07 августа 2002
102

С молодежью решили работать, но еще не договорились - как

Госсовет снова спорит с правительством

Проект доктрины государственной молодежной политики, разработанный профильной группой Госсовета, вызвал неоднозначную реакцию в обществе. Не во всем согласны друг с другом и сами разработчики этого документа. Так, позиция Минобразования серьезно расходится с позицией других участников рабочей группы. Ситуацию, сложившуюся вокруг концепции, по просьбе `НГ` комментируют замминистра образования Юрий Коврижных и член комиссии Совета Федерации по делам молодежи и спорта Сергей Анохин.

Юрий Коврижных: `Госсовет пытается все начать с нуля`

- Юрий Васильевич, каково ваше отношение к итоговому тексту документа, подготовленного рабочей группой Госсовета?

- Основные позиции этой доктрины я бы назвал дискуссионными. Некоторые пожелания Минобразования вошли в этот документ, но концептуальные предложения нашего ведомства были проигнорированы. Нас не устраивает многое, начиная с названия. Доктрина - это свод положений. Речь же должна идти о стратегии государственной молодежной политики с планом первоочередных мер. Целый ряд таких мер уже разработан нашим министерством и внесен в правительство. В частности, программа обеспечения жильем молодых семей. Она предусматривает, что при рождении каждого ребенка государство будет выделять субсидию, эквивалентную стоимости 18 кв. метров жилой площади. Есть и другие конкретные предложения.

- Значит, то, что предлагает доктрина, слишком далеко от реальности?

- Не совсем так. Действует федеральная целевая программа `Молодежь России (2001-2005 годы)`. Так вот, основные направления, изложенные в доктрине, повторяют разделы этой программы. Только в искаженном виде - с неточными формулировками. Например, одно из них звучит так: `Возврат в общество`. Из названия следует, что речь идет о молодых людях, которые уже оступились. Мы же должны больше говорить о ранней профилактике - еще до того, как юноша или девушка `выпали из общества`.

- Авторы доктрины считают, что молодежная сфера не имела глубокого научного обоснования и предлагают создать целую научную отрасль.

- Они пытаются все начать с нуля, без учета десятилетнего опыта, накопленного и в Москве, и в регионах. А ведь и наука давно существует, и Институт молодежи, ныне - Московская гуманитарно-социальная академия. Ученые из этого учреждения активно сотрудничают с нами на договорной основе. Есть и ведущие школы - Санкт-Петербургский госуниверситет, Уральский. При участии их специалистов разработана концепция молодежной политики в РФ, которая в прошлом году обсуждалась всей страной и которую мы считаем основополагающим документом. Доктрина Госсовета - лишь осколок этой концепции.

- В вопросах воспитания молодых по советской традиции авторы проекта делают упор на военно-патриотическую составляющую.

- Проблема воспитания есть, ее нельзя отрицать. Для этих целей была принята программа `Патриотическое воспитание граждан России`. Одна из ее подпрограмм осуществляется Минобразованием. Так вот, недавно мы ее пересмотрели и постарались уйти от военизированного уклона, который там был изначально. Мы делаем упор на изучении истории, знании национальных традиций, духовно-нравственном воспитании. К сожалению, доктрина Госсовета подготовлена без увязки с действующими программами и проектами.

- Как вы относитесь к идее создания индустрии специализированных СМИ?

- В действующих программах, конечно, предусматривается активное сотрудничество со СМИ, но создание собственных не предусмотрено. К сожалению, многие положения доктрины не подкреплены финансово-экономическим обоснованием. Мы тоже могли бы пофантазировать и много всего предложить. Нас совсем не устраивает, как молодежная проблематика освещается в СМИ. Но мы понимаем, что возможности федерального бюджета ограниченны. Более реальные идеи - это регулярное проведение форума молодых журналистов и создание молодежного интернет-портала.

- Доктрина предлагает стимулировать развитие общественного сектора. В частности, в него заложен двух-трехкратный рост молодежных организаций за 3-4 года.

- Мы считаем это нереальным. Прогнозировать что-либо в этой сфере сложно, многое зависит от состояния самого общества. Вообще временные параметры доктрины у нас вызывают большие вопросы: продолжительность этапов, о которых говорится в данном документе, никак не просчитана, нет никаких социологических и экономических обоснований.

- В проекте также говорится о необходимости создания большого количества новых управленческих структур в центре и на местах.

- Надо вначале доработать концепцию, стратегию, план первоочередных мер, а уже потом смотреть, нужны ли для этого новые структуры или достаточно уже имеющихся. Вообще же, какие бы ни были структуры, как бы они ни назывались, от главной проблемы - межведомственной координации - мы все равно не уйдем. Надо наращивать не количество чиновников в молодежной сфере, а объем направляемых в эту сферу ресурсов.

Сергей Анохин: `Должны действовать две вертикали - политическая и административная`

- Сергей Викторович, почему рабочая группа Госсовета не хочет использовать разработки Минобразования по молодежной политике?

- Минобразования сейчас пытается составить некий протокол разногласий. Однако по принципиальным вопросам у нас разногласий нет. Все недоразумения лежат не в области текста концепции, а в области амбиций. Министерские чиновники считают, что те материалы, которые они подготовили полгода назад, рабочая группа Госсовета должна безоговорочно принять и с этим `флагом` двинуться к президенту. Но ведь их концепция молодежной политики была отклонена Путиным. Поэтому и создана рабочая группа Госсовета.

- Неужели все претензии заключаются только в ведомственных амбициях?

- Министр Филиппов попросил своих людей подготовить концепцию для того, чтобы она закрыла пробел, который образовался после отклонения закона о молодежной политике. А у нас принципиально другой подход. Мы собираемся подходить к решению проблем не узковедомственно, а по-государственному. Кстати, все материалы, подготовленные ведомством Филиппова, вошли в нашу стратегию молодежной политики. Однако у министерства есть специфический подход к решению проблемы, с которым мы категорически не согласны. Там считают, что ничего делать не надо, нужно просто добавить денег. Но это ведь не так. Мы собираемся выстроить какую-то вертикаль, чтобы у нас молодежная политика не только разрабатывалась, но и реализовывалась.

- Документ рабочей группы предусматривает создание специальных дополнительных органов, должностей. Не боитесь, что снова расплодите бюрократов?

- Боимся. Более того, мы четко осознаем, что нашему государству пора сокращать количество чиновников. И общая тенденция, которая сейчас очевидна, - укрупнение министерств и ведомств. Но здесь возникает проблема: раз есть молодежная политика, нужно ее как-то проводить, должен быть специальный орган управления. Если кто-то придумает еще более оптимальный способ без создания новых структур - хорошо, но я думаю, что это невозможно. После того как был ликвидирован госкомитет по делам молодежи, несколько ведомств - Госкомспорт, Минтруда и Минобразования - занимались молодежными проблемами, но не справились с ними.

- Какая схема управления вам кажется наиболее оптимальной?

- Должны действовать две вертикали. Одна - политическая, в рамках администрации президента, а другая - административная, в рамках правительства. Головным органом, по нашему мнению, целесообразно сделать госкомитет. Но этот вопрос должен решить президент. Если по каким-то причинам создать госкомитет невозможно, но есть возможность создать министерство (которое, разумеется, будет рангом выше госкомитета), нужно создавать министерство.

- В вашей концепции обозначено, что молодежь - это люди от 14 до 30 лет. Не думаете ли вы, что сами ставите какие-то рамки, которые не позволят впоследствии эффективно работать, к примеру, с тринадцатилетними наркоманами?

- Возраст от 14 до 30 лет - это утвержденная мировая норма. Не нужно подходить к этой проблеме прямолинейно. Мы говорим о том, что в этих границах человек находится в `молодежном` состоянии. Просто есть определенная специфика: в этот период люди социализируются и приносят максимальное количество хлопот и себе, и обществу.

- Не кажется ли вам, что предложение о воссоздании стройотрядов не слишком целесообразно? Полезность стройотрядов как метода воспитания весьма сомнительна. К тому же это просто нерентабельное предприятие.

- У нас есть студенты, которые летом могут отдыхать, а могут и подзаработать. Если вы посмотрите на тех людей, которые работают сейчас на стройках Москвы, - это неквалифицированная рабочая сила: турки, украинцы, молдаване, таджики. За это они получают деньги. То же самое могут делать и наши студенты.

- В свое время предлагалось много способов решить проблему жилья для молодежи, но денег на это никогда не находилось. Где гарантия, что сейчас найдутся?

- `Выбивать` деньги - это задача чиновников. Мы заинтересованы в другом - чтобы был пересмотрен сам подход к молодежным проблемам. Если нам удастся сформировать в головах депутатов, чиновников, работников правительства, администрации президента мысль о том, что молодежью необходимо не только заниматься, но и выделять финансовые средства, это будет очень хорошо. Но я не уверен, что мы этого добьемся .

- В вашей концепции упор делается на военно-патриотическое воспитание молодежи. А может, лучше уйти от милитаризации сознания?

- Если сегодня мы не будем говорить молодым людям о том, что такое армия, они потом и в контрактную армию не пойдут. Молодежь должна знать, что свою страну надо защищать. Другое дело, что сама армия сейчас - тоже `больной организм`. Но не надо мешать мух с котлетами. Если ты не будешь кормить свою армию, то будешь кормить чужую.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован