_ratificirovat_dogovor_snv_2.html
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован