07 декабря 2005
1527

Семейный кодекс десять лет спустя: достижения и проблемы

Комитет по делам женщин, семьи и детей провел парламентские слушания на тему: "К десятилетию принятия Семейного кодекса Российской Федерации - практика применения: достижения и проблемы".

В дискуссии приняли участие депутаты, представители министерств и ведомств, органов исполнительной и законодательной власти субъектов Федерации, представители различных структур гражданского общества и научного сообщества из России, стран Ближнего и Дальнего Зарубежья .

Открыл слушания Первый заместитель Председателя Госдумы Олег Морозов. Председатель Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников заметил, что в Госдуму периодически вносятся законопроекты об изменении Семейного кодекса и в 90% случаев палата их отклоняет, "поскольку текст кодекса сделан очень грамотно и системно".

Председатель Комитета по делам женщин, семьи и детей Екатерина Лахова напомнила, что Семейный кодекс был принят 8 декабря 1995 года и начал действовать с 1 марта 1996 года. За это время в России сложилась система семейного законодательства, построенная на основополагающих принципах кодекса, таких как добровольность брака, единобрачие, равенство прав супругов, приоритет семейного воспитания детей, защита прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи. Приняты федеральные и региональные законы, постановления Правительства, развивающие и реализующие положения Семейного кодекса. Накоплен опыт по защите семейных прав судами, органами опеки и попечительства, ЗАГСа, нотариата, службами семейных приставов.

"Семья, бесспорно, остается общечеловеческой ценностью, - констатировала Е.Лахова. - Но не все, что происходит в российской семье, нас устраивает". Так, по данным председателя Комитета, за последние 10 лет выросло количество мужчин и женщин, никогда не состоявших в браке. 10% супружеских пар не регистрируют брак. Ежегодно вне брака рождается около 400 тысяч детей. 67% (около 14 млн.) семей воспитывают только одного ребенка. Число детей в России за последние 10 лет сократилось почти на 8 миллионов. Снижение рождаемости происходит на фоне роста социального сиротства и беспризорности. За 10 лет число детей, оставшихся без попечения родителей, возросло более чем на 50% и к началу 2005 года составило 720 тысяч. Человек. Парадоксально, что при сложной демографической ситуации Россия все больше своих детей отдает на усыновление за границу. Более 64 тысяч российских детей, по словам Е.Лаховой, покинули Россию навсегда.

"Одной из важнейших задач остается выработка мер по предупреждению социального сиротства, развитию различных форм устройства сирот в российские семьи, обеспечение приоритета усыновления детей российскими гражданами", - отметила Е.Лахова. Актуальными остаются проблемы взыскания алиментов и проблема повышения ответственности родителей за воспитание детей. Только в 2004 году в 64 тысячах семей родители были лишены родительских прав.

Для решения названных проблем, по словам Е.Лаховой, необходимо совершенствовать правовые нормы, правоприменительную практику, повышать эффективность работы судов, служб судебных приставов, органов опеки и попечительства, создавать ювенальную юстицию, основой которой будут суды по делам несовершеннолетних.

"Необходима социально ответственная государственная семейная политика. В регионах, где такая политика проводится, семье и детям живется несколько лучше. Благоприятно должно отразиться на семье воплощение в жизнь тех задач, которые поставил Президент. Важное значение будет иметь реализация национальных проектов в области здравоохранения, образования, повышения доступности жилья и развития АПК", - заключила Е.Лахова .

Ректор Российской правовой академии Министерства юстиции Игорь Звечаровский отметил, что за десять лет действия Семейного кодекса, он корректировался только пять раз, при этом его концепция осталась неизменной, что свидетельствует о высоком качестве подготовки документа.

По мнению профессора Российской правовой академии Минюста, заместителя председателя экспертного совета при Комитете Госдумы по делам женщин, семьи и детей Лидии Михеевой, необходимо повысить эффективность основного документа в области семейных отношений. "Мы не ставим вопрос о реформе семейного законодательства и Семейного кодекса, - пояснила она. - Реформа - это смена основополагающих принципов. Кодекс в этом не нуждается. Но нельзя игнорировать ранние браки, фактические браки и другие распространенные социальные явления". Не до конца разрешенной, по ее словам, остается проблема нижнего предела брачного возраста. Немало заслуженных нареканий вызывают положения кодекса, регулирующие имущественные отношения между супругами. В частности, "неверно названы некоторые объекты права общей собственности супругов", "не совсем точно обозначены сделки, требующие предварительного получения нотариально удостоверенного согласия одного из супругов". Необходимо решить ряд проблем, связанных с регистрацией ребенка, а также предусмотреть ответственность родителей и лиц, их заменяющих, за воспитание детей. "Последствия лишения родительских прав не содержат наказующего элемента и, как правило, не помогают защитить ребенка", - пояснила Л.Михеева. На стадии обсуждения находятся поправки в Семейный кодекс, предусматривающие экстренное получение санкций судьи на отобрание ребенка, и законопроект об опеке и попечительстве, в котором предпринята попытка решить целый комплекс проблем, связанных с формами устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Л.Михеева предложила также установить нижний размер взыскания алиментов.

Заместитель Генерального прокурора Сергей Фридинский также предложил внести в Семейный кодекс ряд изменений, необходимость которых продиктована правоприменительной практикой. Провозглашенный запрет на посредничество в процессе усыновления, по его словам, фактически не имеет последствий, поскольку ни в административном, ни в уголовном праве не предусмотрена ответственность за такое правонарушение. Необходимо также более четко отрегулировать институт ограничения родительских прав в случае, когда оставлять ребенка с родителями опасно для его жизни и здоровья, а достаточные основания для лишения родительских прав отсутствуют. Следует детально отрегулировать возможность защиты ребенка в случаях, когда родители, злоупотребляя правами, действуют в ущерб правам и законным интересам ребенка. По словам С.Фридинского, назрела необходимость узаконить институт патроната и усилить внесудебные формы защиты прав детей.

По оценке директора департамента медико-социальных проблем, семьи, материнства и детства Минздравсоцразвития Ольги Шараповой, российский Семейный кодекс является самым либеральным в части процедуры развода. "Хорошо это или плохо - покажет жизнь, но либеральные нормы развода должны быть подкреплены сильным механизмом защиты детей. Необходимо проанализировать процедуру взыскания алиментов, а также процедуру пересмотра их размеров. Возможно, следует применить опыт других стран, где гарантом по уплате алиментов выступает государство, которое затем и взыскивает необходимые суммы с должника-алиментщика", - сказала она. Целесообразно, по мнению О.Шараповой, продлить срок ограничения родительских прав, ныне равный шести месяцам.

Судья Верховного Суда Людмила Пчелинцева заметила, что не все положения Кодекса востребованы на практике (в частности, норма об алиментных соглашениях) и обратила внимание участников слушаний на ряд проблем, возникающих в практике судов общей юрисдикции. Так, по ее словам, Семейный кодекс не содержит норм, регулирующих семейные отношения фактических супругов, брак которых не зарегистрирован в органах ЗАГС. В результате - при разделе общего имущества нередко нарушаются права одного из супругов. Не подкреплено соответствующими нормами гражданско-процессуального кодекса положение Семейного кодекса о том, что дети могут быть переданы на усыновление иностранным гражданам не ранее чем по истечении шести месяцев со дня поступления сведений о них в федеральный банк данных. Из-за этого неясно, какое решение должен принять суд, если при рассмотрении дела об усыновлении установлено, что ребенок передан иностранным гражданам ранее установленного срока.

Заместитель Председателя Госдумы Владимир Жириновский высказался против основополагающих принципов кодекса, таких как единобрачие и приоритет семейного воспитания детей, и предложил отменить алименты. "Семья себя исчерпала. Брак - это кабала. Люди не могут всю жизнь быть вдвоем. Чем выше культура, тем меньше желающих вступать в брак и иметь детей, - считает он. - Брак - это тот же контракт. Все должно быть жестко оговорено: где и как будут жить, какие возможные проблемы с имуществом, с детьми".

В ходе дискуссии был выработан ряд рекомендаций Госдуме, Комитету по делам женщин, семьи и детей, Генеральной прокуратуре и органам власти субъектов Федерации.

Пресс-служба Государственной Думы РФ
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован