02 ноября 2004
240

`Самая большая глава - православие`

Скоро в российских школах появится новый предмет - история религии. О том, каким будет учебник по религиоведению, "Газете.Ru" рассказал руководитель авторского коллектива, директор Института всеобщей истории РАН, академик Александр Чубарьян.


- Александр Оганович, как возникла идея ввести в школе преподавание курса религиоведения?

- Идея познакомить школьников с историей религии возникла в Министерстве образования еще при предыдущем министре Владимире Филиппове. Но поначалу речь шла о введении курса основ православной культуры, а не истории мировых религий. И, надо сказать, далеко не все разделяли идею ограничить изучение истории религии лишь православием. Например, в Москве с самого начала стояли за более широкий подход к выбору предмета изучения.

В поисках "общего знаменателя" весной 2003 года Министерство образования открыло широкую дискуссию по этому вопросу. Тогда же я написал министру письмо, в котором предложил ввести школьный курс по истории мировых религий. К этому времени мы неоднократно встречались в нашем институте с учеными, специалистами по различным религиям, обсуждая основы предполагаемого курса. Итогом обсуждений стало решение подготовить учебное пособие по истории мировых религий.

- Получается, что в ходе дискуссии никто не сомневался, что в программу светских школ надо вводить религиоведческий курс, а все споры шли только вокруг деталей: какие именно религии надо изучать. А как же принцип отделения школы от Церкви?

- Я считаю, что изучение истории религии и нужно, и важно для образования и просвещения молодого поколения. Но только как части мировой истории и культуры. Школьники должны знать, когда возникли и что пропагандировали основные религии, должны они знать и что такое, скажем, Библия или Коран. Главное, чтобы не было крена в сторону религиозных или церковных аспектов предмета. Надо строго следить за тем, чтобы это был сугубо светский предмет. Тогда и никакие принципы нарушены не будут.

- Но родители и учителя и так жалуются, что школьные программы перегружены. А тут дополнительный предмет...

- Изучение истории религий - это возможность приобщения к мировой культуре! Без знаний, которые даст вводимый курс, просто невозможно понять многие произведения культуры и искусства. На них построена вся классическая литература, живопись! Я знаю массу молодых (да и не очень молодых) людей, которые, не имея таких знаний, не в состоянии понять сюжетов многих картин. Уж не говорю о гуманистическом аспекте, присутствующем в различных религиозных учениях: вопросы соотношения веры и знаний, добра и зла.

Кстати, я предлагал, по крайней мере, поначалу ввести историю мировых религий не как самостоятельный курс, а в рамках уже существующих предметов. И, прежде всего, отечественной и зарубежной истории. Это легко можно сделать уже в начавшемся учебном году, пока дописывается учебник по истории религии.

- История каких религий в него войдет?

- Обсуждение этого вопроса стало главной сложностью при подготовке учебного курса. Труднее всего было достигнуть понимания, что в него надо включать все основные мировые религии. В конце концов мы остановились на следующей схеме. Сначала школьникам надо рассказать, как возникли древние вероучения. После этого можно перейти к рассмотрению конкретных религий. Основной упор здесь сделан на изучении истории христианства до раскола на католическую и православную церкви. Самая большая глава учебника будет посвящена православию. И это понятно, ведь православие является ведущей религией в нашей стране.

- Не будет ли ошибкой выделять какую-то одну религию в многонациональной и многоконфессиональной стране? Как отнесутся к такому перекосу в мусульманских республиках России? Не придется ли для них писать другой учебник?

- Никакого перекоса в курсе не будет. Я уверен, что в учебнике соблюдены все пропорции и он будет способствовать не разобщению, а консолидации народов России. И никакого другого учебника для мусульманских республик не нужно. Преподавать там можно будет по этому же учебнику, сделав больший упор не на изучении истории православия, а на истории ислама. А то, что самая большая глава посвящена православию, вполне оправданно. Не индуизм же, в конце концов, детально изучать в российских школах...

Отдельные главы учебника будут посвящены остальным основным мировым религиям: католичеству, протестантизму, исламу, буддизму, иудаизму. Кстати, в конце будет глава и про индуизм, а также краткое описание основных современных религий.

- Но ведь это, по большей части, поле деятельности различных сект...

- Да, поэтому мы постарались сделать ознакомительный курс по современным религиям очень аккуратно, без излишней детализации.

- На какой класс рассчитан курс и какова его продолжительность?

- Преподавать его будут в 8-м или 9-м классе. Сейчас Министерство образования определяется, когда именно. Рассчитан он на 1 семестр (2 четверти).

- Но ведь у нас нет специалистов по этому предмету. Кто же будет преподавать?

- Да, те, кто занимались историей религии раньше, были либо специалистами по научному атеизму, либо чистыми теологами. Первое учебное пособие по предмету для новых учителей будет готово к лету 2005 года. По нему будут учиться сначала учителя, а потом дети.

- Разве можно таким образом подготовить профессионального учителя-предметника?

- Это только на первое время. Кроме того, в марте в Московском доме учителя по инициативе городского департамента образования будет создан лекторий для обучения учителей. А министр Фурсенко говорил мне, что поддержит финансами подготовку учителей в регионах. Знаю, например, что этот вопрос решается в Саратовской области. Ну а с осени следующего года в педагогических вузах вводится курс религиоведения, и учителей по этому предмету будут готовить должным образом.

- За сколько часов будут готовить учителей по истории религий?

- Им потребуется прослушать 18 лекций (36 часов). Сделаем еще методические пособия и хрестоматии с текстами из Библии и Корана. Они также пригодятся и детям, и учителям.

- Учителя по каким предметам будут переквалифицироваться в религиоведов?

- Профиль учителя остается на усмотрение школы. Это может быть историк или филолог. А если в школе есть, скажем, тяготеющий к этой проблематике географ, то почему бы и нет?

- Когда же будет готов учебник?

- Текст будет написан уже к Новому году. После этого за учебник примется методист. Его задача - подготовить в конце всех глав и параграфов вопросы для повторения и задания. К весне учебник будет готов полностью.

- Ваш вариант учебника единственный?

- Нет. Знаю, что уже есть один. Он называется "Религии в России". Думаю, что окончательный выбор учебника для школы пройдет на конкурсной основе.

- Будет ли курс истории религий факультативным? Министр образования все время говорит, что хорошо бы читать его на постоянной основе.

- Пока факультативным. Но я тоже за то, чтобы сделать его обязательным. Просто не надо жестко структурировать его программу. Наш учебник, например, предназначен для всех российских школ.

- Как вы относитесь к введению в некоторых школах основ православной культуры?

- Учебник по этому предмету я видел и должен сказать, что он неплохой. Считаю, что сам этот предмет вполне может сосуществовать с историей мировых религий.



http://www.gazeta.ru/education/2004/11/02_a_192742.shtml
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован