13 сентября 2005
3870

Сенатор Г.Олейник и депутат А.Сарычев считают, что изъятие полномочий превращает регионы из союзника в оппонента федерального центра.

Стратегический промах

Стратегические конкуренты России на мировых рынках могут ликовать. За последние

годы отраслевые налоговые гайки закручены настолько, что на недавней встрече с

Г.Грефом и М. Моториным руководители ВИНК констатировали явное падение темпов

роста добычи нефти и предупредили о тех катастрофических последствиях фискальной

политики государства, которые очень скоро вообще поставят отрасль на колени.

Ощутимо негативным довеском к плоским губительным налогам, уравниловке,

рваческому недропользованию, кончине геологоразведки, отставанию разведанных

запасов от добычи, кроме того, стало отлучение регионов от участия в управлении

процессами недропользования. Вдруг оказалось, что настоящие патриоты России

сосредоточены только в пределах московского Садового кольца, остальные же отнесены к

разряду неблагонадежных, которым и доверять-то нельзя. Иного мнения придерживаются

члены Федерального Собрания РФ, избранные от Ханты-Мансийского автономного

округа, сенатор Г.Олейник и депутат А.Сарычев , которые считают, что изъятие

полномочий превращает регионы из союзника в оппонента федерального центра.

***

Самая большая проблема ХМАО, как, впрочем, и всех нефтедобывающих регионов,

невозможность достучаться до федеральных чиновников, у которых на все случаи жизни

заготовлено собственное мнение, вне зависимости от результатов его практического

осуществления. А провести свои законотворческие наработки через Государственную

Думу и уж тем более Совет Федерации добывающим регионам и вовсе не представляется

возможным ввиду их явного меньшинства.

Вот и остается "донорам" ждать момента, когда федеральная власть, набив шишек в

управлении ресурсной базой, спросит "а как это вы делали?", и тогда, может статься,

возвратит отобранные полномочия на места, и в нашей стране жизнь изменится к

лучшему. Именно к таким печальным мыслям приходишь, вникая в рассуждения

политиков, пытающихся защищать права региона.

***

Не изобретайте велосипед

По мнению Геннадия Олейника, председателя Комитета Совета Федерации по делам

Севера и малочисленных народов, главная проблема регионов сегодня состоит в том, что

все управление природными ресурсами сосредоточено на федеральном уровне. В то же

время из Москвы управлять недрами где-то в ЯНАО, ХМАО или на Чукотке практически

невозможно, считает сенатор. Сегодня представители регионов ставят перед собой задачу

добиться того, чтобы полномочия, отобранные у регионов, были им максимально

возвращены.

Любая территория должна быть экономически заинтересована в проведении тех или иных

федеральных преобразований, убежден Александр Сарычев , член Комитета по местному

самоуправлению ГД РФ. Регион заинтересован в развитии производства, будь то ТЭК,

машиностроение или малый бизнес. Заинтересованность заключается в создании новых

предприятий, появлении дополнительных рабочих мест, а следовательно, и налогов,

которые будут пополнять местный и региональный бюджет. Если этого нет как нет

обратной связи между федеральными инициативами и жизнью региона, ничего хорошего

получиться не может.

***

АЛЕКСАНДР САРЫЧЕВ : - Когда региональная власть имела возможность влиять на

налогообложение компаний, мы видели результаты своей работы и могли оперативно

управлять ситуацией. В процесс управления были вовлечены все ступени власти - начиная

от городских советов, заканчивая окружной Думой. Мы находили золотую середину,

учитывая интересы и хозяйствующих субъектов, и региона. На уровне окружной думы

принимались законы, которые позволяли нефтяникам получать определенные льготы по

налогообложению. В округе развивалась нефтяная отрасль, мы видели как средства,

получаемые компаниями в виде льгот, вкладывали в разведку и воспроизводство МСБ.

Сегодня механизмы взаимодействия нарушены. Мы ищем пути выхода из тупика, но

наработки депутатов пока носят абстрактный характер.

***

Введение принципа одного ключа, считает депутат, негативно повлияет не только на

управление недропользованием в регионах, пострадают и другие отрасли, с том числе

сельское хозяйство, местная промышленность, бюджетная сфера в целом. Регионам-

донорам, по сути, тыкали пальцем - вы, дескать, жируете, а вот другие живут плохо,

концы с концами не сводят...

По мнению А.Сарычева, следует вернуться к старой схеме управления и не изобретать

велосипед, начисто игнорируя положительный опыт, накопленный регионами за период

1993-2000 годов. А именно в это время формировался общий интерес центра и территорий

в развитии экономики субъектов Федерации.

Депутат полагает, что налоговая дифференциация и перераспределение доходов в пользу

"бедных" не должно было стать самоцелью, порождающей иждивенчество. Почему-то за

все эти годы сменяющиеся правительства так и не смогли создать тот инвестиционный

режим, который позволял бы депрессивным территориям самостоятельно победить

бедность, а не ждать подачек от центра.

Со своим коллегой из Думы во многом солидарен и Г Олейник. По его мнению,

централизация власти нанесла непоправимый урон ресурсной базе, в первую очередь, по

причине того, что "легла" региональная (а вместе с ней и национальная) геологоразведка.

Как следствие, прирост запасов не поспевает за добычей и завтра нас ожидает не удвоение

ВВП, а спад добычи и общая стагнация в экономике.

***

ГЕННАДИЙ ОЛЕЙНИК: - Воспроизводство требует средств. Эти средства должны

отчислять недропользователи. И они это делали, когда был сбор на воспроизводство МСБ.

Налог в 10% от оборота предприятия худо-бедно, но решал проблемы. Но наши либералы

считают оборотные налоги абсолютным злом. Дескать, налог может быть только с

прибыли, ну еще с имущества, а вот оборотный плох и не отражает экономическую

сущность происходящих в стране процессов, и его надо отменить. Отменили. И что в

итоге? Власти пытаются делать хорошую мину при плохой игре, мол, сами

недропользователи воспылают желанием заниматься разведочными и поисковыми

работами. Но из этого ничего не получилось. Сегодня прирост запасов в три раза ниже,

чем при ВМСБ. Добываем тонну, а приращиваем 300 кг. Новый закон "0 недрах" ничего

не меняет. "Жареный петух" клюнет года через три, и я убежден, что ВМСБ восстановят.

Но самое страшное, что мы потеряем людей. Если не будет фронта работ, то без

финансирования развалятся все поисковые структуры. Их будет очень трудно воссоздать,

но этот путь, хочешь - не хочешь, а придется пройти.

***

Проблемы слуха?

В Москве не слышат голоса региона, удачный опыт недропользования, накопленный за

десятилетия работы в том же ХМАО, практически не воспринимается федеральными

чиновниками. И поскольку в округе добывается около 60% российской нефти,

федеральный центр обречен на то, чтобы делегировать полномочия, но только после

принятия закона "О недрах", чтобы и волки были сыты и овцы целы, убежден Г.Олейник.

По его мнению, любая попытка порулить нефтяным кораблем, предпринимаемая людьми,

не имеющими об этом никакого представления, заведомо обречена на провал. В течение

десяти лет они будут пытаться создавать какие-то службы, когда существуют готовые в

регионах. Причем работающие, и весьма успешно. В итоге все вернется на круги своя, но,

увы, уже сегодня подорвано доверие населения субъектов Федерации к центру, а

восстановить его будет очень трудно.

По мнению А.Сарычева, сегодня самое важное вернуть доверие людей, проживающих на

северных территориях, к нашему правительству, а это доверие оказалось подорванным

вследствие принятия законов 95 ФЗ, 131 ФЗ и 1 22 ФЗ, перечеркнувших все гарантии и

льготы, которые предоставлялись жителям данных территорий. Передача полномочий на

уровень СФ не является гарантией для человека в плане выплаты всех северных

коэффициентов и надбавок, и в этом случае мотивация к труду будет понижена до точки

замерзания.

Конечно, такие регионы, как ХМАО и ЯНАО, где зарплата нефтяника пока еще под $1000,

держатся, а там, где, скажем, добывают уголь, народ бежит. Что будет завтра в нефтяных

мегаполисах? Думают ли об этом в правительстве? Ответа на эти вопросы до сих пор нет.

Существуют проблемы и в отношении рационального недропользования. По мнению

правительства, их выправит новый закон "О недрах", однако эту точку зрения не

разделяют в добывающих регионах. Известно, что далеко не все компании ведут себя в

отношении МСБ подобающим образом, есть и такие, что "рвут" месторождения, не

задумываясь о завтрашнем дне.

***

АЛЕКСАНДР САРЫЧЕВ : - Если быть честным до конца, то стоит признать, что любое

предприятие заинтересовано в получении хорошей прибыли, причем, в первую очередь. А

она зависит от затрат. Сегодня компании изменили подходы к разработке месторождений.

Теперь все зависит от менеджмента компании, от моральных установок ее высшего

руководства. Есть такие компании, что занимаются откровенным рвачеством. К

сожалению, и в ХМАО есть такие предприятия. Когда я работал главой Сургутского

района, мы ездили в Норвегию, где наблюдали технологию добычи нефти, и удивлялись,

как же наши северные соседи бурят и никто их не контролирует. На самом деле все было

несколько сложнее. С самого начала бурения скважины вся информация ежесекундно

поступала в специальные органы, осуществляющие мониторинг всего процесса

разработки, и в случае необходимости он корректировался. У нас проверить все скважины

чрезвычайно трудно. Именно по этой причине мы так долго не можем "родить" закон "0

недрах". Техническая оснащенность контролирующих органов также оставляет желать

лучшего. Рациональное недропользование дорого априори, мониторинг разработки

месторождений также не дешев. Именно этим, отчасти, и объясняется медленное

продвижение закона и то, что в нем не появляется концептуальных изменений".

***

Заложники простых решений

По мнению А.Сарычева. у правительства нет возможности и желания контролировать

исполнение законов. Гораздо проще записать порог $27, а что выше, отсекать в свою

пользу. А то, как развивается нефтяная отрасль, какие у нее трудности, чем помочь, власть

вовсе не интересует. У нее цель простая: собрать денежки, которых бы хватало для

покрытия расходов. Если бы федеральные власти были заинтересованы в том, чтобы в

ХМАО развивались компании и малый бизнес, росло благосостояние населения,

повышалась его мотивация к труду, они бы думали, какой закон необходимо принять в

первую очередь, какое постановление правительства следует подготовить, для того чтобы

улучшить ситуацию, убежден депутат. Но исполнительная власть эту функцию не

выполняет. Просто пополняют бюджет самым легким способом.

Пессимизм своего коллеги в отношении оценок деятельности правительства разделяет и Г

Олейник. По его мнению, для того чтобы ситуация в недропользовании кардинально

улучшилась, мы, очевидно должны хлебнуть горя, и по полной программе.

Хочется это кому-то признавать или нет, но наша страна сегодня идет исключительно

методом проб и ошибок. Российская пословица семь раз отмерь и один раз отрежь

применима скорее в США, но только не у нас. Если действовать по пословице, тогда

будет толк, мы же все делаем наоборот - один раз отмеряем и семь раз режем, считает

сенатор.

Причины всех бед Г Олейник видит в дальнейшей бюрократизации процесса управления

недропользованием, и ожидаемое принятие закона "О недрах", по его мнению, ситуацию

вряд ли выправит.

***

ГЕННАДИЙ ОЛЕЙНИК:

- Чем дальше субъект управления находится от объекта управления, тем больше

бюрократизм. И поскольку федеральный центр находится на расстоянии тысяч

километров от объекта управления, сразу возникают бюрократические прослойки. В том

случае если управление приближено к объекту на уровне региона, давление бюрократии

меньше - для меня это аксиома. Но в правительстве мотивируют свои реформы тем, что

будет больше порядка и меньше коррупции, в том случае если центр все возьмет на себя.

Я считаю, что это неправильный подход, и его реализация только усугубит положение

дел. Ситуация осложняется еще и тем, что на мировом рынке установились высокие цены

на нефть. Они развращают страну. Причем, абсолютно высокие цены развращают

абсолютно. Все остальные работы сворачиваются. Не заработанные деньги, за которые

можно все купить, замещают производительный труд нации, народа, который должен

каждый день приращивать производство. В результате все позитивные процессы

останавливаются. Действует установка: больше нефти продадим, больше получим.

***

По мнению А.Сарычева. сегодня все надежды связаны с партией "Единая Россия". Ее

руководство организовало настоящий прессинг на правительство, которое целый год

только самореформировалось. Реальных результатов его работы не видно. Внутри

исполнительной власти полный раздрай: министры жалуются на всевластие Минфина и

Минэкономразвития, мгновенно осаживающих любые инициативы и финансовые запросы

на осуществление реальных инициатив. В результате регионы становятся заложниками

простых и немотивированных решений.

Если в стенах правительства противоречия и нет общего подхода к проблемам, каждый

выживает, как может. Что мы и наблюдаем.



Нефтегазовая Вертикаль, Город: Москва
Дата: 13 Сентября 2005
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован