22 сентября 2004
1150

Сергей Быстров: Платная дорога перережет Тверскую область

Министерство транспорта Российской Федерации выпустило из недр своих инициативу: сделать платной дорогу Москва - Санкт-Петербург. При этом обещают, что будет она новой и скоростной.

Заместитель Минтранса Александр Мишарин заявил в понедельник журналистам, что уже 29 сентября 2004 года Федеральное дорожное агентство Минтранса РФ проведет тендер для выбора генерального проектировщика скоростной автомагистрали Москва - Санкт-Петербург. Тендер пройдет в Твери, в управлении автодороги "Москва - Санкт-Петербург".
Механизм функционирования первой крупной платной дороги в России будет утвержден еще до конца этого года, сообщил чиновник. Как ранее заявлял первый заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Виктор Букреев, под реализацию проекта будет создано акционерное общество "Платные автомобильные дороги" со 100% государственного капитала. Именно это АО займется аккумулированием средств на строительство - как от российских частных инвесторов, так и от зарубежных.
А средств понадобится немало. Так, по оценке А. Мишарина, ориентировочная стоимость проекта составляет 150-180 млрд. рублей, при сроке строительства в пять лет. При этом чиновник отметил, что затраты могут еще возрасти за счет развязок и соответствующей инфраструктуры.
Не оглашаются и имена желающих вложить деньги в дорожное строительство, хотя чиновники-транспортники единогласно утверждают, что таких очень много (уж очень прибыльное это дело - финансировать платную дорогу). Даже несмотря на то, что после окупаемости она полностью переходит в собственность государства.
По сути, это механизм концессии, который является наиболее распространенной практикой реализации подобных проектов в других странах мира. Концессия не предусматривает частной формы собственности на платную автомобильную дорогу. Вместе с тем сроки концессии или аренды могут быть достаточно длительными и составлять от 20 до 49 лет. Чтобы построить и получить в управление дорогу, инвестор должен выиграть открытый конкурс, который не предполагает каких-либо ограничений с точки зрения государственной принадлежности участвующих в нем компаний. Поэтому его может выиграть как российская, так и иностранная фирма.
Инвестор автоматически становится оператором платного участка дороги. Он осуществляет не только взимание платы за проезд, но и занимается обслуживанием и содержанием - от уборки до ремонта и модернизации. При этом государством выдвигаются достаточно жесткие требования к качеству и техническому состоянию дорожного полотна.
Строительство скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург - масштабный и длительный проект, окончательно завершить который вряд ли удастся ранее 2010 года. Тем не менее, отдельные участки этой дороги должны появиться намного раньше. В частности, пуск головного участка в Московской области позволит кардинально решить проблему разгрузки существующей трассы М-10 "Россия" и обеспечить нормальное сообщение с аэропортом "Шереметьево". В Ленинградской области с пуском пилотного участка решится проблема обеспечения нормального выезда из морского порта Санкт-Петербурга. Тогда грузовой поток сможет сразу выходить на московскую трассу, минуя городские улицы.
В Подмосковье вовсю разрабатываются и другие проекты по строительству платных дорог. Проектировщики не скрывают, что в первую очередь свободные платные дороги появятся на элитных направлениях, где ездит много обеспеченных водителей.
Сразу оговоримся, что строятся платные дороги только как альтернативные бесплатным. В общей сложности в Московской области рассматривается пять крупных потенциальных платных шоссе. Дорога от МКАД до Голицына в обход Одинцова должна разгрузить вечный затор на Можайском шоссе от кольцевой до Одинцова. Дорога от МКАД до Ногинска спасет Носовихинское и Горьковское шоссе. Шоссе от МКАД до Тверской области продублирует Ленинградскую трассу. Отрезок всего лишь чуть меньше двух километров соединит Новорижское и Волоколамское шоссе в районе Красногорска. И самый масштабный проект опояшет всю область - Центральная кольцевая автомобильная дорога, которая на западе и востоке продублирует Большое бетонное кольцо, а на севере и юге - Малое.
Кроме того, существуют еще несколько проектов для отдаленного будущего, например, реконструкция Осташковского шоссе и объезд Подольска и множество относительно мелких элементов вроде платного въезда на МКАД с Новорязанского шоссе.
Проезд будет вполне доступен небогатым дачникам, совершающим вояжи за город дважды в неделю, и обеспеченному среднему классу, ежедневно курсирующему со своих загородных вилл в столичные офисы. По участку от МКАД до Голицына протяженностью 19,5 километра, по словам Сергея Быстрова, генерального директора государственного предприятия "Дороги России", уже существуют предварительные проработки по примерной стоимости проезда. Так, предполагается, что легковой автомобиль сможет проезжать километр шестиполосной современной дороги за 2,5 рубля, а грузовой - за 5 рублей. То есть весь участок платной трассы будет обходиться в 48 и 97,5 рубля соответственно.
Для создания новых и безопасных трасс за шлагбаумом отбираются, к сожалению, не самые перегруженные участки подмосковных трасс, а самые "сладкие". Забитые машинами, но "небогатые" магистрали, скорее всего, будут ждать альтернатив до того момента, когда найдутся деньги в бюджете.


Евгений ПЕТРОВ


http://www.karavan.tver.ru/rss/articles.php3?id=5455
Номер 40(446) от 22 сентября 2004 года
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован