01 февраля 2013
4079

Савойский А.Г. Участие России и США в деятельности `Группы 8`

Статья посвящена истории создания и проведения встреч в верхах руководителей промышленно развитых демократических стран мира, начиная с 1975 по 2010 год включительно. В ней рассмотрены механизм функционирования саммитов, роль российской и американской сторон в проведении встреч на высшем уровне в интересах дальнейшего развития двусторонних и многосторонних межгосударственных отношений.

Это теперь, в наши дни, Российская Федерация и Соединённые Штаты Америки заседают вместе в "Большой восьмёрке". Однако были времена, когда этот неофициальный, но очень престижный в мире клуб лидеров ведущих промышленно развитых демократических стран собирался исключительно из руководителей шести, а затем - семи государств и назывался "Семёркой" или "Группой семи" (Group of Seven - G7).
Датой основания международных встреч в верхах принято считать ноябрь 1975 года. По инициативе Президента Франции Валери Жискар д`Эстена в Елисейском дворце в Рамбуйе (под Парижем) состоялась первая встреча руководителей шести стран: США, Великобритании, Франции, ФРГ, Италии и Японии. С начала 70-х годов XX века подобные встречи проводились на уровне министров финансов. В 1976 году к этим странам присоединилась Канада, а с 1977 года во встречах стали участвовать представители руководства Европейского экономического сообщества (ЕЭС) (впоследствии - Европейского Союза (ЕС)) в лице Председателя Комиссии Европейских сообществ (Европейской комиссии) и лидера страны, председательствующей в ЕС на момент проведения саммита.
Присоединение в тот период Советского Союза к "Большой семёрке" было невозможно по многим причинам, среди которых: недемократический путь развития государства, гонка вооружений и противостояние Соединённым Штатам, а после ввода советских войск в Афганистан - осуждение западными державами военного вторжения и замораживание советско-американского сотрудничества во многих областях (торговля, наука и техника, культура, спорт).
Первые контакты с "Группой семи" состоялись лишь 17 июля 1991 года. Президент СССР М.С.Горбачёв был приглашён в Лондон, где состоялась его рабочая встреча с лидерами "Семёрки". В дальнейшем лидеры стран "Группы семи" придерживались подобного формата проведения встреч уже с российским Президентом Б.Н.Ельциным. Их главный итог - это установление прямого взаимодействия между обновлённой Россией и "Семёркой" по ряду международных политических и экономических вопросов и последующему, постепенному расширению группы лидеров стран мира.
В положительном плане следует отметить международные экономические встречи в верхах в рамках "Группы семи" в Мюнхене (ФРГ) с 6 по 8 июля 1992 года и в Токио (Япония) с 7 по 9 июля 1993 года, которые при активном участии США способствовали выделению России финансовых средств в размере 24 и 43,4 млрд. долларов соответственно. 1993-й год вообще был отмечен всесторонней активизацией переговоров России со странами "Большой семёрки", заключением принципиально важного соглашения с Международным валютным фондом (МВФ), куда, наряду с другими странами, естественно, входили и представители Соединённых Штатов, а также договорённостью о предоставлении, так называемого, системного кредита, что впоследствии дало возможность провести успешные переговоры по реструктуризации внешней задолженности Российской Федерации. В результате успешных переговоров российский бюджет получил существенную передышку, хотя токийский "пакет" финансового содействия России со стороны "Группы 7" полностью реализован не был.
Принято считать, что начало формирования "Восьмёрки" было положено на саммите в Неаполе (Италия), прошедшем с 8 по 10 июля 1994 года. Его первая часть прошла в "семёрочном" формате, а вторая - в формате "Восьмёрки" с участием российского президента в качестве равноправного партнёра.
Важным этапом дальнейшего расширения "Семёрки" стал саммит, прошедший с 15 по 17 июня 1995 года в канадском Галифаксе. Он дал импульс налаживанию практического взаимодействия по ряду глобальных проблем, созданию рабочих механизмов с участием России. В рамках совещания глав государств и правительств ведущих стран мира имели место отдельные встречи президентов России и США. Принципиальное значение для вхождения России в клуб лидеров мировых держав имела реализация принятого в Галифаксе предложения России о проведении 19-20 апреля 1996 года в Москве саммита "Восьмёрки" по ядерной безопасности под сопредседательством президентов России и Франции.
Сотрудничество современной России с партнёрами поднялось на качественно новую ступень на саммите во французском городе Лион с 27 по 29 июня 1996 года. По предложению российского руководства встреча прошла в три этапа: первый (в формате "Семёрки") был посвящён рассмотрению ряда международных экономических вопросов, второй и третий - обсуждению всего комплекса глобальных и внешнеполитических проблем с участием России.
Первыми среди равных в "Большой семёрке" всегда по праву считались США. Именно они играли ключевую роль в координации макроэкономической и финансовой политики ведущих западных стран, фактически контролировали деятельность Всемирного банка (ВБ) и МВФ, где Америка имеет самый крупный пакет - 17,8% голосов. Влияние США в этих структурах не абсолютно, но, как показывает опыт, они в состоянии заблокировать любое решение или выступить инициатором основных программ помощи другим странам. Именно официальный Вашингтон руководил спасением мексиканского песо в 1994-1995 годах, финансовой стабилизацией в Бразилии, Южной Корее и Индонезии во время мирового финансового кризиса 1997-1998 годов [2, с. 586].
Саммит в Денвере (штат Колорадо, США) с 20 по 22 июня 1997 года от начала и до конца проходил как встреча равноправных партнёров по "Группе восьми". В 1997 году американский президент уведомил Конгресс США об автоматическом продлении режима наибольшего благоприятствования в торговле с Россией как страной, полностью отвечающей критериям свободы эмиграции. У.Д.Клинтон и его Администрация сыграли большую роль в, так называемом, приёме России в "Группу 7". Со встречи глав государств и правительств ведущих промышленно развитых стран мира в Денвере Россия стала полноправным участником в обсуждении практически всех вопросов повестки дня. При активном участии У.Д.Клинтона, Россия фактически превратила "Большую семёрку" в "Большую восьмёрку". В основе этого явления лежали уже не только договорённости о помощи России, но и договорённости "Группы 7" и России по другим вопросам, представлявшим взаимный интерес. В "восьмёрочном" Коммюнике Денверского саммита отмечена тенденция к расширению участия российских представителей в работе "Семёрки" и между саммитами. Одновременно была подтверждена приверженность тому, чтобы способствовать более полной вовлечённости России в процесс подготовки саммитов. Так, встреча на американской земле президентов США, России и других развитых государств мира послужила мощным толчком к дальнейшему участию России в "Большой восьмёрке" на постоянной основе [4, с. 49].
На саммите в Бирмингеме (Великобритания) с 15 по 17 мая 1998 года по предложению России была обсуждена проблематика мировой энергетики, а также принято решение о проведении в Москве министерской конференции по борьбе с организованной преступностью, которая состоялась 19-20 октября 1999 года.
Следующая встреча глав и правительств ведущих промышленно развитых стран мира прошла в Кёльне (Германия) с 18 по 20 июня 1999 года под председательством Герхарда Шрёдера. Её повестка была, в частности, посвящена целому блоку экономических вопросов: проблеме укрепления рыночной экономики и дальнейшей интеграции государств в мировое хозяйство. Обсуждались такие проблемы, как ситуация в международной торговле и необходимость реформирования международной финансовой архитектуры, борьба с коррупцией и установление прозрачности мировой банковской системы. Участники саммита выступили с инициативой по реструктуризации долгов беднейшим странам: с их счетов было списано более 37 млрд. долларов [3].
В ходе встречи лидеров "Группы восьми" с 21 по 23 июля 2000 года на острове Окинава в Японии, российская сторона активно продвигала тезис о социально ответственной глобализации, уделила особое внимание темам стратегической стабильности, борьбы с международным терроризмом, делая акцент на террористической угрозе, исходившей из талибского Афганистана. Поднимались вопросы информационной безопасности, интеграции России в мировую экономику, урегулирования ситуации на Корейском полуострове.
На саммите "Группы восьми" в Генуе, проходившем в Италии с 20 по 22 июля 2001 года, при активном участии России был предпринят ряд практических шагов, нацеленных на решение задач по борьбе с бедностью и преодолению разрыва между высокоразвитыми и развивающимися государствами, в том числе в сфере здравоохранения, образования, новейших технологий. Саммит поддержал предложение Президента РФ Владимира Путина о проведении в сентябре-октябре 2003 года в Москве Всемирной конференции по изменению климата на планете.
В связи с трагическими событиями 11 сентября 2001 года в США, связанными с многотысячными человеческими жертвами в результате нападения террористов на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке и здание Пентагона в Вашингтоне, уже 19 сентября, по инициативе российской стороны, было принято Совместное заявление лидеров "Восьмёрки", закрепившее антитеррористическое противостояние в качестве одного из центральных направлений деятельности "Группы восьми". Несколькими годами позже Россия установила вблизи от места трагедии величественный монумент известного российского скульптора Зураба Церетели "Плачущая слеза" в дар Америке и в память о всех погибших от теракта.
Весомым подтверждением укрепления позиций России в "Восьмёрке", перехода её отношений с партнёрами на качественно новый уровень стало решение саммита в Кананаскисе (Канада), прошедшего с 26 по 28 июня 2002 года, о передаче нашей стране в 2006 году функций председателя "Группы восьми". В своём обращении к участникам "восьмёрки" Президент РФ В.В.Путин заметил: "России впервые предстоит возглавить этот авторитетный международный форум. Но я надеюсь, что опыт, накопленный за годы российского участия в "Группе восьми", станет залогом преемственности и консолидации наших совместных усилий. Как страна-председатель видим свою задачу в придании нового импульса работе по поиску решений важнейших международных проблем" [5].
Роль России, как авторитетного и влиятельного участника "Группы восьми", была вновь продемонстрирована в ходе саммита "Восьмёрки" в курортном городке Эвиан (Франция, 1-3 июня 2003 года), где российская сторона впервые приняла непосредственное участие в подготовке всего пакета документов встречи по финансово-экономической проблематике, что явилось важным шагом на пути к её окончательной интеграции в финансово-экономические структуры "Группы 8".
Следующий саммит "Большой восьмёрки" состоялся на острове Си-Айленд (штат Джорджия, США) 8-10 июня 2004 года. Наряду с рассмотрением проблем мировой экономики, участники форума приняли решения, касающиеся международной безопасности и полного уничтожения международного терроризма.
Укреплению позиций России как равноправного участника "Восьмёрки" способствовал весомый вклад в решение вопросов, стоящих в повестке саммита в шотландском городе Глениглз (Великобритания, 6-8 июля 2005 года). Так, лишь между двумя последними саммитами Россия списала долги африканским странам на сумму 3,2 млрд. долларов. Россией также было принято решение о выделении 10 млн. долл. в трастовый фонд Кёльнской инициативы по беднейшим странам с большой задолженностью.
32-й по счёту саммит "Большой восьмёрки", посвящённый проблемам энергетики, образования и здравоохранения в мире, проходил в Санкт-Петербурге 15-17 июля 2006 года под председательством России. В рамках саммита, во время официальной встречи президентов РФ и США был подписан российско-американский Договор о сотрудничестве в ядерной энергетике.
С 6 по 8 июня 2007 года форум лидеров ведущих промышленно развитых демократических стран мира состоялся в Хайлигендамме (Германия).
Главное внимание на встрече было приковано к теме европейской безопасности и распространению элементов американских систем ПРО в Европе. Президент РФ Владимир Путин последовательно обосновал отсутствие необходимости защищать американцами европейские государства и саму Россию от возможной ядерной угрозы, исходящей, якобы, с юга, из Ирана. Российский лидер предложил не создавать новые объекты противоракетной обороны США на территории Чехии и Польши, а задействовать арендуемую у Азербайджана радиолокационную станцию (РЛС) в Габале.
Эстафету проведения встреч в верхах приняла Япония. С 7 по 9 июля 2008 года на острове Хоккайдо важнейшими темами саммита стали: рост цен на энергоносители и продовольствие, борьба с глобальным потеплением, помощь африканским странам, проблемы международного терроризма и вопросы, связанные с ядерными программами Ирана и Северной Кореи, борьба с транснациональной организованной преступностью.
Президент России Д.Медведев выступил с инициативой проведения зерновых саммитов для решения продовольственных проблем и проведения внутри "Восьмёрки" встреч министров сельского хозяйства государств-участников "Группы 8". Данное предложение было поддержано участниками заседания.
На саммите впервые прошла четырехсторонняя встреча Бразилии, России, Индии и Китая.
С 8 по 10 июля 2009 года саммит "Группы 8" состоялся в Италии, в пострадавшем от сильного землетрясения городе Аквила. Вопросы преодоления мирового финансового кризиса 2008-2009 годов, борьбы с терроризмом, изменения климата на планете, продовольственной безопасности, регулирования региональных конфликтов и оказания помощи беднейшим странам мира не внесли особого разнообразия в повестку дня проведенного форума, но явились весьма важными и актуальными.
Под председательством Канады в Хантсвилле (провинция Онтарио) с 25 по 26 июня 2010 года прошел 36-й саммит "Группы 8". В нескольких часах езды от него, в Торонто, с 26 по 27 июня состоялся саммит "Группы 20". Обсуждение последствий мирового финансового кризиса и реформа мировых финансовых институтов стали важнейшими темами этих двух саммитов.
Постепенная трансформация "Группы 8" и укрепление на мировой арене "Группы 20" свидетельствует о вовлечении большего числа государств в процесс обсуждения проблем глобального масштаба и принятия решений в интересах всего человечества.
"Группа восьми" (Group of Eight - G8, "Большая восьмёрка" - Б8) не является международной организацией. Она не имеет формально определённых критериев приёма, устава и постоянного секретариата, не основана на международном договоре. Решения "Восьмёрки" носят характер политических обязательств государств-участников.
Важную роль в процессе подготовки саммитов играют регулярные встречи министров иностранных дел и финансов. Проводятся также встречи министров окружающей среды, энергетики, труда и социального развития, здравоохранения, науки и образования, внутренних дел и юстиции с участием генеральных прокуроров ведущих мировых держав.
В рамках "Группы восьми" организуются рабочие, экспертные и целевые группы по определённым направлениям. В настоящее время в "Восьмёрке" действуют Группа высокого уровня по вопросам нераспространения оружия массового уничтожения (ОМУ), Римская/Лионская группа по борьбе с терроризмом и организованной преступностью, Группа контртеррористических действий, Группа личных представителей лидеров "восьми" по связям с руководителями африканских стран, Группа экспертов по вопросам глобального партнёрства, Группа экспертов по нераспространению с подгруппой по утилизации плутония, Рабочая группа по ядерной и физической безопасности и другие. В среднем по линии "Восьмёрки" за год проходит от 60 до 80 мероприятий.
В "Восьмёрке" сложился устойчивый порядок работы. Саммиты проходят ежегодно поочерёдно в странах-партнёрах, а страна, проводящая встречу на высшем уровне, выступает в течение календарного года в качестве председателя "Группы восьми". Она организует проведение саммита, министерских, экспертных и рабочих встреч, вырабатывает график, обеспечивает координацию всей текущей работы "Восьмёрки" и подготавливает необходимую документацию совместно с другими участниками форума. В практику проведения саммитов всё чаще входят встречи глав государств и правительств с представителями, так называемой, "молодёжной восьмёрки".
Дискуссии глав государств и правительств проходят в узком кругу. К ним допущены лишь шерпы - личные представители лидеров. При принятии решений действует принцип консенсуса. Ежегодный рабочий цикл "Восьмёрки" сориентирован, прежде всего, на подготовку и проведение саммитов - главного мероприятия "клуба". Всю подготовительную работу возглавляют и координируют шерпы, которые встречаются друг с другом обычно четыре раза в год. Шерпы возглавляют, так называемые, "национальные команды" в составе политических директоров, внешнеполитических и финансовых су-шерпов, других национальных экспертов. Российским шерпой в "Восьмёрке" с января 2005 по май 2008 года являлся Помощник Президента Российской Федерации Игорь Шувалов, а с мая 2008 года шерпой стал Помощник Президента России Аркадий Дворкович.
Обязательным атрибутом проведения данных форумов являются флаги стран-участниц "Большой восьмёрки" и ЕС. Завершаются саммиты проведением пресс-конференций и общим фото участников.
Во время саммитов "Большой восьмёрки" на Западе проходят активные протесты антиглобалистов, выступающих против глобального неравенства, формирования однополярного мира, гегемонии транснациональных корпораций, загрязнения окружающей среды и других проблем мирового масштаба.
Отрадно отметить тот факт, что некоторые инициативы, предложенные российской стороной в 2001-2003 годах, как, например, борьба с международным терроризмом до полного его уничтожения, а также более пристальное исследование экологических проблем, связанных с потеплением климата на планете, нашли своё дальнейшее развитие. Так, в Соединённых Штатах на протяжении последних лет успешно работала исследовательская группа по изучению последствий изменения климата на Земле для человеческой цивилизации, за что её руководителю, государственному деятелю и в прошлом Вице-Президенту США Альберту Гору была присуждена в конце 2007 года Нобелевская премия мира совместно с Межправительственной группой экспертов по изменению климата (МГЭИК), в которую входят учёные, консультирующие ООН и предоставляющие в организацию доклады о проблемах изменения климата на планете [1]. Накануне получения премии Альберт Гор выступал в Москве с результатами своих исследований.
Клуб лидеров ведущих промышленно развитых стран мира претерпел своеобразную эволюцию в своём развитии. В ноябре 1975 года это был форум руководителей шести стран, так называемая, "Группа шести", затем - "Семёрка", с 1991 года - "7+1" с участием России, после саммита в американском Денвере в 1997 году - "7 + Ельцин", с 2000 года - "7 + Россия", "7 + Путин". В 2007 году "Группу восьми" всё чаще называли "Путин + 7".
В настоящее время один раз в году, как правило летом, проходят равноправные встречи лидеров "Группы 8" с переходом в крупномасштабный формат "Группы 20".
Неординарный подход российской стороны к участию в саммитах, выдвижение смелых и конструктивных инициатив, преодоление глубочайшего экономического кризиса внутри страны в 1990-х годах, стремительное вхождение в десятку наиболее развитых в экономическом отношении государств мира, список которых возглавляют США; превращение в кратчайшие сроки из страны-кредитора в государство, которое теперь само предоставляет займы и кредиты и списывает долги экономически менее развитым странам - всё это и многое другое значительно повысило авторитет современной России на международной арене и её роль в "Большой восьмёрке".
Огромным влиянием в "Восьмёрке" ведущих держав мира, безусловно, пользуется официальный Вашингтон, как лидер западного сообщества во многих первостепенных направлениях международной жизни. И хотя "Большая восьмёрка" не является международной организацией, её роль в мировой политике и экономике трудно недооценить. На долю стран-участниц "восьмёрки" в 2008 году приходилось 49% мирового экспорта, 51% промышленного производства и 49% активов МВФ. Этот неформальный дискуссионный клуб часто называют "директорией мира".
О значимости проведения встреч на высшем уровне для каждого участника свидетельствует тот факт, что ещё ни разу ни одна из сторон не пропустила эти саммиты. Наоборот, состав ведущих мировых держав периодически пополняется в последнее время за счёт приглашённых гостей-глав различных государств мира, исходя из тематики того или иного саммита. Китай, приглашённый к такой же, постепенной интеграции в "Восьмёрку" на примере России, пока от участия на постоянной основе отказался. Однако мир всё больше становится многополярным. Его силовые оси на современном этапе представляют США, Канада и Бразилия на Американском континенте; Евросоюз и Россия - в Евразии; Япония, Индия и Китай - на Востоке планеты; Австралия - в Океании; Египет, ЮАР и страны Магриба - в Африке. Современные международные отношения должны строиться с учётом понимания существующей реальности.
Российская Федерация всегда максимально использовала возможности данных форумов как в осуществлении открытой внешней политики, так и в решении важнейших экономических задач регионального и глобального значения. В рамках саммита "Семёрки"/"Восьмёрки" нередко проводились официальные встречи с главами ведущих держав мира, в том числе с США, по вопросам кредитования отечественной экономики, досрочного возврата кредитов, вступления России в ВТО, ВБ и другим проблемам с подписанием важных двусторонних соглашений. После успешно проведённых мероприятий "Группы восьми" в Санкт-Петербурге в 2006-м, Российская Федерация теперь будет хозяйкой подобных форумов в 2014 году, совпавших, очевидно не случайно, с проведением в Сочи XXII Зимних Олимпийских Игр.
Проблемой ближайшего участия России и США в "Большой восьмёрке" остаётся, пожалуй, то, насколько эффективной в дальнейшем окажется деятельность представителей российской и американской сторон на различных уровнях проведения саммитов в интересах национальной внешней политики и экономической интеграции в мировое хозяйство, а также двусторонняя договоренность, стремление найти общие точки соприкосновения между политиками Российской Федерации и Соединённых Штатов на благо дальнейшего развития двусторонних и многосторонних международных отношений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Нобелевскую премию мира получил бывший вице-президент США Альберт Гор // Новости NEWSru.com [Интернет-ресурс] - http://www.newsru.com/world/12oct2007/gorenobel.html.
2. Печатнов В.О. США в глобальном и региональном измерениях / В кн.: "Современные международные отношения и мировая политика: учебник. [А.В.Торкунов, И.Г.Тюлин, А.Ю.Мельвиль и др.]; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (МГИМО - Университет) МИД России // Отв. ред. А.В.Торкунов. М., 2005.
3. Саммит Б8 в Кёльне (Германия), 1999 год // G8 Information Centre [Интернет-ресурс] - http://www.g7.utoronto.ca/francais/1999cologne/index.html.
4. Смирнов П. "Семерка" / "Восьмерка" на Окинаве // Международная жизнь. 2000, N 7.
5. Участие России в "Группе восьми" // Официальный сайт Председательства Российской Федерации в "Группе 8" [Интернет-ресурс] - http://www.g8russia.ru.



THE PARTICIPATION OF RUSSIA AND THE USA
IN ACTIVITY OF "GROUP OF EIGHT"

A.G. SAVOYSKIY

This article focused on history of creation and meetings at the highest levels of leaders of industrially developed democratic countries of the world, since 1975 for 2010 inclusive. The mechanism of summits` functioning, the activity of the Russian and American parties in summits for the further development of bilateral and multilateral interstate relations have been researched.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован