12 марта 2004
1503

Сергей Чижов: область должна развиваться

Воронежская область принимает активное участие в Федеральных целевых программах. На средства, выделяемые из федерального бюджета, у нас строятся больницы и поликлиники, жилые дома и санатории, развиваются промышленные предприятия и аграрные хозяйства. Благодаря участию области в программах десятки тысяч людей в центре Черноземья получают квалифицированную медицинскую помощь, возможность приобрести собственное жилье, устроиться на стабильную хорошо оплачиваемую работу. Что такое Федеральные целевые программы, легко ли стать их участником и каков механизм их реализации на территории Воронежской области - об этом сегодняшний разговор с депутатом Государственной Думы РФ Сергеем Чижовым.

- Сергей Викторович, давно ли Воронежская область принимает участие в федеральных целевых программах и с чем сопряжено это участие? Каковы промежуточные итоги этой деятельности?

- Наша область активно принимает участие в федеральных программах с 2001 года. Точнее, с того момента, как губернатором стал Владимир Кулаков. Участие области в федеральных целевых программах с первого момента его деятельности было выделено в приоритетное направление. На самом деле добиться нашего участия в. той или иной федеральной программе весьма непросто. Есть деньги федерального бюджета, на которые претендуют все субъекты Российской Федерации, но далеко не в каждый регион они поступают. Вхождению региона в ту или иную целевую программу предшествует напряженная и долговременная работа по отстаиванию интересов области на федеральном уровне, формирование целого пакета документов, проведение консультаций. Иными словами, мы должны "наверху" доказать, что имеем все права претендовать на федеральные деньги. Включение области в ту или иную федеральную целевую программу сопровождается совместной работой руководства области, депутатов всех уровней, а также представителей министерств и ведомств.

- Назовите, пожалуйста, конкретные цифры: что реально получает наша область за счет ее включения в федеральные программы?

- В целом с начала 2001 года по настоящее время из федерального бюджета Воронежская область получила более 5 млрд. рублей. Все эти средства поступали по различным программам, в том числе по социальным. Это программы по сокращению различий в социально-экономическом развитии регионов, по развитию села, программа по борьбе с заболеваниями социального характера. По последней мы достраиваем онкологический центр, продолжаем финансировать его и сейчас. Наиболее важная из программ - федеральная адресная инвестиционная программа по различным направлениям. Чем она важна? Адресно прописывается каждый объект в каждом конкретном населенном

пункте. В 2003 году область по федеральным целевым программам получила 1 млрд. 322 млн. рублей. По адресной программе -345 млн. рублей. Еще в начале своей деятельности нынешнее руководство области поставило четкую задачу: сколько средств в федеральный бюджет отчисляет область в виде налогов, столько же в виде участия в федеральных программах - в субсидиях, субвенциях, кредитах - мы должны в область привлекать. Тогда мы сможем опираться не только на областной бюджет, но и на дополнительные федеральные средства, которые лягут в основу бюджета развития области. Область должна развиваться.

- Участие региона в целевых федеральных программах во многом зависит от активности депутатов Государственной Думы. Можно без преувеличения сказать, что весомую часть средств из федерального бюджета наша область получает, опираясь на опыт и авторитет своих представителей в Думе и Совете Федерации. В этой связи хотелось бы услышать, чем сегодня заняты четыре депутата от Воронежской области, избранные по одномандатным округам, над чем они работают?

- Интересы Воронежской области в Государственной Думе в основном представляют Дмитрий Рогозин, Николай Ольшанский, Александр Сысоев и я. Рогозин, как вы знаете, руководит парламентской фракцией "Родина". В своем нынешнем статусе Дмитрий Олегович занимается партийным строительством, тем самым консолидируя социал-демократические силы России. Николай Ольшанский работает в комитете по образованию, так как на сегодняшний день есть необходимость серьезной защиты интересов педагогов. Как вы знаете, прошлым правительством РФ был принят ряд решений по повышению заработной платы бюджетникам, в том числе и педагогам. Однако они не были подкреплены финансово. В итоге в 50-ти регионах России возникли перебои с выплатой зарплаты. Нашей области удалось избежать этой проблемы только благодаря конструктивному взаимодействию руководства области с Минфином. Александр Сысоев работает в аграрном комитете. Эту работу трудно переоценить, потому что каждый руководитель сегодня понимает, что только на текущее решение проблем села в одном регионе необходимо ежегодно выделять десятки миллионов долларов. Тех средств, что были выделены в рамках проекта ГУП "Воронежинвест", хватило лишь на стабилизацию положения а раде хозяйств области.

Что касается меня, то а нынешней Государственной Думе я вошел в комитет по бюджету и налогам. Это ведущий комитет, так как он принимает главный финансовый документ страны - бюджет. Я вошел в подкомитет по налогам и по межбюджетным отношениям. Считаю необходимым проведение такой налоговой политики, которая поможет развитию экономики, позволит максимально расширить перечень реализуемых социальных программ. Что касается вопросов, связанных с межбюджетными отношениями, надеюсь, мне удастся максимально эффективно защищать интересы Воронежской области. В частности, участвовать в процессе выделения прямой финансовой помощи области на решение конкретных проблем (детские пособия, бесплатные лекарства и зубопротезирование, инвалидные коляски и т. д.). Стоит подчеркнуть, что каждый из депутатов Государственной Думы находится в тесном взаимодействии с областной властью. Решить проблемы области можно только совместными усилиями руководства области и депутатского корпуса. Неслучайно Владимир Кулаков стал проводить встречи с нами с самого начала формирования нынешней Государственной Думы. На этих встречах мы постарались выработать общую позицию на текущий и последующие годы, определить приоритетные и жизненно важные для области объекты, сроки ввода их в эксплуатацию, необходимые финансовые затраты.

- Существует распространенное мнение о том, что конкретному жителю области федеральные программы не дают ничего. В большинстве своем люди не верят в то, что их может коснуться поддержка федерального центра. Могли бы вы подтвердить или опровергнуть это мнение на примере проблемы обеспечения населения жильем?

- Безусловно, мнение о том, что федеральные целевые программы существуют автономно от каждого из нас, ошибочно. В этой связи мне хотелось бы заострить внимание на подпрограмме обеспечения жильем молодых семей. Это программа новая, начинает в полном объеме работать и финансироваться в 2004 году, рассчитана до 2010 года. Что она дает? 25% средств выделяет молодой семье федеральный бюджет на безвозмездной основе, 25% средств предоставляет администрация области, оставшуюся часть суммы молодая семья должна получить либо в качестве кредита, либо взять ссуду на предприятии. Я думаю, что и предприятия будут готовы пойти на этот шаг, потому что таким образом оставляют перспективного молодого специалиста у себя на производстве, заинтересовывают его, а это по нашим временам очень важно. Тем более что со стороны предприятия требуется компенсация не всей суммы, а только ее половины. В случае рождения

второго ребенка федеральный бюджет списывает часть суммы, затраченной непосредственно самой семьей. Здесь появляется стимул для молодых семей продолжить свое развитие. Купить жилье по такой программе более чем реально. Немаловажным является и ипотечный кредит. На областном уровне уже выделяются средства на субсидирование ипотечных кредитов (9 млн. рублей в 2004 году). Будет проведена работа по выделению федеральных средств на решение проблемы жилья. Если ставка по ипотечным кредитам будет 16% и государство будет погашать за свой счет 8%, то каждый миллион, выделенный на эти цели, позволит обеспечить в области жильем 50 человек при стоимости 1 кв.м 8,5 тыс. руб. Кроме того, для развития ипотечного кредитования на государственном уровне будет рассматриваться вопрос об установлении гарантий государства. При таких условиях для приобретения нового жилья из расчета 25 кв.м на человека достаточно иметь возможность выплачивать в месяц 2000 рублей.

- А что можно сказать о федеральных целевых программах обеспечения населения жильем, которые уже действуют у нас в области?

- Наверное, стоит отметить программу "Жилище", в рамках которой действует ряд подпрограмм, направленных на переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда. В частности, в 2004 году планируется завершить

строительство 27-квартирного жилого до мае г. Богу чар. На территории области действует и программа "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф", 8 рамках этой программы в Воронеже строится дом общей площадью 40,7 тыс, кв. м. Работает у нас и программа "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации". В ее рамках в 2004 году будет продолжено и начато строительство на 26 объектах в 13 районах области, городах Воронеж и Нововоронеж.

- Одной из самых больных проблем Воронежа и области является обеспечение чистой питьевой водой, качественной и в необходимых объемах. Предусмотрено ли каким-нибудь образом решение проблемы водоснабжения федеральными целевыми программами и принимаем ли мы в них участие?

- Да, действительно, у нас в области проблема с водой большая. На сегодняшний момент у нас есть три объекта, которые попали в федеральную адресную инвестиционную программу. Они начнут финансироваться в этом году. Если финансирование будет стабильное в течение 2004 - 2006 годов, то все вопросы, связанные с водоснабжением города и области, мы решим. К примеру, реконструкция южно-воронежского водозаборного узла No1 позволит левобережной части города получить дополнительно 36 тысяч кубометров воды в сутки. Второй объект связан со строительством двух веток водопровода от этого узла до водосберегающей станции No9, протяженностью порядка 1в км, 11 из которых были построены ранее и финансировались за счет средств областного и городского бюджетов. То есть решается и вторая задача - подача воды непосредственно потребителю. Третий объект предполагает расширение водопроводных сетей водоподъемной станции No4. Пропускная способность станции возрастет на 120 тыс. куб. м/сутки, то есть как раз на тот объем, который необходим для поддержания давления в сети и обеспечения круглосуточной подачи воды. Это тоже немаловажно для наших жителей. Это то, что касается водоснабжения города Воронежа. Думаю, если с помощью федеральных средств нам удастся справиться со строительством названных трех объектов, изменения к лучшему в водоснабжении ощутит на себе каждый горожанин.

- Сергей Викторович, как известно, губернатор области является центром консолидации различных сил, в том числе и депутатов Государственной Думы. Как вы считаете, какими качествами должен обладать современный управленец, чтобы отстаивать интересы области на федеральном уровне, и присущи ли эти качества губернатору Воронежской области?

- Безусловно. На мой взгляд, основу стратегии Владимира Кулакова составляют три базовых качества современного управленца, которые в принципе известны всем. Во-первых, это взвешенная кадровая политика. Благодаря ее проведению к управлению областью сегодня привлечены грамотные менеджеры, профессионалы и специалисты своего дела. Во-вторых, это последовательное отстаивание собственной позиции. Нынешний губернатор умеет брать на себя ответственность и проводить в жизнь поставленные задачи. Наконец, Кулакову присуще само умение стратегически мыслить. Благодаря грамотной расстановке приоритетов развития области нынешняя областная власть уже заложила основные этапы развития экономики области на 10 лет вперед. Это стало возможным в том числе благодаря поддержке тех людей, которые понимают экономическую сущность происходящих процессов, конструктивно взаимодействуют с государством и обществом. Поддержав на минувших выборах в Государственную Думу четырех кандидатов, губернатор получил в высшем законодательном органе страны четырех союзников и единомышленников.

Материалы страниц 4-й и 5-й оплачены из избирательного фонда кандидата на должность главы администрации Воронежской области В.Г.Кулакова.



КОММУНА, Город: ВОРОНЕЖ

Дата: 12 марта 2004


Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован