27 июня 2005
3562

Сергей Худяков: `Не надо представлять эту проблему как конфликт чиновника и художника`

В театральном мире, похоже, назревает громкий скандал. Проект постановления `О реорганизации театра `Школа драматического искусства`, который выпустило правительство Москвы, у худрука `Школы` Анатолия Васильева вызвал страшный гнев. Режиссер обвиняет Комитет по культуре города Москвы и лично его председателя Сергея Худякова в попытке отобрать у театра помещения на Поварской и на Сретенке. Худяков держит круговую оборону. Мы попросили его прокомментировать ситуацию.
- Сергей Ильич, так в чем же суть конфликта?
- Вообще, на мой взгляд, слово `конфликт` здесь неуместно. Есть сложная рабочая ситуация. И ее можно было решить в спокойном режиме.
- Но если Васильев подал на комитет в суд, публично назвал вас `человеком лукавым`, намекал на некие угрозы с вашей стороны, иначе как конфликтом это назвать сложно.
- Я все это опускаю. Не будем переходить на уровень кухонных пререканий. Ну сказал он так, значит, пусть так и будет. Во-первых, я очень уважаю мнение своих коллег и никаких единоличных волюнтаристских решений не принимаю. Поэтому не надо представлять эту проблему как конфликт чиновника и художника. Мы прекрасно понимаем роль и значение Васильева в театральном процессе, относимся к Анатолию Александровичу с огромным уважением. Он действительно человек, который создал театр-лабораторию, Васильев экспериментатор, новатор театра. И когда кто-то говорит, что в комитете не понимают, чем занимается режиссер, это абсолютно неправильно. Проблема не в этом. Я бы ее назвал организационно-хозяйственно-финансовой. Сегодня прорабатывается документ правительства Москвы по реорганизации театра, который предполагает, что здания на Сретенке и на Поварской будут переданы дирекции `Открытой сцены` - государственному учреждению культуры. Новое административное управление должно обеспечить более рациональное использование этих помещений.
- В чем конкретно претензии к Анатолию Васильеву?
- Все эти претензии - не придумка Комитета по культуре. Проходили проверки ГУВД, Департамента жилищного хозяйства. Проверили, выяснили, что помещения на Поварской значатся как помещения для творческо-педагогической деятельности, а используются как офисные. Департамент имущества предлагал нам изъять эту площадь у `Школы` и рассмотреть возможность передачи ее под музыкальный центр Людмилы Гурченко. Мы не согласились с этим предложением, считаем, что эти помещения должны остаться в распоряжении `Школы драматического искусства`. Но то, что их нужно использовать как положено, а документы должны быть приведены в соответствие, - это обычное требование к любому госучреждению культуры.
- Васильев говорит, что его `Школа` - не совсем обычный театр, а театр-лаборатория. И никакие общепринятые рамки и ограничения в данном случае неуместны.
- Да, Анатолий Александрович часто говорит о том, что у него не репертуарный театр. И что если репертуарный театр можно представить фабрикой или заводом, то его `Школа` - экспериментальная лаборатория или даже НИИ. И это абсолютно верно. Теперь обратимся к цифрам. Основное помещение театра Васильева на Сретенке - 10 300 кв. м. Это достаточный объем, чтобы организовать там любую творческую работу. Это здание построил город за счет бюджета, в него вложено около миллиарда рублей, там современнейшая техника, красивые дорогие интерьеры. Для сравнения: сейчас будет строиться новое здание театра Петра Фоменко - те же 10 тысяч метров, заканчивается строительство нового здания `Et Cetera` - 8940 метров. При этом правительством Москвы принято решение о том, что старое здание передается в ведение Комитета по культуре, и Александр Александрович Калягин к этому решению отнесся нормально, с пониманием. Еще пример. Новое помещение получил `Театр Луны`. Проханов сам внес предложение передать старое здание Молодежному экспериментальному театру `Практика`. Театр сатиры - репертуарный театр, имеющий две сцены, с огромной труппой - 9500 метров. Театр на Таганке - 5300 метров. Это уж не говоря о том, что целый ряд коллективов у нас просто бедствует. Долгие годы без крова `Балет Москва`, только сейчас решается вопрос о возможном строительстве помещений. Несколько лет решается вопрос о размещении Театрально-культурного центра Славы Полунина. Есть Музыкальный театр на Басманной, который сейчас временно размещается в актовом зале управы `Басманная`, есть театр для детей `Жар-Птица`, который нашел приют в актовом зале управы района `Сокольники`. Валерий Ковтун, народный артист России, уже несколько лет пытается создать Центр аккордеона. Он уникальный исполнитель-виртуоз, и можно представить, каким секретам профессии научит ребят, - но не можем найти помещение. И так далее. Проблема рационального использования помещений стоит очень остро.
- Но Центр аккордеона ведь не разместить в общежитии театра-школы Васильева. Почему и это помещение меняет хозяина?
- Не надо думать, что вдруг ни с того ни с сего мы взяли и решили отобрать у `Школы` Васильева общежитие. Это не так. Было несколько проверок ГУВД и жилищных органов, которые показали, что на сегодняшний день помимо общежития на Сретенке (жилая площадь - 1384 кв. м) в распоряжении театра находятся арендные квартиры, которые правительство Москвы передало театру под временное размещение иногородних сотрудников, и комнаты в других общежитиях общей площадью 1372 кв. м. Сравниваем с другими театрами: Театр сатиры имеет 160 кв. м жилой площади, `Современник` - 226, Театр на Таганке - 195, Театр Маяковского - 256, Театр под руководством Петра Фоменко не имеет жилой площади вообще. Далее: в ведение `Школы драматического искусства` была передана 4-комнатная квартира по Большому Николо-Песковскому переулку. Два года назад в результате пожара она сгорела. И за это время квартиру эту они даже не пытались отремонтировать. Это говорит о том, что жилья у театра более чем достаточно. Причем в квартирах, которые переданы `Школе`, многие живут без прописки, без регистрации, числятся одни люди, а проживают совсем другие, и так далее, и тому подобное.
- Вы сами не встречались с Васильевым, не пытались как-то разобраться, договориться?
- Когда-то Анатолий Александрович на контакты с нами шел, сейчас не хочет. Был вообще, на мой взгляд, странный случай. Анатолий Александрович попросил о встрече с Людмилой Ивановной Швецовой - первым заместителем мэра. Организуя совещание, Людмила Ивановна, как обычно это делается, пригласила своих помощников, руководство Комитета по культуре, других специалистов. Все уже в сборе, вдруг открывается дверь - и появляется помощник Васильева с доверенностью на право представления интересов мэтра. Людмила Ивановна говорит: `Неужели он не мог мне позвонить и сказать, что не в состоянии прийти?`. Нет, оказывается, Васильев жив-здоров, на месте. Просто он рассчитывал на разговор с глазу на глаз, а публичное выяснение ситуации его не устраивало.
С Анатолием Александровичем вообще сложно. Просим его предоставить расписание занятий, семинаров, лабораторий, план учебной работы - нам каждый раз объясняется, что, дескать, вы не понимаете специфику лабораторий, расписание на завтра составляется сегодня ночью, на перспективу ничего не планируется, и так далее. Еще пример. По штатному расписанию в театре работают 477 человек. Фактически - 208, то есть меньше половины. Не задать вопросы по этому поводу невозможно. Начинаем интересоваться - обиды, претензии. Говорит, что мы его задушили проверками. При этом бюджетное финансирование театра Васильева почти 35 миллионов рублей. Для сравнения: Театр сатиры - 20, `Современник` - 24, Театр Ермоловой - 18. Делайте выводы.

Московский Комсомолец
от 27.06.2005
Дмитрий МЕЛЬМАН.

Персоны (1)

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован