05 сентября 2005
2820

Сергей Дубинин, заместитель Председателя Правления РАО `ЕЭС России` `Надеюсь, что пятой революции не потребуется`

Финансовый директор РАО "ЕЭС России" Сергей Дубинин смотрит в будущее энергореформы с оптимизмом

У Сергея Дубинина богатый опыт участия в российских реформах: еще в 1990 г. он передал предложения по переустройству советской экономической системы своему однокашнику Борису Федорову, работавшему в ЦК КПСС консультантом. Потом вместе с Евгением Ясиным спрогнозировал экономический кризис в конце 1991 г. По иронии судьбы бывший министр финансов, отправленный в отставку за "черный вторник" на валютном рынке в октябре 1994 г., покинул пост председателя Центробанка после дефолта 1998 г. Сейчас Сергей Дубинин занимает пост финансового директора компании РАО "ЕЭС России", столкнувшейся минувшим летом с масштабным блэкаутом. О том, кто и как будет строить новые электростанции в стране после реформы РАО, а также о своих личных взглядах на политику Центробанка и перспективы объединения демократических сил Сергей Дубинин рассказал в интервью "Ведомостям".

- РАО "ЕЭС России" пытается привлечь частных инвесторов к проектам в энергетике. Насколько это удается?

- Мы подходим к черте, когда советский инвестиционный задел заканчивается. По различным сценариям максимум потребления электроэнергии, достигнутый Российской Федерацией в 1989-1990 гг., будет перекрыт в 2008-2010 гг. Кроме того, за эти годы накопился износ оборудования, а топливо серьезно подорожало.

Пока природный газ дешевле в России, чем в Европе. Но мы уверены, что к 2010-2013 гг. газ в России будет стоить столько же, сколько в Европе, за вычетом транспортных затрат - $50-60 за 1000 куб. м (в 2005 г. - около $36. - "Ведомости"). Сжигать по старым технологиям столь дорогостоящее топливо - далеко не лучшее его применение.

Поэтому интенсификация инвестиционного процесса нам жизненно необходима.

Долгое время, с конца 1980-х гг., проекты в энергетике отпугивали частных инвесторов проблемами со сроками окупаемости и источниками финансирования.

Средства можно было найти только в бюджете или у госкомпании, т. е. у РАО ЕЭС.

Но с повышением эффективности самих проектов и ростом уровня тарифов на электроэнергию условия стали меняться. А главное - у частных инвесторов появились средства на энергетику.

- Вы уверены, что вкладывать деньги в энергетику выгодно?

- В этом году нам удалось запустить два проекта по новой технологии - проектное финансирование. Это альтернатива централизованным инвестициям.

Объекты строятся в партнерстве с частными инвесторами или кредиторами. Один из них - строительство Белгородской ГТУ "Луч". Думаю, в ноябре мы введем эту станцию в эксплуатацию. Она относительно небольшая (60 МВт), но принципиально важная для этого интенсивно развивающегося региона.

Другой проект - второй блок Северо-Западной ТЭЦ в Санкт-Петербурге (450 МВт), который должен быть введен в строй в конце 2006 г. Проект гораздо более масштабный: в его реализацию уже вложено около 3 млрд руб. средств РАО ЕЭС и в ближайшие полтора года за счет кредита будет привлечено еще 3,3 млрд руб.

"Луч" окупится примерно за пять лет, а Северо-Западная ТЭЦ - за 10-11 лет. Это примеры создания новых энергомощностей без привлечения централизованных инвестиционных ресурсов, выделяемых из энерготарифа.

"Инвестиционные задачи у нас просто огромные"

- В свое время вы выступали с идеей привлечения инвесторов с помощью фонда гарантирования инвестиций. Будет ли она реализована?

- Теперь мы это называем механизмом гарантирования инвестиций. Нам необходимо определить точки, где должны быть созданы дополнительные резервы мощности. Это будут своеобразные конкурсы инвестпроектов, но их результатом будет не заключение контрактов, а выявление перспективных зон строительства. Следующий этап - тендер среди инвесторов на строительство конкретных мощностей или сетей. Проводить конкурс может "Системный оператор - Центральное диспетчерское управление РАО ЕЭС" - как держатель баланса мощности и потребления электроэнергии он наиболее квалифицированно может оценить, где и что надо строить. Но решение о проведении конкурсов в обоих случаях будет принимать Минпромэнерго.

- И какие гарантии получит инвестор, победивший в конкурсе?

- Победитель получит гарантированный уровень оплаты установленной мощности, который будет определен на конкурсе. Гарант - "Системный оператор". Он будет аккумулировать инвестиционные отчисления, собирая с участников рынка плату за свои услуги. По нашим оценкам, если по такому принципу будет создано 4500-5000 МВт мощности, тарифы для конечного потребителя вырастут не более чем на 1-1,5 процентного пункта.

- Можно ли уже сейчас сказать, где появятся новые станции?

- В перспективе до 2010-2012 г. излишек мощностей сохранится только в Волжском каскаде. Все остальные части европейской России - Юг, Урал, Северо-Запад - нуждаются в новых мощностях. Майская авария в Москве показала, что за последние годы от излишка энергетических мощностей Центральный регион перешел к дефициту. В энергосистеме "Мосэнерго" не хватает примерно 1000 МВт установленной мощности. Эта нехватка, в принципе, закрывается за счет перетоков из других регионов по магистральным сетям. Но в Москве и Московской области уже нет резерва на случай резкого недостатка мощности, поэтому сетевая авария, которая произошла на подстанции "Чагино" и прилегающих линиях, и привела к блэкауту, как теперь принято выражаться. Так что инвестиционные задачи у нас просто огромные и требуют серьезных средств.

- Когда будут проведены первые конкурсы?

- Чтобы механизм гарантирования инвестиций заработал, требуется постановление правительства. Оно позволит Федеральной службе тарифов включать в энерготариф гарантийные инвестиционные отчисления. Проект должен был быть передан на утверждение правительства до 1 июля, но, к сожалению, ведомственное согласование затянулось. Думаю, что в ближайшие недели он все же поступит в Белый дом и систему вскоре можно будет запускать. У нас есть сейчас оптимизм на этот счет.

- А на средства инвестфонда, создаваемого правительством, РАО ЕЭС претендует?

- У нас есть крупный проект, в который мы планируем привлечь бюджетные деньги, - это строительство Богучанской ГЭС в Красноярском крае. Дочерняя компания РАО "ЕЭС России" (ОАО "Гидро-ОГК") обсуждает с "Русалом" возможность реализации совместного проекта на паритетной основе. Но поскольку зона затопления ГЭС, т.

е. водохранилище, по закону находится в собственности государства, логично для его создания привлечь государственные средства. За счет бюджетных инвестиций необходимо финансировать создание водохранилищ и при строительстве других крупных гидроэлектростанций.

- Согласно планам реформы РАО ЕЭС должно прекратить свое существование в 2007 г. Как это отражается на ваших инвестиционных планах?

- Пока все идет, как запланировано в инвестиционной программе РАО ЕЭС на 2005-2007 гг. Видимо, 2006 год - это последний год, когда мы будем использовать централизованные инвестиционные средства в составе абонентной платы для инвестиций и погашения инвестиционных кредитов. По нашей заявке на следующий год (она уже согласована с министерствами) в виде абонентной платы мы получим 18,14 млрд руб. на инвестиции. Кроме того, мы планируем привлечь кредиты на 2,7 млрд руб.

- Когда же вы планируете выплачивать эти кредиты?

- Если абонентная плата сохранится и в 2007 г. (ориентировочно ее размер может составить 17 млрд руб.), тогда мы погасим все наши кредиты, включая уже накопившуюся задолженность по стройкам. А кроме того, сможем завершить ряд строек. Если же этого не произойдет, мы вынуждены будем погашать нашу кредиторскую задолженность уже в 2006 г., а новые кредиты станут совсем короткими, чтобы обеспечить их возврат.

Энергореформа идет по графику

- Насколько гладко идет реформа? Часто можно услышать упреки в торможении.

- Согласование по механизму гарантирования задержалось. Но по целому ряду других направлений мы движемся в соответствии с установленным графиком. Я думаю, что в течение 2005-2006 гг. формирование всех оптово-генерирующих компаний значительно продвинется вперед. В 2006 г. им предстоит перейти на единую акцию. Над условиями этого перехода, оценкой станций сейчас активно ведется работа. А после этого предстоит принять решение, которого пока действительно нет. Либо будут проводиться аукционы по продаже принадлежащих РАО акций ОГК - за деньги или за акции РАО, либо будет проведено зеркальное разделение, но в этом случае доля государства в ОГК значительно понизится.

- Когда же появится решение?

- По крайней мере когда уже несколько ОГК будут переведены на единую акцию. Я думаю, что в первом полугодии 2006 г. может быть принято принципиальное решение. Теоретически не исключена возможность комбинации разных подходов для разных ОГК.

- А как проходит общение с миноритариями в ходе реформы?

- Пока процесс при всей его потенциальной конфликтности удается не просто контролировать, а делать взаимовыгодным для всех участников. Разделение бизнеса РАО по видам деятельности происходит последовательно, по нашему графику. Создание межрегиональных генерирующих компаний (ОГК и ТГК) тоже идет достаточно плавно и по плану так же, как и межрегиональное объединение сетевых компаний. Если мы сталкиваемся с какими-то проблемами, то не прячем их под стол, а открыто обсуждаем. Это достаточно сложный процесс, но его результатом является взаимное доверие между частными акционерами и государством.

- Может ли возникнуть ситуация, когда какие-то инвестпроекты не будут завершены к моменту исчезновения РАО?

- Да, так будет с целым рядом проектов, прежде всего в сфере гидроэнергетики.

Строительство плотины Бурейской ГЭС завершим в течение 2006 г. Но, к сожалению, целый ряд строек на Кавказе нам до конца довести в следующем году не удастся. Это каскад Нижнечерекских ГЭС, Зарамагские ГЭС. Их уже будет достраивать "Гидро-ОГК", поэтому я уверен, что она должна иметь в регулируемом государством тарифе свою инвестиционную составляющую.

- В этом году ФНС неожиданно предъявила претензии к РАО ЕЭС по уплате налогов за прошлые годы. Не возникнет ли такая ситуация с новыми компаниями после разделения РАО?

- Автоматически этого произойти не может. Финансовая работа новых энергокомпаний строится так, чтобы они были безусловно платежеспособными, полностью прозрачными как для акционеров, так и для финансовых контрольных органов. Перед ними ставится задача сдавать отчетность и по российским стандартам, и по МСФО. Сейчас, на стадии составления разделительных балансов и наделения новых АО уставными капиталами, у госорганов претензий к нам нет. В дальнейшем все будет зависеть от качества финансового менеджмента.

Предметом спора между РАО ЕЭС и ФНС было наше право использовать определенные налоговые скидки в связи с инвестициями в ряд объектов. Нам удалось совместно с ними открыто и добросовестно проработать всю документацию по этому вопросу.

Выяснилось, что мы допускали ошибки в составлении документов. В итоге налоговики пришли к выводу, что основную часть претензий к нам можно снять. С учетом того что только головное общество в год платит 12-13 млрд руб. в виде налогов, такие рабочие моменты абсолютно неизбежны. Любая крупная компания сегодня ведет постоянный диалог с налоговыми органами. Это нормально, это не только в России, это во всем мире так. В результате судебного решения РАО "ЕЭС России" перечислит в бюджет дополнительно 360 млн руб. из 3,7 млрд руб. первоначальных претензий.

- Что вы думаете о нынешнем состоянии банковской системы? Почему отбор в систему страхования вкладов не позволил отделить эффективные банки от нежизнеспособных?

- Насколько я понимаю, ЦБ не ставил перед системой страхования вкладов задачу резкого сокращения числа банков. Такие задачки решаются экономикой, а не административным путем. Если банки попали в систему, значит, они отвечают ее критериям. Хотя, конечно, трудно поверить, что все банки, вошедшие в систему, высокоэффективны и конкурентоспособны.

- А иностранные банки их не вытеснят?

- Если зарубежные банки будут придерживаться в России такой же осторожной стратегии, что и на протяжении предыдущих 15 лет, их роль в нашей банковской системе не будет расти. Формально никто не мешает иностранцам создать в России крупный банк, сопоставимый по масштабам с Внешторгбанком или Сбербанком. Но они этот риск на себя не берут, поэтому расширение присутствия иностранцев в российском банковском секторе будет связано с переоценкой страновых рисков и рисков корпоративных заемщиков.

"Если не будет сделано новых глупостей..."

- На мнение иностранцев о России, видимо, сильно повлияло дело "ЮКОСа"?

- Я могу ответить не в качестве сотрудника РАО "ЕЭС России", а как гражданин нашей страны. Если бы не эта история, ситуация была бы качественно лучше. Я уверен, что Россия в последние годы имела бы не отток капитала, а серьезный приток, гораздо более высокую экономическую активность. И задача удвоения ВВП была бы ближе к решению на порядок. Поэтому прямой экономический ущерб, я считаю, был очень большим. Но инвесторам свойственно довольно быстро менять оценку. Если не будет сделано новых глупостей, ситуацию можно исправить достаточно быстро и сомнения уйдут в прошлое.

К сожалению, многие политики привыкли создавать себе популярность с помощью демагогических лозунгов по поводу приватизации, в частности, в нефтяной отрасли. Чем они очень похожи на украинских коллег. В 1993-1994 гг., когда я работал в Минфине, доводилось регулярно, с периодичностью раз в месяц, бывать на совещаниях с участием нефтяных генералов. Они прилетали в Москву на персональных самолетах, принадлежавших их компаниям, подъезжали к Белому дому на "Мерседесах" - и требовали государственных бюджетных вложений, в том числе и в "Юганскнефтегаз". Потому что без этих денег, мол, невозможно вести в России нефтяной бизнес и платить зарплаты рабочим. Как только их компании были приватизированы, в том числе на залоговых аукционах, ежемесячную истерику на тему госинвестиций в ТЭК как рукой сняло.

- Что вы думаете о шансах правых партий на парламентских выборах 2007 г.?

- Я не состою ни в одной партии, но, безусловно, считаю себя либеральным патриотом и убежден, что России как в экономике, так и в политике абсолютно необходима демократическая система, основанная на либеральных ценностях.

Собственно, она сегодня и выстраивается. В результате четвертой российской революции, которая произошла в 1991-1993 гг., мы эту систему почти достроили.

Но она не доделана. Надеюсь, что для полного и блестящего расцвета демократии пятой революции не потребуется.

Нам сейчас остро не хватает политиков, которые были бы способны провести операцию "Чистые руки", как в свое время в Италии, сплотить вокруг этой идеи людей самых разных направлений. Пока я не вижу, чтобы уважаемые мною люди из правых партий эту задачу хотя бы поставили. Объединение правых само по себе не самоцель, оно должно решать какую-то задачу. Либерально-правый СПС и социал-демократическое "Яблоко" не являются разными флангами некоего демократического движения - они рассчитаны на разный электорат. Простое желание пройти в Госдуму вряд ли привлечет избирателей, но, если это будет программа "Чистые руки", думаю, за объединенный список проголосуют многие.

Пример компартии Италии показывает, что за пределы своего электората выйти можно: в 1970-1980-е гг. у них на первых местах в списке были многие беспартийные деятели искусств, за которых голосовали беспартийные массы.

- Анатолий Чубайс не раз говорил, что после завершения реформирования РАО он будет заниматься своим бизнес-проектом. А вы?

- Не знаю. Если к этому времени здоровье будет позволять, постараюсь что-нибудь активно делать. Не исключено, что вернусь к первоначальной профессии - я же работал преподавателем в Московском университете. С большим уважением отношусь к [зампредседателя правления РАО] Якову Уринсону, который находит время регулярно читать лекции в Высшей школе экономики. Я вот не успеваю, хотя, честно говоря, тянет.

БИОГРАФИЯ

Cергей Дубинин родился в 1950 г. в Москве. Окончил экономический факультет МГУ в 1973 г. Доктор экономических наук. В 1974-1990 гг. преподавал в МГУ. В 1991-1992 гг. - экономический эксперт аппарата президента. В 1992-1993 гг. - зампредседателя Госкомитета по экономическому сотрудничеству с государствами - членами СНГ. С марта 1993 г. - первый замминистра финансов, в феврале - октябре 1994 г. - министр финансов. С ноября 1994 г. по сентябрь 1995 г. - вице-президент банка "Империал". В 1995-1998 гг. - председатель Банка России.

В 1998-2002 гг. - зампредседателя правления "Газпрома". С 2002 г. - член правления, финансовый директор РАО ЕЭС.

О КОМПАНИИ

РАО "ЕЭС Россия" - российская энергомонополия, находящаяся в процессе реформирования. По состоянию на 31.12.2004 основными акционерами являлись Росимущество (52,68%) и несколько номинальных держателей - НДЦ (15,6%), "ИНГ Банк (Евразия)" (9,5%), ДКК (6%), Сбербанк (5,3%), физическим лицам принадлежало около 3,2%. Консолидированная выручка в 2004 г. по стандартам IAS составила 679,7 млрд руб. (около $24 млрд), чистая прибыль - 32 млрд руб (около $1,1 млрд). Рыночная капитализация на 2 сентября 2005 г. - около $15,2 млрд.


05.09.2005
http://www.rao-ees.ru/ru/news/speech/execspeech/show.cgi?050905dubin.htm
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован