Эксклюзив
14 марта 2018
944

Санкции мешают миру

Main sa

В начале недели глава Минфина США Стивин Мнучин сделал очередное «громкое» заявление о том, что в ближайшее время Вашингтон введёт новые санкции против России. Только не совсем понятно, зачем американцам надо было анонсировать свои планы, как будто это делается в первый раз, или «ястребы» всё-таки надеются, что Москва начнёт их отговаривать от реализации таких «грозных» мер. По всей видимости, анонс сделан не для России, а для её партнёров, на которых США пока ещё в силах оказывать влияние.

Всем уже давно стало ясно, что посредством санкций «гегемон демократии» пытается помешать России укреплять национальную экономику, развивать экономическое сотрудничество и формировать новые интеграционные контуры, неподконтрольные Вашингтону. По заявлению официального представителя американского Госдепартамента Хизер Нойерт, их ведомство стремится повлиять на иностранные правительства, чтобы они ограничили деловое сотрудничество с Россией. С её слов, в результате этих действий российские компании не смогли нарастить объёмы экспорта высокотехнологичной продукции на 3 млрд долл. Однако при этом Нойерт умалчивает, какие потери понесли экономики третьих стран от разрыва экономических связей с РФ. Поэтому возникает закономерный вопрос, а может быть право любого суверенного государства вводить односторонние международные санкции должно регулироваться?

На сегодняшний день Совет Безопасности ООН применяет коллективные меры санкционного воздействия в отношении деликвента (страны, организации, физического лица) в соответствии с Уставом Организации. В то же время условия и порядок применения односторонних санкций не отрегулированы, что может обострять международную обстановку и приводить к другим негативным последствиям.

В современных условиях глобальной связанности устойчивость национальных экономик сильно зависит от международной торговли. Поэтому экономические санкции способны снизить торгово-промышленный потенциал любого государства. Такие меры, как ожидается, должны заставить руководство страны изменить проводимый им курс. Однако на фоне ухудшения ситуации в экономике повышается социальная напряженность, растёт уровень преступности, бедности, миграции и проявляются другие негуманные последствия.

Современная практика богата примерами, когда отдельные страны или их группы под надуманными предлогами злоупотребляют санкциями для достижения своих геополитических целей. Например, под предлогом борьбы за демократические ценности США и ряд других стран применяют санкции в отношении Венесуэлы. При этом истинная цель ограничительных воздействий заключается в оказании давления на политическое руководство этой страны, которое препятствует зарубежному бизнесу наживаться на национальных природных ресурсах.

Американские санкции, в системной связи с внешними факторами, усилили негативные явления в венесуэльской экономике. По мнению Альфреда де Сайаса, независимого эксперта ООН по вопросу о поощрении демократического и справедливого международного порядка, Венесуэла переживает серьёзный социально-экономический кризис, который сопровождается стремительным ростом цен и девальвацией национальной валюты. По сведениям венесуэльской Национальной ассамблеи, в 2017 году цены в стране выросли в 26 раз, а в текущем году могут увеличиться ещё в 5 раз. В государстве наблюдается острый дефицит продовольствия и базовых лекарств, растет детская смертность. Согласно оценкам международных экспертов, страну уже покинули более 4 млн человек (свыше 10% от общей численности населения) и прогнозируется дальнейшее увеличение миграционного потока. И в такой сложный для Венесуэлы период Каракасу необходима международная поддержка, а не «финансовая блокада» Вашингтона.

По большому счёту подобные односторонние санкции являются неприкрытыми попытками вмешательства в дела суверенных государств, нарушают принципы независимости и равенства всех участников международного сообщества, провоцируют конфликты и гуманитарные катастрофы. Такая агрессивная политика Белого дома абсолютно не соответствует основным целям и принципам международной деятельности, закрепленным в Уставе ООН, и вступает в противоречие с положениями многих основополагающих документов Организации, в частности, Всеобщей декларации прав человека, Декларации о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств и об ограждении их независимости и суверенитета и др.

В последнее время у многих представителей международного сообщества растет обеспокоенность в отношении дальнейшего усиления и расширения санкционных воздействий США, так как ограничительные меры препятствуют свободному сотрудничеству третьих стран и создают угрозы их экономической безопасности. В международном сообществе формируется понимание необходимости регулирования порядка применения односторонних санкций. Соответствующая тема могла бы стать предметом обсуждения на одной из сессий Генеральной ассамблеи ООН, учитывая, что эта структура уже неоднократно поддерживала резолюции о снятии торгового эмбарго США с Кубы.

Для подготовки мероприятия имеет смысл инициировать исследование механизмов влияния ограничительных мер на политические, экономические и социальные сферы в самом широком смысле. При этом следует обратить особое внимание на выявление ключевых факторов и условий, при которых санкционные ограничения приводят к гуманитарным кризисам, а значит их применение будет недопустимо. Такие нормы могли бы позволить странам-реципиентам оспаривать в международных структурах необоснованные односторонние ограничительные меры.

Стоит заметить, что сам по себе процесс обсуждения на международном уровне правомочности односторонних санкций, с акцентом на их негуманный характер, сыграл бы положительную роль. Так как позиция мирового сообщества по этому вопросу будет влиять на общественное мнение, в том числе в странах-инициаторах ограничительных мер. В свою очередь внутриполитические факторы могли бы сдерживать стремление отдельных глобальных держав волюнтаристски применять меры санкционнного воздействия, а в перспективе создали бы предпосылки трансформации современной системы односторонних международных санкций.

Олег Николаевич Ларин
Учёный совет
ведущий научный сотрудник сектора международных экономических организаций Центра экономических исследований
доктор технических наук, профессор
https://riss.ru/

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован