10 августа 2004
128

С.СЕРЕБРЯКОВ: Инвестиции в Росии. Практика. Проблемы. Перспктивы

Об инвестициях говорят все, кто хоть в какой-то степени связан с российским бизнесом и промышленностью. Проблемы инвестиций обсуждаются постоянно на проводимых в России семинарах, форумах и конференциях. Однако невзирая на колоссальное количество проведенных за последние два года мероприятий, нельзя сказать, чтобы инвестиционные процессы в России приобрели современные очертания и двигались в определенном стратегическом русле, принося ощутимую пользу российскому реальному сектору.


I


В современных инвестиционных процессах принимают участие две категории инвесторов - внутренние и внешние.

Работа с зарубежными инвесторами всегда проблематична, поскольку степень их опасений за стабильность экономической ситуации весьма высока. Соответственно, либо им нужны жесткие гарантии окупаемости вложений, а их могут дать только реально жизнеспособные предприятия, либо полный контроль за деятельностью предприятия, в результате чего оно практически перестанет быть российским.

Другое дело внутренний инвестор, то есть те кредитные организации, которые могли бы связать свои средства через эффективные инвестиционные инструменты, тем самым стимулируя реальный сектор. Это могут быть либо банки, либо специализированные финансово-инвестиционные компании - участники фондового рынка.

Что касается банков, то в настоящее время совершать долговременное и массированное целевое кредитование могут либо иностранные банкиры, либо Сбербанк, либо крупные банки с государственным участием, которые способны удовлетворить высокие кредитные запросы промышленности и не опасаться за условия возврата кредитных средств, так как работают с крупными жизнеспособными организациями, выпускающими высоколиквидную продукцию.

Коммерческие же банки, как показывает опыт, также охотно идут на кредитные отношения только с представителями отраслей, обладающими, по их мнению, значительной ликвидностью. С промышленностью, у которой изношенное оборудование и которая выпускает неконкурентоспособную и неликвидную продукцию, банки связываться не желают.

И тем не менее, как показал анализ инвестиционных процессов в России, в 2000 г., по сравнению с 1999 г., кредитная активность российских банков стремительно возросла. И это не случайность, а вполне закономерная позитивная тенденция, указывающая, в первую очередь, на то, что острая фаза кризиса в отношениях банков, инвестиционных организаций и реального сектора уже пройдена. Так, например, общий объем инвестиций в основные фонды промышленных отраслей (с учетом участия иностранного банковского капитала) за 2000 г. составил более 5 млрд. долл., в то время как этот показатель за весь 1999 г. был равен суммарно всего 3,2 млрд. долл.


II


Группой экспертов, специалистов по оценкам рисков предприятий, а также маркетологов, специалистов в сфере бизнес-планирования и оценки экономических процессов в российской промышленности был выведен экспертный показатель перспективной инвестиционной привлекательности отраслей на ближайшие 3-5 лет. Этот рейтинг создавался на основе данных, полученных как по отраслям промышленности в целом, так и по отдельным предприятиям, являющимся типичными представителями этих отраслей. Показатель инвестиционной привлекательности носит прогнозный характер и является нормированной относительно 100% величиной, полученной в результате усреднения значений так называемых технологического и потребительского показателей, вычисленных с применением экспертных систем и оценочных 10-балльных шкал.

Технологический показатель характеризует потенциальную потребность предприятия в техническом перевооружении и его способность с применением этого оборудования, а также инновационных технологий производить качественную, конкурентоспособную и ликвидную продукцию, которая может обеспечить окупаемость инвестиционных вложений.

Потребительский показатель демонстрирует степень перспективности предприятий относительно мобильности сбыта продукции, уровень ее ликвидности и широту потребительского спектра, в рамках которого должен возникать и стимулироваться стабильный спрос на нее.

При проведении оценки инвестиционной привлекательности на основании специальных экспертных шкал экспертами оценивались следующие технологические и потребительские характеристики типичных представителей отраслей:
1. Состояние и перспективы технологической базы
2. Состояние сырьевой базы
3. Степень зависимости от импорта сырья, оборудования, комплектующих
4. Потребности в промышленном строительстве, реконструкции
5. Состояние и перспективы менеджмента
6. Пластичность управления
7. Административная политика
8. Техническая политика
9. Маркетинговая политика
10. Инновационная политика
11. Потребность в оборудовании и техническом переоснащении
12. Окупаемость вложений в производственный цикл
13. Платежеспособность и норма прибыли (рентабельность)
14. Социальная значимость продукции и широта потребительского спектра
15. Ликвидность и конкурентоспособность продукции отрасли в региональном (общероссийском) масштабе
16. Положение и перспективы продукции отрасли международных рынках
17. Связь со средним и малым бизнесом и дилерская активность предприятий
18. Уровень рыночной цивилизованности отраслей
19. Уровень криминализованности

Таким образом, экспертный показатель инвестиционной привлекательности характеризует как комплексную потребность отрасли в инвестициях и кредитных средствах, так и мобильность отрасли в плане возврата кредитных средств. Иными словами, чем выше относительно 100% показатель инвестиционной привлекательности, тем большее количество средств способна поглотить отрасль на технологические и коммуникационные цели и тем скорее она способна эти средства вернуть или окупить.

На основании экспертизы выделены три группы промышленных отраслей, в той или иной степени перспективных на ближайшие 3-5 лет.

Первая группа - это те отрасли, которые обладают высоким потенциалом реализации и возврата инвестиционных средств (по комплексному показателю 60-80%).

В этой группе безусловным лидером является пищевая промышленность (мясная, рыбная, мукомольная, кондитерская) и торговля пищевыми продуктами - ее технологический потенциал выше 6 баллов, а потребительский, естественно, самый высокий (следовательно, и самая высокая ликвидность продукции) - 9,7 баллов. Причем для предприятий этой отрасли характерна высокая конкурентоспособность как на внутреннем, так и на международном уровне.

Ненамного отстает электроэнергетика, готовая поглотить значительные объемы инвестиций и кредитных средств. Конечно, в настоящее время у отрасли колоссальное количество проблем, связанных и с технологическим несовершенством и износом оборудования и с косностью менеджмента на предприятиях, входящих в структуру РАО ЕЭС. И в то же время внутренняя потребность страны в электроэнергетике и новых финансовых схемах взаимоотношения с предприятиями отрасли очевидна (показатель перспективной потребительской ликвидности - 7,8 баллов).

Все более нуждается в технологическом переоснащении железнодорожный транспорт и гражданская авиация, на долю которых приходится ежегодно все более возрастающий объем пассажирских и грузоперевозок. Условная продукция этих отраслей имеет весьма высокую ликвидность. К тому же, в связи с созданием на железных дорогах новых видов скоростных пассажирских перевозок, предполагается, что в ближайшие 5 лет между железнодорожными и авиационными компаниями будет нарастать конкуренция, которая, вполне возможно, закончится ассоциативными соглашениями на продажу комплексного транспортного продукта населению. Следовательно, ликвидность транспорта в значительной степени повысится.

К этой же группе, кроме традиционных экспортно ориентированных отраслей (нефтедобыча и нефтепереработка, газовая промышленность), относятся наиболее социально значимые отрасли, которые, при прочих условиях и техническом перевооружении, способны реализовать эффективный процесс импортозамещения и выйти на высокий уровень рентабельности. Такое их положение обусловлено, прежде всего, высокой социальной значимостью выпускаемой этими предприятиями продукции и ее доступностью для значительных потребительских слоев.

Во второй группе отрасли, обладающие повышенной инвестиционной перспективностью (показатели выше 50%).

Предприятия этих сфер остро нуждаются в целевом инвестировании, но по тем или иным причинам окупаемость инвестиций будет протекать медленнее, нежели в предыдущей группе (это может быть связано как с ликвидностью продукции, так и с уровнем рентабельности предприятий). В этом ранге лидируют авиационная промышленность, общее машиностроение, химическая и нефтехимическая промышленность, строительство и промышленность стройматериалов.

Возрастет платежеспособность населения и постепенно возрастет массовый внутрироссийский спрос на автомобили. Ликвидность продукции, правда, несколько ниже, чем у продуктов питания, но перспективы роста отрасли также не вызывают сомнений.

В третье группе - отрасли пониженной инвестиционной привлекательности (их комплексный показатель ниже 50%).

В эту группу попали промышленные сектора, которые обладают пониженной и низкой инвестиционной перспективностью, что связано, прежде всего, с их очевидными потребностями в долговременных кредитах при невысоком уровне рентабельности.

Так, например, инвестиционные вложения в геологоразведочные предприятия (включая золотодобывающие) смогут дать отдачу не ранее, чем через 10-12 лет (настолько технологически опустошена отрасль).

Еще меньшей эффективности следует ожидать от вложений в сельское хозяйство, которое в настоящее время находится на очень низком техническом уровне и к тому же не имеет мобильных инфраструктурных связей со средним и малым бизнесом в городах, который был бы заинтересован реализовывать продукцию села в массовом масштабе.

Черная металлургия пока одна из самых низкоорганизованных в рыночном плане отраслей. Сбыт продукции как в общероссийском масштабе, так и за рубежом затруднен по многим причинам, одной из которых являются высокие криминальные риски. А, кроме того, черная металлургия, несмотря на невысокий средний показатель износа оборудования, в технологическом плане пока одна из самых отсталых отраслей, перевооружение которой невозможно провести скорыми темпами - на такие мероприятия требуются годы.


III


В рамках экспертного исследования были оценены все возможные факторы, которые обуславливают конкурентоспособность и перспективность развития отраслей. По каждому из факторов была произведена оценка его влияния на технологическую, управленческую, маркетинговую, инновационную, социальную состоятельность предприятия, его платежеспособность и способность выпускать качественную продукцию. По каждому из факторов конкурентоспособности были получены два показателя инвестиционной целесообразности - оперативной и стратегической, - оцениваемые по 10-балльной шкале (табл. 2).

Оперативная инвестиционная целесообразность демонстрирует, в какой степени вложения в целевые мероприятия по данному фактору конкурентоспособности могут окупиться в течение ближайших 1-3 лет.

Стратегическая инвестиционная целесообразность показывает значимость инвестиционных целевых вложений, направленных на перспективу (5-10 лет).

Комплексная инвестиционная целесообразность характеризует степень эффективности вложений в реализацию мероприятий по данному фактору конкурентоспособности.

Итак, в плане оперативного инвестирования в наиболее ликвидные отрасли самую быструю отдачу смогут дать вложения в развитие производственной и торговой инфраструктуры, а также собственной транспортной базы, что позволит ускорить процесс доставки готовой продукции и сырья для ее производства.

Пополнение оборотных средств - также значимый оперативный фактор, который позволяет предприятию поддерживать производственный процесс в стабильном режиме, вовремя закупать сырье, выплачивать заработную плату.

В этом же ключе работают инвестиции под организацию дистрибуции и дилерских сетей в пределах различных регионов России, что существенно повышает мобильность сбыта продукции и скорость реакции на изменение конъюнктуры.

И на последнем месте - импорт комплектующих, который год от года теряет свою привлекательность, ибо напрямую влияет на уровень рентабельности производства. По всей видимости, объемы инвестиционных вложений в эти операции будут сокращаться.

В плане стратегической привлекательности инвестиций, лидером стал фактор вывода российской продукции на мировые рынки (международные маркетинговые программы). Этот фактор, безусловно, нуждается в долговременных и массированных затратах, зато, будучи реализованной, такая программа способна поднять конкурентоспособность российского предприятия, а то и целой отрасли во много раз.

Инвестиции в инновационную деятельность - также дело не близкой перспективы, поскольку любые инновационные решения и новые технологии нуждаются в отлаженной технической базе и организации грамотного производственного менеджмента. В то же время все большее количество предприятий будет приходить к выводу о необходимости развития на собственной базе системы инновационного менеджмента, который позволит повышать качество и конкурентоспособность российской продукции для внутрироссийского и международного потребителя.

Близкой по значимости является инвестиционная целевая программа по организации собственной сырьевой базы, позволяющей в короткие сроки осуществлять поставки сырья для производства продукции, что в значительной степени повысит рентабельность предприятия.

Относительно высокую стратегическую ценность имеют и программы, связанные с развитием коммуникационных программ - это разработка и реализация грамотных маркетинговых стратегий, направленных на пропаганду, рекламу и эффективный сбыт продукции, закрепление на рынки реноме товарных марок. Эффект от реализации таких программ может быть достигнут не сам по себе, а только при наличии необходимого уровня качества и сервиса. Поэтому затраты на коммуникационные программы могут претендовать на окупаемость не ранее, чем через 3-5 лет.

И, наконец, два последних фактора конкурентоспособности, имеющих также стратегическое значение для отраслей - социальные программы и жилищное строительство, промышленное строительство и реконструкция производственных зданий и помещений.

Вполне очевидно, что на производственную состоятельность отрасли и предприятия, как и на качество выпускаемой им продукции влияет состояние работников. И чем стабильнее будет социальная ситуация в отрасли, чем в большей степени работающие будут обеспечены социальными гарантиями и оптимальными условиями работы и жизнедеятельности, тем успешнее будет предприятие. Однако реализация социальных программ, как и реализация программ по промышленному строительству, требуют самых значительных инвестиционных вложений. А вот отдачу от них трудно подсчитать: в первом случае окупаемость имеет чисто психологическое содержание и в финансовом плане может быть спутана с инвестициями в прочие факторы. А во втором - окупаемость вложенных средств растягивается на десятилетия, следовательно, редко кто из инвесторов станет замышлять такую гамбитную комбинацию и вкладывать значительные средства в реконструкцию и промышленное строительство. На это в обозримом будущем смогут пойти либо крупные западные кредиторы, либо государство, делающее ставку на то или иное предприятие или отрасль.

И, наконец, о трех факторах, которые имеют и оперативное и стратегическое значение. Прежде всего, это - техническое переоснащение и поставки нового оборудования.

Зачастую выполнение технологической программы, подкрепленное гибкой схемой кредитования, приносило эффект намного быстрее, чем организация сбытовых сетей. Резко повышалось качество продукции, снижались ресурсные затраты на производство (в частности, экономилось время и за его единицу выпускался значительно больший объем продукции). С другой стороны, этот фактор имеет и несомненное стратегическое значение, связанное с инновационной деятельностью предприятия. То есть чем скорее отрасль будет оснащена новым качественным оборудованием, тем больше шансов реализовать инновационные программы, внедрить новые рентабельные технологии и выпускать более качественную продукцию.

Следующий универсальный фактор, влияющий все более значительно на жизнедеятельность российских отраслевых субъектов, это - управленческая реорганизация.

Более 60% предприятий российских промышленных отраслей до сих пор используют старые системы управления и кадрового администрирования. Около 40% используют в своей деятельности неоптимальные организационные структуры, препятствующие мобильности производственных процессов, эффективному сбыту. Косность руководства, отсутствие современных необходимых менеджерских, маркетинговых, коммуникационных и прочих знаний и навыков практически делают предприятия нежизнеспособными. А реализация целевых программ по структурно-функциональному и кадровому администрированию на наиболее прогрессивных предприятиях, вынужденных конкурировать не только в пределах России, но и на мировых рынках, показала, что зачастую обороты предприятия за счет грамотного распределения управляющих и исполнительских функций повышались более чем в 1,5-2 раза.

Определенные трудности в большей степени носят психологический характер. Дело в том, что далеко не на всех российских предприятиях возможно внедрение мирового опыта администрирования и управления ввиду их региональной и отраслевой ментальности. Следовательно, для таких предприятий необходимо разрабатывать эксклюзивные целевые управленческие программы. Направленные в это русло кредиты и инвестиции могут принести эффект уже в ближайшее время, не говоря о стратегической ценности такого финансирования, способного обеспечить перспективную конкурентоспособность организации.

И, наконец, региональные программы. Часть реализации этих программ для предприятия связана с образованием региональных сбытовых и представительских сетей. Но этим перспективная региональная стратегия, требующая инвестиций, далеко не исчерпывается.

Опыт последних лет показал, что грамотную региональную экспансию удалось воплотить лишь единицам промышленных предприятий, стремившихся занять прочные (а то и монопольные) позиции в районах и областях РФ.

В течение 2000 г. ситуация с региональными программами существенно изменилась: подавляющее большинство жизнеспособных предприятий осознало необходимость организации грамотной региональной политики, а следовательно, потребность в кредитовании таких целевых программ будет возрастать.

Многие инвесторы, равно как и эксперты по инвестиционным процессам, начиная реализовывать кредитно-инвестиционные программы на промышленном предприятии, считают, что главным и самым эффективным направлением кредитования является финансирование на пополнение оборотных средств предприятия и что из такого кредита предприятие может осуществить, в том числе, и целевое финансирование, к примеру, управленческих программ.

Однако, как показывает опыт, это не всегда так. Если кредитные средства заранее не распределены по принадлежности к той или иной оперативной или стратегической программе, то эти программы фактически обречены. В лучшем случае из оборотного фонда предприятия будет совершено одноактное финансирования такой программы, после чего инициатива заглохнет: слишком много локальных проблем у любого промышленного предприятия, нуждающегося в оперативном финансовом вливании.

Следовательно, только целевое кредитование способно принести реальный оперативный или стратегический эффект.


IV


Проблема технического переоснащения промышленного производства стоит весьма остро более чем для 80% российских промышленных предприятий, способных восстановить эффективное производство. Но кредитование под технологические программы не пользуется популярностью. Это связано с тем, что пока нет гарантий сохранения экономической стабильности; для большинства представителей банковского капитала вкладывать средства в перспективные программы - слишком большой риск.

В среднем по стране износ оборудования по всем промышленным отраслям в 1999 г. составил 70%.

Cамая тяжелая ситуация с оборудованием сложилась в нефтепереработке, химической и нефтехимической промышленности - износ составил более 80%. А самая высокая скорость старения оборудования в условиях России - в газодобывающей и легкой промышленностях: за четыре года скорость износа составила более 15%.

А главное, что оборудование, которым оснащено большинство российских предприятий, составляющих основу промышленной инфраструктуры, продолжает неумолимо стареть и морально и физически. Переоборудование предприятий с тем, чтобы они достигали необходимого уровня возможно только за счет зарубежной техники. На это нужны инвестиции порядка 20% от ВВП. Таких денег, разумеется, у государства на эти цели нет. А значит, действовать в этом направлении - прямая задача коммерческих банков и финансово-инвестиционных компаний.

Проблема технического оснащения промышленных предприятий стоит не просто остро, а уже приобрела характер экстремальной меры, оттягивать применение которой уже нельзя. Причем проблема эта в самом остром виде стоит именно перед предприятиями, выпускающими продукцию на внутренний рынок, то есть в итоге ориентированными на импортозамещение и восстановление сферы потребления собственно российских товаров. Экспортные отрасли (в частности, полугосударственные газовые и нефтяные монополисты) уже давно работают на оборудовании высококачественном и продолжают переоснащаться во имя пополнения государственного бюджета за счет добытых и перепроданных за рубеж отечественных ресурсов.


V


Итак, основания для целенаправленных инвестиционных процессов налицо. Остается только выработать такой инструмент, который, с одной стороны, позволит связывать заинтересованного в инвестициях промышленника, с другой, - обладателя инвестиционных средств. Из-за отсутствия отлаженного коммуникативного механизма инвесторы и промышленники просто не знают о существовании друг друга, равно как и не имеют представления о возможностях сторон или не имеют ресурсов, чтобы создать грамотный инвестиционный проект.

Следовательно, в связи с растущими потребностями в стратегическом кредитовании реального сектора экономики назрела острая необходимость в организации и проведении широкомасштабной международной акции в целях стимулирования инвестиционных процессов.

Инвестиционный форум нового типа станет отправной точкой формирования эффективных деловых и информационных контактов между инвесторами и хозяйствующим организациями, Российским Союзом Промышленников и Предпринимателей (работодателей), а также органами исполнительной власти (министерствами и ведомствами), даст импульс развитию взаимоотношений между отечественной промышленностью.



1 Для сравнения, в Германии в среднем износ промышленного оборудования в 1999 г. составил всего 8%.


С.СЕРЕБРЯКОВ
директор экспертно-аналитической группы
ЭКСПАНСhttp://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован