Эксклюзив
02 июля 2009
10362

Сегодня речь идёт о проекте `Доступное и комфортное жильё - гражданам России`

Как сообщила пресс-служба Президента России, Дмитрий Медведев произвёл изменения в составах Совета и президиума Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике.

Президент своим Указом включил в состав Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике Илью Ломакина-Румянцева - начальника Экспертного управления Президента Российской Федерации и Елену Скрынник - Министра сельского хозяйства Российской Федерации. Указом из состава Совета исключён Олег Сафонов.

Своим распоряжением Д.Медведев включил Илью Ломакина-Румянцева и Елену Скрынник в состав президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, исключив из состава президиума Совета Алексея Гордеева - губернатора Воронежской области.

1 июля Дмитрий Медведев провёл заседание Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике.

Заседание было посвящено промежуточным итогам и дальнейшим перспективам национального проекта "Доступное и комфортное жильё".

Поскольку тема очень важная, наша редакция электронного издания "Информационно-аналитический портал "VIPERSON" (Виперсон)" считает необходимым привести для сведения общественности страны с помощью официального сайта Президента России www.kremlin.ru прямой полный текст выступления Дмитрия Медведева на этом Совете и список участников заседания Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политики с нашим кратким комментарием.



Выступление Президента России Дмитрия Медведева на заседании Совета по реализации национальных проектов и демографической политике:

Д.МЕДВЕДЕВ: Уважаемые коллеги!

У нас сегодня очередное заседание Совета по национальным проектам. Оно посвящено одной, но очень важной теме - ходу реализации и дальнейшим перспективам развития жилищного проекта. Помощь гражданам в решении их жилищных проблем - это одна из главных и неизменных задач в социальной сфере, и мы ею, конечно, занимались и будем заниматься. Сегодня ситуация такова, что эта задача стала сложнее, тем не менее решить её мы всё равно обязаны, и с этим связана как раз наша встреча.

На прошлом заседании Совета (в декабре прошлого года) мы определили три основных направления реализации проекта на 2009-2010 годы. Я сейчас по ним пройдусь и прокомментирую.

Первое направление - это развитие массового жилищного строительства. За пять месяцев нынешнего года рост объёмов вводимого жилья составил около 4 процентов к прошлому году. На первый взгляд это, в общем, вполне неплохой позитивный результат. Однако мы все понимаем, что этот рост в значительной степени обусловлен, конечно, набранными в прошлом году темпами жилищного строительства, теми заделами, которые мы с вами сделали. Поэтому мне бы хотелось, чтобы сегодня мы обсудили вопрос о том, какими мерами предполагается в дальнейшем стимулировать строительство доступного для людей жилья, какие механизмы, естественно, для этого будут использоваться и что мы ожидаем.

Особого внимания заслуживают экспериментальные инвестпроекты по комплексному освоению территорий. Они включают не только жильё, но и объекты социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры. Наша задача на таких объектах отработать необходимые технологические, правовые и организационно-финансовые механизмы, причём с учётом именно того сложного периода, который мы переживаем, потому что до этого мы с вами, занимаясь национальными проектами, эти механизмы в целом отработали. И надо признаться, что реализация жилищного проекта при всех издержках шла всё-таки достаточно быстро и уверенно.

Реализация жилищного проекта, естественно, потребует и внедрения новых технологий индустриального домостроения. Тоже тема, о которой мы неоднократно с вами говорили. В связи с тем, что необходима массовая замена устаревших домостроительных комбинатов, нужно объединить в этой сфере усилия частных инвесторов и государства.

Начал свою деятельность Фонд содействия развитию жилищного строительства. Правительством уже приняты решения о передаче земельных участков для жилищного строительства в этот Фонд общей площадью более 500 гектаров. Но это, конечно, самое начало.

На консолидируемых фондом участках должно строиться преимущественно жильё, отвечающее, конечно, двум условиям. Во-первых, это жильё эконом-класса. Критерии того, что является экономическим классом, конечно, подвижные, но мы сегодня исходим из того, что это жильё стоимостью, не превышающей 30 тысяч рублей за квадратный метр в условиях 2009 года. И, во-вторых, дома должны проектироваться в соответствии с самыми высокими требованиями к энергоэффективности и экологичности. Эти требования должны закладываться в стандарты, должны закладываться в те технологические регламенты, которые сейчас принимаются. Насколько я понимаю, сейчас как раз один из основных технологических регламентов в этой сфере проходит через Государственную Думу. И чем быстрее мы его выпустим, тем проще будет учесть эти экологические и инженерные требования.

Второе направление национального проекта было обозначено как государственная поддержка спроса на рынке жилья, включая, естественно, и использование ипотеки, и выполнение государственных обязательств перед отдельными категориями граждан, тех обязательств, которые государство на себя взяло некоторое время назад.

Напомню, что один из моих первых указов предусматривает до 1 мая 2010 года обеспечение жильём всех ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, тех, кто нуждается в улучшении жилищных условий, и встал на очередь до 1 марта 2005 года. Перед каждым из них, и это я хотел бы отдельно подчеркнуть, именно перед каждым все эти обязательства должны быть исполнены неукоснительно до юбилея Победы, то есть до 9 мая следующего года.

Мною подписан федеральный закон, повышающий норму обеспечения жильём за счёт федеральных субсидий с 22 до 36 квадратных метров. Деньги на соответствующее повышение тоже были давным-давно заложены в бюджет, поэтому к его реализации нужно приступать незамедлительно, и так уже много времени потрачено.

В этом году планируется обеспечить жильём дополнительное количество военнослужащих. У меня в справке написано 28 тысяч военнослужащих, но на самом деле не так, не 28. Как мы и договаривались, нужно обеспечить 45 тысяч, то есть, по сути, в два раза больше. Мы будем строить как жильё служебное, так и жильё для военнослужащих, которые увольняются в запас. Человек, который отдал жизнь служению в армии, должен иметь гарантированное жильё к моменту увольнения на "гражданку".

Хотел бы также сегодня обсудить и то, как обстоят дела с обеспечением жильём в сельской местности. Отдельная программа реализуется здесь, кое-что удалось сделать за последние годы. Здесь нельзя также сбавлять темпов, нужно работать, несмотря на трудности.


Что касается долгосрочных ипотечных кредитов, то здесь, конечно, ситуация непростая. Средства, предоставленные Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, должны помочь сохранению минимально необходимых объёмов кредитования по приемлемым ставкам. Государство продолжит оказывать поддержку ипотечным заёмщикам, не только потерявшим работу, но и оказавшимся в трудной жизненной ситуации по иным причинам. Хотел бы, чтобы на этом также в выступлениях коллеги остановились более подробно.

И, наконец, ещё одна сфера нашего внимания - это повышение качества жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры. Напомню, что в ноябре 2007 года была создана госкорпорация - Фонд содействия реформированию ЖКХ. Задача этого фонда - развивать конкуренцию, продвигать в наших территориях тот удачный опыт, который существует, и подталкивать реформы в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Особенно актуальны программы фонда, связанные с капитальным ремонтом многоквартирных домов и переселением граждан из аварийного жилищного фонда. Фактически это тот пример, когда кризис или позволил, или, откровенно скажем, заставил эффективно решать сразу несколько накопившихся проблем. Решая проблему аварийного жилья, мы поддерживаем застройщиков. Финансируя на 95 процентов ремонт многоквартирных домов, мы даём работу, гарантированную работу специалистам коммунального хозяйства. При этом жильцам предлагается проявить инициативу и всё-таки научиться самостоятельно решать проблемы обустройства собственного многоквартирного дома. Подобный механизм, кстати сказать, должен всё-таки по мере возможности внедряться и применительно к малоэтажному строительству.

Такие нестандартные подходы сегодня должны быть особенно востребованы. Мы приняли решение о досрочном направлении средств материнского капитала на погашение долга и уплату процентов по жилищным кредитам. И этим правом уже воспользовалось 56 тысяч наших граждан. Речь идёт о сумме приблизительно в 15 миллиардов рублей. Очень хорошо, что этот механизм разбронирован и начал работать. А со следующего года семейный капитал можно будет использовать для таких целей уже вообще без всяких ограничений, потому что это год вступления общего закона о материнском капитале в силу.

Важно также, чтобы в регионах семьям были вовремя предложены достойные варианты современного и доступного жилья. И я хотел бы на это специально обратить внимание руководителей регионов.

Что касается эффективности расходования федеральных средств, направляемых на строительство жилья различными ведомствами и институтами, то здесь, конечно, нужна чёткая координация как государственного спроса, так и формирования единой информационно-аналитической базы, которая увязывает и рынки жилья, и землю, и строительную индустрию. Всё это должно быть в едином варианте.

И ещё один момент, на который я хотел бы обратить внимание. Считаю, что программы отдельных категорий граждан в следующем году должны быть профинансированы в максимально возможном объёме. Во всяком случае, мы здесь не должны ничего потерять. Тем не менее государство не может быть единственным покупателем на рынке жилья, это абсолютно очевидно даже в кризисный период. Мы должны всячески стимулировать активность других игроков на рынке жилья. Поэтому имеющиеся средства нужно распределить таким образом, чтобы поддерживать ипотеку и способствовать развитию социальной, коммунальной, инженерной инфраструктуры. Это непростая задача уже для руководителей федеральных ведомств и регионов.

Вот тот набор вопросов, которые сегодня предлагаю рассмотреть. Хорошо, что мы сконцентрировались на одной теме, но крайне важной для всех наших граждан".

Участники заседания Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике:


Члены президиума
ДВОРКОВИЧ Аркадий Владимирович - помощник Президента Российской Федерации (заместитель председателя Совета)
ЖУКОВАлександр Дмитриевич - Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации (заместитель председателя Совета)
ЛЕВИЦКАЯАлександра Юрьевна - заместитель Министра экономического развития Российской Федерации (секретарь Совета)
БРЫЧЕВА Лариса Игоревна - помощник Президента Российской Федерации - начальник Государственно-правового управления Президента Российской Федерации
ГОЛИКОВАТатьяна Алексеевна - Министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации
ГРЫЗЛОВБорис Вячеславович - Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
ЗУБКОВВиктор Алексеевич - Первый Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
КУДРИНАлексей Леонидович - Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - Министр финансов Российской Федерации
ЛОМАКИН-РУМЯНЦЕВИлья Вадимович - начальник Экспертного управления Президента Российской Федерации
НАБИУЛЛИНА Эльвира Сахипзадовна - Министр экономического развития Российской Федерации
ОЧИРОВА Александра Васильевна - председатель комиссии Общественной палаты Российской Федерации по социальной и демографической политике
СКРЫННИКЕлена Борисовна - Министр сельского хозяйства Российской Федерации
СОБЯНИН Сергей Семенович - Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации
ФУРСЕНКОАндрей Александрович - Министр образования и науки Российской Федерации
ЧУЙЧЕНКО Константин Анатольевич - помощник Президента Российской Федерации - начальник Контрольного управления Президента Российской Федерации
Члены Совета
БАБАКОВАлександр Михайлович - заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
БООС Георгий Валентинович - губернатор Калининградской области
БОЧКАРЕВВасилий Кузьмич - губернатор Пензенской области
ВИННИЧЕНКОНиколай Александрович - полномочный представитель Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе
ВОЛОДИНВячеслав Викторович - заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
ВОЛОНЧУНАС Виктор Владимирович - мэр г.Ярославля
ГОРДЕЕВАлексей Васильевич - губернатор Воронежской области
ГОРОДЕЦКИЙВладимир Филиппович - мэр г.Новосибирска
ЖИРИНОВСКИЙВладимир Вольфович - заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
ЗЮГАНОВГеннадий Андреевич - руководитель фракции Коммунистической партии Российской Федерации в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации
КВАШНИНАнатолий Васильевич - полномочный представитель Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе
КЛЕБАНОВИлья Иосифович - полномочный представитель Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе
КОНОВАЛОВАлександр Владимирович - Министр юстиции Российской Федерации
КРУГЛИКСергей Иванович - заместитель Министра регионального развития Российской Федерации
ЛУЖКОВ Юрий Михайлович - мэр Москвы
МАТВИЕНКОВалентина Ивановна - губернатор Санкт-Петербурга
НАЙГОВЗИНАНелли Борисовна - директор Департамента социального развития Правительства Российской Федерации
ОРЛОВА Светлана Юрьевна - заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
ОСИПОВ Юрий Сергеевич - президент Российской академии наук
РАПОТАГригорий Алексеевич - полномочный представитель ПрезидентаРоссийской Федерации в Приволжском федеральном округе
САДОВНИЧИЙ Виктор Антонович - ректор Московского государственного университета им.М.В.Ломоносова
СТЕПАШИН Сергей Вадимович - Председатель Счетной палаты Российской Федерации
СУМИНПетр Иванович - губернатор Челябинской области
ТИТОВ Борис Юрьевич - председатель Общероссийской общественной организации "Деловая Россия"
ХЛОПОНИНАлександр Геннадьевич - губернатор Красноярского края
ЧАЙКАЮрий Яковлевич - Генеральный прокурор Российской Федерации
ШАККУМ Мартин Люцианович - председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по строительству и земельным отношениям
ШАНЦЕВ Валерий Павлинович - губернатор Нижегородской области
ШОХИН Александр Николаевич - президент Общероссийского объединения работодателей "Российский союз промышленников и предпринимателей"
Приглашенные
ШУВАЛОВИгорь Иванович - Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
СЕРДЮКОВАнатолий Эдуардович - Министр обороны Российской Федерации
МЕРКУШКИННиколай Иванович - Глава Республики Мордовия
ФЕДОРОВНиколай Васильевич - президент Чувашской Республики
ПОЗГАЛЕВВячеслав Евгеньевич - губернатор Вологодской области
ТРИНОГА Михаил Иванович - советник Президента Российской Федерации
БАТУРИНАЕлена Николаевна - президент ЗАО "ИНТЕКО"
БРАВЕРМАНАлександр Арнольдович - генеральный директор Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства
ВАСИЛЕВСКАЯЕва Игоревна - референт Президента Российской Федерации
ГОЛУБИЦКИЙВениамин Максович - президент ЗАО "РЕНОВА-Стройгруп"
ДМИТРИЕВВладимир Александрович - председатель государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)"
ДРОЗДОВАнтон Викторович - председатель правления Пенсионного фонда Российской Федерации
ЗАДОРНОВМихаил Михайлович - председатель правления ЗАО "ВТБ 24"
СЕМЕНЯКААлександр Николаевич - генеральный директор ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию"
ЦИЦИНКонстантин Георгиевич - генеральный директор - председатель правления государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства
РУДАКОВАМаргарита Всеволодовна - заместитель начальника Контрольного управления Президента Российской Федерации




В начале своего выступления Президент России Дмитрий Медведев подчеркнул, что "помощь гражданам в решении их жилищных проблем - это одна из главных и неизменных задач в социальной сфере, и мы ею, конечно, занимались и будем заниматься. Сегодня ситуация такова, что эта задача стала сложнее, тем не менее решить её мы всё равно обязаны, и с этим связана как раз наша встреча".

Он напомнил собравшимся, что на предыдущем Совете в декабре 2008 года были три направления реализации проекта на 2009-2010 годы: развитие массового жилищного строительства, государственная поддержка спроса на рынке жилья, повышение качества жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры.

По первому направлению рост объёмов вводимого жилья составил около 4% к объёму прошлого года, но достигнуто это за счёт заделов прошлого года. Он предложил, "чтобы сегодня мы обсудили вопрос о том, какими мерами предполагается в дальнейшем стимулировать строительство доступного для людей жилья, какие механизмы, естественно, для этого будут использоваться и что мы ожидаем". И тут же заострил внимание на экспериментальных инвест проектах по комплексному освоению территорий. "Наша задача на таких объектах отработать необходимые технологические, правовые и организационно-финансовые механизмы, причём с учётом именно того сложного периода, который мы переживаем, потому что до этого мы с вами, занимаясь национальными проектами, эти механизмы в целом отработали. И надо признаться, что реализация жилищного проекта при всех издержках шла всё-таки достаточно быстро и уверенно", - предложил Дмитрий Медведев.

Он также предположил, что реализация жилищного проекта потребует и внедрения новых технологий индустриального домостроения и предложил обсудить и этот аспект его реализации.

В Фонд содействия развитию жилищного строительства передано 500 га земельных участков. На наш взгляд Правительству стоит ускорится с этим процессом - таким макаром можно передавать земельные участки до посинения.

Дмитрий Медведев указал, что на этих участках должно строиться жильё эконом-класса стоимостью не более 30 тысяч за квадратный метр. Если этот параметр удастся выдержать, это действительно будет жильём для народа, а не для миллионеров. При снижении процента за ипотеку оно действительно будет доступным. А комфортным его сделает второе условие Дмитрия Медведева - "дома должны проектироваться в соответствии с самыми высокими требованиями к энергоэффективности и экологичности".

По второму направлению Дмитрий Медведев напомнил об обеспечении жильём всех ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны до 9 мая следующего года, о выделении жилья 45 тысячам военных и о обеспечении жильём в сельской местности.

Дмитрий Медведев сказал, что хотя с ипотекой большие трудности, но "государство продолжит оказывать поддержку ипотечным заёмщикам, не только потерявшим работу, но и оказавшимся в трудной жизненной ситуации по иным причинам". Вот это хорошо, что государство будет стараться выполнять свои обязательства.

По третьему направлению Дмитрий Медведев напомнил, "что в ноябре 2007 года была создана госкорпорация - Фонд содействия реформированию ЖКХ. Задача этого фонда - развивать конкуренцию, продвигать в наших территориях тот удачный опыт, который существует, и подталкивать реформы в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Особенно актуальны программы фонда, связанные с капитальным ремонтом многоквартирных домов и переселением граждан из аварийного жилищного фонда".

Президент сообщил, что уже 56 тысяч матерей в этом году потратили на жильё около 15 миллиардов рублей материнского капитала, а в следующем году все ограничения будут сняты, поэтому руководителям регионов нужно задуматься, какое жильё предложить матерям.

Дмитрий Медведев считает, "что программы отдельных категорий граждан в следующем году должны быть профинансированы в максимально возможном объёме. Во всяком случае, мы здесь не должны ничего потерять. Тем не менее государство не может быть единственным покупателем на рынке жилья, это абсолютно очевидно даже в кризисный период. Мы должны всячески стимулировать активность других игроков на рынке жилья. Поэтому имеющиеся средства нужно распределить таким образом, чтобы поддерживать ипотеку и способствовать развитию социальной, коммунальной, инженерной инфраструктуры. Это непростая задача уже для руководителей федеральных ведомств и регионов".

Огласив эти задачи, Президент России Дмитрий Медведев закончил по боевому:

"Хорошо, что мы сконцентрировались на одной теме, но крайне важной для всех наших граждан".

Это на самом деле крайне важная тема. Квартирный вопрос испортил не только москвичей, но и всех россиян, и решать его надо, несмотря на кризис.

Лев Иванов.

02 июля 2009 года.
www.viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован