15 января 2002
102

ЩЕЛЧОК



ПОЛНЫЙ ТЕКСТ И ZIР НАХОДИТСЯ В ПРИЛОЖЕНИИ

Vyасhеslаv Stаdnik 2:461/84 17 Маr 00 21:38:00


Щелчок

Ты, наверное, захочешь узнать, как я дошел до такого. То есть ты,
конечно, скажешь `докатился`, но я намеренно говорю - `дошел`, потому что то,
что тебе могло показаться скатыванием вниз, для меня, возможно, было движением
вверх. Возможно:
Я не родился с этим, и не мечтал об этом с детства. Я даже не стремился стать
лучше, чем есть, не говоря уже о том, чтобы стать лучшим вообще.
Я просто жил, и жизнь протекала вокруг меня, открывая время от времени свои
простые и сложные истины. Нужно было только посмотреть, протянуть руку. А
иногда и этого не надо было делать, жизнь сама поворачивала моё лицо в ту или
другую сторону, как бы говоря: смотри, может, ЭТО тебе интересно, может, ЭТО
твоя судьба.
Ты скажешь, может не стоило смотреть: А как тогда жить?.. Как бы я тогда увидел
тебя?.. И как при мыслях о тебе мне вспоминаются картины, связанные с тобой,
так и при мыслях об этом я тоже вижу картины. Их было больше, чем я вспоминаю,
но перед глазами стоят самые: важные. Я это знаю, я это чувствую, хотя и не
понимаю, почему именно эти.
Некоторые из них мне особенно врезались в память. Это те, когда я чувствовал
щелчок. Щелчок в своём мозгу, который продвигал меня вперёд, который означал
качественный скачок в моём понимании: Понимании чего? Может быть, той части
жизни, где жил я:

Картина первая

Я - маленький мальчик. Хожу в детский садик `Ёлочка`, дружу с
каким-то мальчиком, имени которого уже не помню. Мы придумываем разные игры и
играем в них вдвоём. Кем мы только не были - и космонавтами, и пожарниками, и
шоферами, и путешественниками. В этот день мы решили играть в воров.
Вот мы в раздевалке, где стоят наши шкафчики с одеждой. Мы открываем их один за
другим, шарим по карманам детских пальтишек и курточек. Нам весело, но в
карманах нет практически ничего интересного - так, носовички и варежки.
Наконец я вытаскиваю маленькую зелёную машинку. Это простенькая `катюша` из
цельного куска пластмассы, даже колёса не крутятся. Нам весело, я кладу машинку
в карман, и мы выбегаем из раздевалки.

Потом я много раз пытался положить машинку обратно, но то не было
случая, то уверенности, чьей именно она была. В конце концов она в течение
многих лет пролежала у меня дома, в ящике стола, и каждый раз, когда я рылся в
нём, делая уроки, я натыкался на `катюшу` и долго вертел её в руках,
раздумывая, как бы вернуть её хозяину и прекрасно понимая, что это невозможно.
Позади садик, я окончил школу и институт, но та машинка всё так же лежит у меня
в столе, и я всё так же мечтаю её вернуть.

Картина вторая

Я - маленький мальчик, которого мама угощает мороженым в кафе `Прохлада`. Она
сидит спиной к стойке, я - лицом. Когда мы доели, она просит меня подойти к
ней и стать рядом. Когда я подхожу и становлюсь, она ловко открывает сумочку и
бросает в неё пару ложечек, блюдце и чашечку из-под кофе. Я удивлённо говорю:
`Это же нехорошо...` Она вытирает платком рот, и мы не спеша выходим из зала.

Потом такое же повторялось в тех или иных местах с теми или иными
отличиями. Особенно накануне дальних поездок на поезде. `Ну не брать же
нормальную посуду в дорогу`, - говорила моя мама отцу, и мы шли есть
мороженое.

Картина третья

Я - ученик средних классов, сижу дома после уроков. В дверь позвонила
почтальонша. Дело обычное - мы живём на первом этаже четырнадцатиэтажного
дома, и наша дверь ближе остальных к выходу из подъезда, поэтому чуть что -
звонят к нам. Мы с мамой открываем.
`Дайте, пожалуйста, ключ от вашего почтового ящика, - говорит почтальонша.
- - А то я письмо бросила не в тот ящик. Я открою и брошу куда нужно`.
`А наш ключ разве подойдёт?` - недоверчиво спрашивает мама.
`Подойдёт, подойдёт, - уверенно отвечает почтальонша, - тут почти любой
ящик любым ключом открыть можно`.
И действительно, на наших глазах она открывает ящик и с благодарностью
возвращает нам ключ. В моей голове начинают шевелиться какие-то мысли.

В тот же вечер я попытался открыть почтовые ящики в нашем подъезде. Из
восьмидесяти двух ящиков ключ подошёл только к пяти.

Картина четвёртая

Я - ученик средних классов.
У нас дома стал заедать дверной замок. Отец решил его перебрать, причём
обязательно, чтобы при этом присутствовал я. Видно, хотел приобщить меня к
работе руками со всяким железом - я в то время и гвоздь-то не мог нормально
забить.
И вот передо мной лежит разобранный замок, я верчу в руках его детали:
Цугалики, пружинки: Неожиданно я понимаю, что именно нужно, чтобы открыть
замок. Ключ перестаёт быть необходимым атрибутом его успешного открывания.
Щелчок.

Картина пятая

Я - ученик старших классов.
У нас дома сломался замок от почтового ящика. Мама попросила вставить
ему ума. Я снимаю замок и у себя в комнате, за столом, за которым делаю уроки,
разбираю его.
Я вижу пружину, цугалики. Принцип его работы, его секрет - у меня на ладони.
Я не верю своим глазам - настолько просто его открыть практически любым
стандартным ключом от почтового ящика.
Щелчок.
Но я не верю сам себе. Как в трансе беру свой ключ, иду в коридор, и
через десять минут неоткрытыми остаются только пять-шесть ящиков.
Щелчок.

Картина шестая

Я - ученик старших классов.
После открытия с замком от почтового ящика мне кажется, что любой замок
легко открыть, если знать, как он устроен. Я нахожу в кладовке какой-то
замочек, даже ключ от него и берусь его разбирать. Меня ожидает досадное
разочарование - корпус замка завальцован, и чтобы разобрать, его нужно
сломать. Этот замок с нераскрытым секретом уже не кажется мне кучкой железа.
Ломать его не хочется. Наверное, жалко.
Да, не всё так просто.
Щелчок.

Картина седьмая

Я - выпускник средней школы.
После выпускного мы по старой нашей школьной традиции едем на турбазу у
Северского Донца. Снимаем фанерные домики на два-три дня и проводим последние
дни в нашем коллективе, отдыхая и веселясь. Среди домиков и качелей находится
одна застеклённая беседка, а в ней - бильярдный стол. Шары, кии - всё там,
но на двери висит замок. Не замок, так себе - замочек. Это по внешнему виду.
Какой он на самом деле, я даже не задумался. До тех пор, пока одноклассник не
обронил: `Мне говорили, что этот замок двумя спичками открыть можно`. Найти
спички проблемой не было.
Одна из двух спичек постоянно ломалась. Я вставлял другую, но её ждала
та же участь. На этом могло бы и закончиться, но я, наконец, догадался
попытаться открыть замок с одной поломанной спичкой. Это была десятая-двадцатая
попытка, и она оказалась удачной.
Щелчок.
Я вынул спички, закрыл замок (он захлопывался без ключа) и попытался
открыть снова. Получилось быстрее. Попрактиковавшись, я мог открыть этот замок
не более чем с двух попыток.
Когда мы начали стучать шарами, мрачный сторож выгнал нас из беседки и
закрыл её. Через полчаса мы опять играли. Нас снова выгнали. Так повторялось
несколько раз в тот день и на следующий. Благодаря мне и моему умению мы смогли
получить то, чего нам не разрешалось.
Благодаря мне и моему умению?
Щелчок.

Картина восьмая

Я - студент первого курса института. Мы на отработке в колхозе. Ещё
не учились вместе, только познакомились. Вернувшись после работы к бараку,
обнаруживаем, что он закрыт - на двери висит замок. Полсотни человек ждут,
пока кто-то где-то найдёт ключ. Тянется время. Обсуждается возможность сорвать
замок или открыть его без ключа. Вдруг мой одногруппник обращается ко всем:
`Люди, я не поверю, чтобы в такой толпе не нашлось специалиста`. Никто не
отзывается. Я, естественно, тоже.
Щелчок.

Картина девятая

Я - студент института.
`От сессии до сессии живут студенты весело...` Я тоже веселюсь. Шутки
ради открываю замки где угодно и какие угодно. Накладные, навесные, врезные; на
вокзалах, в квартирах, в автомобилях, на складах, в подвалах, в деканатах, в
камерах хранения, в дипломатах; на время, с завязанными глазами, одной рукой...
Замки, которые не смог открыть, которые не смог потом закрыть, которые не
закрывал специально...
Но всегда - из чисто спортивного интереса. Ничего, кроме замка, меня
не интересует. Это - мне по душе, это - мне интересно...

Картина десятая

Я - выпускник института.
Декан вручает дипломы. Жмёт руки, говорит какие-то высокие слова. Я
открываю голубую корочку. В глаза сразу же бросаются большие буквы: `ДИПЛОМ
СПЕЦИАЛИСТА`. Да уж, усмехаюсь я, специалиста. Это сладкое слово
`специалист`...
`Ну как, - спрашивает нас декан, - чувствуете себя специалистами?`
Все мнутся в ответ, только я чётко отвечаю:
`Конечно, да.`
Декан слегка удивлён моей самоуверенности:
`Надеюсь, знания, которые вы получили во время учёбы, не пропадут
даром.`
Несомненно, думаю я.
`И опыт, приобретённый в течение сотен часов на лабораторных работах,
пригодится вам в жизни`.
Сотни часов, сотни замков...
`Желаю хорошо устроиться в жизни, - и лично мне: - Особенно Вам. Вы
же - специалист.`
Это точно.
Щелчок.

Картина одиннадцатая

Я - молодой специалист.
Работаю в научно-исследовательском и проектном институте. Ничего не
исследую и не проектирую. Однообразно тянутся дни безделья. Работы нет, но на
работу ходить надо. Очень много времени на размышления. Моя квалификация как
специалиста не то что не растёт - теряется. Но не во всём.

Картина двенадцатая

Я открыл этот замок. Смотрю на часы - уложился. Толкаю дверь.
Неожиданный яркий свет в глаза, наверное, фотовспышка, я почему-то падаю
вперёд, чувствую холодное прикосновение пола к щеке и чего-то прохладного к
запястьям.
Щелчок...

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ И ZIР НАХОДИТСЯ В ПРИЛОЖЕНИИ
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован