05 сентября 2007
2463

Сергей Градировский: Цветы миграции. Станут ли `чужие` своими - или наоборот?

С начала года в Томской области - миграционный бум "на законных основаниях". С января по июль число иностранных граждан, получивших разрешение на работу, возросло в 13 раз и составило 5662 человека - против 436 за аналогичный период прошлого года. Количество же трудоустроившихся "иностранцев" из ближнего зарубежья выросло вообще в 26 раз. Вместе с тем за шесть месяцев сотрудниками УФМС и почтовых отделений области поставлено на учет 11 278 иностранных граждан, что на 62,2 процента превышает уровень прошлого года. То есть ужесточение мер против "чужих" все-таки не испугало. А в скором будущем и вовсе ожидается "потепление" миграционного климата.

В начале августа член Совета Федерации Владимир Слуцкер представил для обсуждения концепцию закона "О натурализации и гражданстве". Практически сразу же вокруг нее разгорелась жаркая полемика. Основное содержание нового законопроекта сводится к существенным льготам в отношении мигрантов. Мигрантам не только собираются ослабить налоговое бремя - от нынешних 30% до общероссийских 13%, но позволить участвовать в выборах в местное самоуправление.

Один из авторов документа, директор Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа Сергей Градировский рассказал, что предусмотренная в проекте возможность для временно проживающих в России иностранцев, обладающих временной регистрацией, участвовать как минимум в выборах местного самоуправления "широко распространена в Штатах. В России она может оказаться очень существенной для национальных диаспор. Их представители уже сегодня довольно влиятельны в регионах, и их давно пора вывести из теневого сектора и сделать контролируемыми".

Также широкие льготы предусмотрены в проекте и для квалифицированных мигрантов. Так, авторы предлагают приблизить российскую миграционную документацию к американской системе green card, то есть автоматически выдавать вид на жительство экономически востребованным категориям приезжих. В концепции законопроекта предусмотрена и балльная система, влияющая на ускоренное получение миграционных документов. Так, иностранец сможет набрать баллы, обладая хорошим знанием русского языка, научной степенью, квалификацией, необходимой стране, и репродуктивным возрастом.

"При работе над концепцией мы руководствовались принципом помогать желанным, а нежеланным - препятствовать", - уточнил Слуцкер.

Смысл представленного законопроекта предельно прост: восполнить нехватку кадров и создать возможность для демографического роста за счет притока готовых жить в России мигрантов. Документ, по планам разработчиков, должен поступить на обсуждение в Госдуму уже осенью этого года.

Критики сразу обратили внимание на то, что авторы постоянно отсылают к некоему опыту западных стран, в том числе США. Однако опыт неприменим к России уже по той причине, что североамериканское государство возникло и развивалось изначально как многонациональная страна иммигрантов. Тогда как Россия все же развивалась одной - государствообразующей - нацией.

Любопытно, но те же США сегодня испытывают большие проблемы с миграцией. Последние инициативы Конгресса и Белого дома направлены как раз против мигрантов, ибо становление американской нации можно считать законченным уже в середине ХХ в. Все последующие попытки мигрантов воплотить американскую мечту - это опасная игра, которая для многих заканчивается депортацией или смертью в результате борьбы за выживание. Соответственно, и законодательство устроено таким образом, чтобы максимально снизить процент легализации.

Уже в 1882 году Конгресс принял закон "О недопущении китайцев" под предлогом плохой ассимиляции. Закон "Об иммиграции" 1924 года раскладывал общую квоту приема иммигрантов в количестве 150 тыс. человек по странам выезда. Закон Маккарена-Уолтера 1952 года был направлен против коммунистов и сочувствующих.

Американцы испробовали множество способов борьбы с нелегалами - начиная от амнистии и заканчивая показательными арестами и крупными штрафами. Цель борьбы совершенно, казалось бы, нетипична для истинно демократического государства - сохранить национальный баланс и спасти от вымирания и бедности собственных граждан.

По данным, которые приводит известный эксперт Артур Блинов, ныне в 35 из 50 крупнейших городов США белые non-Hispanics, то есть люди европейского происхождения, составляют менее половины населения. А по подсчетам профессора Гарвардского университета Джорджа Борхаса, приток в США рабочих-нелегалов в 1970-х и 1980-х способствовал долгосрочному понижению уровня зарплаты бедных слоев населения на 4,8%. Как считает видный экономист Пол Самуэлсон, нелегальные рабочие выгодны для богатых и невыгодны для бедных. Больше всего от такой конкуренции страдает наименее квалифицированная часть населения США - афроамериканцы и законно въехавшие мексиканцы.

Последний законопроект, направленный на исправление ситуации, вызвал в США горячие споры - в нем предлагалась, с одной стороны, легализация, а с другой - усиление пограничного контроля и наличие процедурных хитростей вроде требования к иммигрантам выехать из США на родину перед тем как подать заявление об оформлении американской "зеленой карты".

Законопроект не прошел, так как вызвал критику со всех сторон, и был разбит на ряд отдельных предложений. Хотя забор на границе с Мексикой все равно поставили.

Это только подчеркивает растущее противоречие между крупным бизнесом, заинтересованным в мигрантах, причем в нелегальных, и политической элитой, борющейся за голоса избирателей.


http://vesti70.ru/stats/full/?id=10923

ТОМСКИЙ ВЕСТНИК

05.09.2007
No 161
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован