30 января 2007
1984

Сергей Иванов делает ставку на Ил-96 и Ту-204

Вчера на первом в нынешнем году заседании Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ вице-премьер Сергей Иванов предложил свой вариант вывода гражданского авиастроения из затяжного пике.

Ситуацию в этой области зампред правительства называл кризисной, и поводов для такой оценки у вице-премьера хватало. Начнем с того, что средний возраст магистральных самолетов в России достиг 18 лет, а региональных и вовсе тридцати. В довесок к преклонным годам крылатые "старички" не отвечают международным требованиям по экономичности и надежности, у ИКАО есть серьезные претензии к уровню их безопасности и комфортабельности.

Если эти беды видимы для большинства россиян, то о скрытых проблемах ведают только специалисты. Например, при ежегодной потребности страны минимум в сотню новых самолетов отечественный авиапром в лучшем случае выпускает десять. Серийная сборка на авиационных заводах давно уступила место штучному производству. А ведь в недалеком прошлом каждый четвертый лайнер в мире носил на себе штамп нашего государства.

- Российские авиаперевозчики вынуждены решать свои проблемы в основном за счет зарубежной техники. При этом закупаются бывшие в употреблении самолеты, сроки эксплуатации которых превышают 10 лет, - признал вчера Сергей Иванов и предложил сделать систему пошлин не разрешительной, а запретительной. Чем старее будет купленный за рубежом самолет, тем больше будет налог.

Как предотвратить деградацию гражданского авиастроения в России? По мнению вице-премьера, путь тут один - опора на оборонно-промышленный комплекс. Своеобразным рычагом для подъема должны стать специализированные холдинги, в том числе Объединенная авиастроительная корпорация, сокращенно ОАК, куда уже вошли ведущие предприятия отрасли. Их задача - проектирование и строительство военных и гражданских самолетов, кооперация с ведущими авиационными фирмами мира.

Вчера Сергей Иванов впервые озвучил амбициозные планы ОАК на ближайшие восемь лет. Они включают полное восстановление производственного и кадрового потенциала отрасли и серьезный прорыв в оснащении отечественных авиаперевозчиков новой техникой. Громадную брешь в парке современных гражданских лайнеров рассчитывают ликвидировать к 2015 году. Что же касается доли наших самолетов на мировом авиарынке, то к 2012-му она увеличится до 5-7 процентов, а еще через три года достигнет 10-12 процентов.

Вице-премьер отдельно подчеркнул: перестройка авиастроения возможна только на основе долгосрочных контрактов с производителями, технологического перевооружения отрасли (до 2010 года на эти цели потребуется 25 млрд. рублей) и четкого понимания, сколько и какие именно самолеты надо строить России. Свои заявки авиакомпании передадут в ОАК до конца февраля, но уже сегодня известно, что основой гражданского авиапарка страны на ближайшие 8-10 лет станут Ил-96 и Ту-204.

На днях руководитель Роспрома Борис Алешин объявил, что модельный ряд Объединенной авиастроительной корпорации фактически сформирован, причем "создание новых авиадвигателей не будет рассматриваться отдельно от самолетов, для которых они предназначены". В этом году начнется формирование двух холдингов, специализирующихся на авиационных силовых установках. Кроме того, в ближайшие месяцы эксперты определятся с обликом пассажирского авиалайнера, который сменит на внутренних линиях среднемагистральный Ту-154. К реализации проекта, названного МС-21, помимо КБ Яковлева и Ильюшина подключат фирму "Сухого". Техническое задание составили так, что новый пассажирский лайнер на 60-70 процентов будет унифицирован со средним военно-транспортным самолетом российско-индийского производства, который планируют создать на базе нашего Ил-214 к 2011-2012 годам. Серийное производство МС-21, как вчера заявил президент ОАК Алексей Федоров, начнется двумя-тремя годами позже. Потребность в пассажирском варианте самолета специалисты оценили в 600-900 машин, в грузовом - в сотню.

Вчера же в Центральный аэрогидродинамический институт в подмосковном Жуковском из Комсомольска-на-Амуре доставили первый опытный самолет "SuperJet 100", которому вице-премьер Иванов сулит хорошее будущее на отечественных и зарубежных авиалиниях. Осенью, после наземных испытаний, новую машину начнут облетывать. А в 2008 году, по мнению гендиректора "Сухого" Михаила Погосяна, авиалайнер, способный перевезти 95 пассажиров на расстояние в 4800 километров, может быть сертифицирован. "SuperJet 100" в перспективе заменит на региональных авиалиниях самолеты типа Ту-134. По мнению Сергея Иванова, нам нужно не меньше 700 таких машин.



Юрий Гаврилов
Опубликовано в "Российской газете" (Центральный выпуск) N4281 от 30 января 2007 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован