18 декабря 2006
7563

Сергей Абакумов: Благотворительность как инструмент решения социальных проблем

Какой бы ни была официальная политика в социальной сфере, она не позволит решить все проблемы общества. Переход от патерналистского государства к субсидиарному в интересах построения в России гражданского общества, провозглашенный Президентом России, возможен только при активном взаимодействии государственных и гражданских институтов, устойчивом развитии благотворительности как эффективного инструмента реализации социальной политики.

- У национальных проектов и благотворительности одна конечная цель - решение социальных проблем. В чем особенности решения этой задачи посредством благотворительной деятельности?
- Национальные приоритеты - это государственные проекты, нацеленные на решение самых острых и неотложных социальных проблем наших сограждан. Одним из инструментов решения таких проблем является благотворительность, которая базируется не на законодательно установленных обязанностях властных структур, а на частной и корпоративной, но всегда добровольной инициативе граждан и их объединений. Решение об оказании адресной благотворительной помощи или меценатской поддержки - это осознанные акты милосердия, связанные с распоряжением личными материальными, финансовыми или трудовыми ресурсами конкретных людей.
Государство благотворительностью не занимается. Она находится вне сферы государственного или иного официального администрирования и зависит от зрелости гражданского общества. В странах с развитыми гражданскими институтами и с устойчивой экономикой благотворительность является частью механизма перераспределения общественных благ от обеспеченных слоев населения в пользу наиболее нуждающихся и малоимущих.
В России к благотворительности, прежде всего, следует отнести помощь нашим социально уязвимым согражданам, людям, находящимся за чертой бедности и пострадавшим от стихийных и иных бедствий, реабилитацию людей с ограниченными возможностями, благотворительную социальную и духовную поддержку ветеранов войны, детей-инвалидов и сирот и т.д.
- Какие проблемы возникают при осуществлении благотворительной деятельности?
- Президент России на первом пленарном заседании Общественной палаты Российской Федерации часть своего выступления посвятил поддержке российских благотворителей. В частности, он отметил, что их социальный статус в нашем государстве и обществе находится на низком уровне. Основная задача государства состоит в том, чтобы создать благоприятные правовые, организационные и финансовые условия для осуществления благотворительной деятельности. Необходимо совершенствование законодательства в этой сфере для снятия бюрократических барьеров и предотвращения необоснованных изъятий в бюджет части средств, направляемых на благотворительность в адрес конкретных благополучателей, предоставления возможности участникам благотворительности в полной мере проявить преимущества своего статуса. Кроме того, государство призвано обеспечить достаточные гарантии целевого использования благотворительных средств, а соответствующие государственные структуры и механизмы гражданского общества обязаны осуществлять контроль такого целевого использования.
Сейчас благотворительная деятельность сильно затруднена и сложностями в оформлении пожертвований, предоставлением отчетности, разночтениями в старых и новых законах, связанных с налогообложением, и т.д. Этот процесс нельзя назвать стимулирующим. Поэтому в рамках Общественной палаты была создана Комиссия по вопросам развития благотворительности, милосердия и волонтерства.
- Какая работа проводится Комиссией Общественной палаты по вопросам развития благотворительности, милосердия и волонтерства?
- В настоящее время проводится работа по совершенствованию действующего законодательства с целью создания наиболее благоприятных правовых и экономических условий для осуществления и развития благотворительности в стране.
Завершается согласование предложений Комиссии - новой редакции закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"; поправок к Налоговому и Гражданскому кодексам и сопрягаемым с ними законов. Также предлагаются дополнения и поправки к законам, связанным с определением четких условий и форм контроля за финансовой деятельностью некоммерческих организаций и предоставлением льгот и преференций на такие формы благотворительной деятельности, как эндаумент. Эндаумент - это вклад, взнос, определенный объем финансовых средств, откладываемый в пользу некоммерческой организации на определенных условиях. Это может быть пожертвование от юридического или физического лица или специально собранный целевой взнос. Средства такого фонда размещаются в финансовых инструментах с целью получения процентов. Как правило, проценты направляются на покрытие оперативных расходов, что обеспечивает финансовую устойчивость организации, а средства самого фонда - на реализацию проектов.
Во многих странах данный вид дохода некоммерческой организации рассматривается как благотворительность, поэтому сами взносы в эндаумент и проценты налогом не облагаются. Эндаумент дает возможность донорам - крупным компаниям и частным лицам формировать ресурсный (резервный) капитал, например для решения долгосрочных задач, в частности в системе народного образования (в вузах и школах), социальных учреждениях (детских домах, медицинских реабилитационных центрах) и т.д. Такой инструмент позволит крупным компаниям принимать более активное участие в реализации приоритетных национальных проектов.
- Какие задачи ставит перед собой Комиссия?
- Среди основных задач можно назвать: проведение аналитических исследований с целью создания реальной базы данных о деятельности благотворительных организаций, прежде всего в регионах; совершенствование действующего российского законодательства в области благотворительности, милосердия и волонтерства; разработку предложений по усилению роли гражданского образования и обучения в сфере благотворительности; углубление взаимодействия гражданских институтов и всего благотворительного сообщества с органами законодательной и исполнительной власти для подключения благотворительных организаций к осуществлению государственных социальных программ, в которых имеется дефицит трудовых ресурсов. Здесь неоценима помощь добровольцев. К числу задач, стоящих перед нашей Комиссией, а также перед региональными Общественными палатами, общественными и некоммерческими организациями также можно отнести: повышение уровня профессионализма в области благотворительности и укрепление его инфраструктуры; изменение системы учета деятельности и отчетности при осуществлении благотворительности. Создание прозрачности благотворительного сектора должно способствовать сужению возможностей коррупции, встраивания и использования благотворительных организаций в теневом и криминальном бизнесе; создание механизмов доступа гражданских институтов в лице общественных и некоммерческих благотворительных организаций к государственным ресурсам, а также включение этих организаций в круг соисполнителей государственных программ.
- Что необходимо сделать для того, чтобы активизировать благотворительную деятельность?
- Я не согласен с мнением, что необходимо искусственно создавать какие-то особые и тепличные условия для развития благотворительности. Если в целом построить наше законодательство таким образом, чтобы наши сограждане могли без сложностей принять участие в процессе благотворительности, то они будут этим заниматься. Основанные на добровольных началах меценатство и благотворительность исторически были в русских традициях.
Мы можем наблюдать, что представители крупного бизнеса формируют благотворительные фонды, осуществляют взносы, выделяют гранты на образовательные и иные, востребованные обществом, проекты. На последнем съезде РСПП бизнес заявил о том, что он несет социальную ответственность перед обществом - была принята соответствующая резолюция.
Например, национальный проект "Образование" предполагает расширенное включение общественности в сферу государственного управления. И это не случайно, так как в сфере образования стратегические интересы государства и корпоративные интересы бизнеса совпадают. Поэтому часть традиционных для Министерства образования и науки функций по выработке образовательных стандартов, оценке работы школ и вузов делегируется общественным организациям - от объединений работодателей (РСПП, ТПП, "Деловая Россия", ОПОРА) до советов руководителей высших и средних учебных заведений.
Весной этого года Президентом России Владимиром Путиным были проведены встречи с деловой элитой страны, посвященные национальным проектам. В результате предпринимательские организации взяли на себя затратный и не обещающий скорой отдачи труд по разработке методик, позволяющих объективно оценить качество образования (например, методика делового рейтингования вузов (ДеРеВо), предложенная ОПОРой.
Особый интерес и внимание к проблемам развития благотворительности и милосердия проявляет Первый вице-премьер Правительства России Д.А. Медведев, о чем свидетельствует его участие в общественных конференциях, организованных при участии нашей комиссии, а также его неформальные встречи, в том числе и по этим вопросам, с членами Общественной палаты РФ.
Это и есть пример искомого диалога гражданского общества и государства. Более того: сам факт участия в этом процессе государственной и предпринимательской элиты наряду с многочисленными общественными и благотворительными организациями в различных регионах страны свидетельствует, что ростки гражданского общества на российской почве, несмотря на прогнозы скептиков, прижились. Очевидно, что конструктивный диалог и взаимодействие власти и гражданского общества, наметившиеся в ходе реализации национальных проектов, могут стать серьезной проверкой как их реальной способности работать в качестве равноправных партнеров во имя общего блага, так и зрелости, дееспособности самих гражданских и государственных институтов.

19.12.2006
С.А. Абакумов.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован