25 октября 2005
224

Сергей Катанандов: Хватило бы средств и умения

Буквально через две недели после выборов в Петрозаводске был проведен первый семинар с главами муниципальных образований Карелии. На него приехали все, за исключением двух заболевших. Более того, прибыли главы рай-онов и их заместители, так что в отведенный для встречи зал КФ СЗАГС пришлось срочно вносить дополнительные стулья.
Столь повышенный интерес к семинару не случаен. Во-первых, очень уж непростое это дело - реформа местного самоуправления. Во-вторых, вновь избранным главам городских и сельских поселений представилась возможность встретиться с руководителями республики и из первых уст услышать рекомендации, советы, ответы на вопросы. Третья, тоже немаловажная, причина: где, как не на семинаре, можно познакомиться с коллегами, установить полезные связи, а новичкам (вновь избранных среди собравшихся было немало) - послушать советы "бывалых".
От руководства республики во встрече приняли участие Глава РК Сергей Катанандов, Председатель Законодательного Собрания Николай Левин, Главный федеральный инспектор в РК Валентин Шмыков, руководитель и сотрудники Администрации Главы РК, министры и их заместители.
Семинар был организован таким образом, что после приветствий и пленарного заседания главы муниципальных образований продолжили работу в четырех секциях, на которых были рассмотрены вопросы экономики, межбюджетных отношений, реализации социальной политики и организации работы органов местного самоуправления в переходный период.
Все доклады были полезными и интересными, но наиболее весомым и значимым для собравшихся, безусловно, стало выступление Главы РК. Сергей Катанандов буквально разложил все по полочкам: что такое реформа местного самоуправления, чем в первую очередь должны заняться вновь избранные руководители поселений, на что следует обратить особое внимание, как будут складываться отношения с республиканскими органами властиЙ Впрочем, вы сами можете ознакомиться с его выступлением.
- Завершается большой и очень важный этап работы по реформированию системы власти в России. Ему предшествовала открытая дискуссия в обществе, которая состояла из нескольких частей. Обсуждались вопросы: как управлять страной, как сохранить ее единство, какая власть, в какой форме и каким способом должна функционировать на территории России. Не скрою, были не только сторонники, но и противники развития местного самоуправления. Связано это с тем, что у населения еще много проблем, а те преобразования, которые происходили последние двадцать лет, пока не привели к радикальному улучшению жизни.
Власть прилагает различные усилия, прекрасно понимая, что она ответственна за положение дел в стране, республике. Есть несколько принципиальных проблем, и первая из них - как сохранить целостность страны, не потерять ее управляемость и обеспечить функционирование исполнительной власти таким образом, чтобы люди могли получать конкретные ответы и конкретную помощь.
Президент России принял решение о новом порядке избрания глав областей и республик. Прежняя система, при которой не было должной координации между федеральной и региональной властями, приводила к серьезным сбоям. Цель административной реформы - равномерно распределить обязанность и ответственность между разными уровнями власти. Обсуждение этого вопроса еще продолжается, и в ближайшие месяцы будет принято решение о возвращении части полномочий с федерального на региональный уровень.
В этот же период президент издал указ, которым наделил глав территорий полномочиями по координации, а практически по управлению федеральными структурами за исключением лишь 6 (всего в регионах их более 60). Все эти меры направлены на то, чтобы исполнительная власть действовала как единое целое.
Одновременно шла дискуссия о том, что же делать с самой близкой к гражданам властью и отвечают ли органы местного самоуправления вызовам, с которыми сталкивается общество. Сворачивать ли реформу, переходить ли к принципу назначения и что вообще делать с муниципальными должностями? Однако дискуссия дискуссией, но законодательство уже принято, президент и Госдума определились, и сегодня очевидно, что местное самоуправление будет ключевой структурой в решении вопросов на местах. Оно будет развиваться и поддерживаться, с одной стороны, государственной системой власти и гражданами - с другой.
Выбранная конструкция местного самоуправления трудоемка. У государства не появилось дополнительных ресурсов, и всем ясно, что количество чиновников, которых нужно содержать, увеличивается, но замысел и стратегия этого решения очевидны. Если местное самоуправление сохранять, то нужно идти дальше, углублять его реформу и решать назревшие вопросы по функционированию самой близкой к народу власти.
Сергей Катанандов обратил внимание собравшихся на то, что реформа местного самоуправления не кампания и крайне необходимо, чтобы местная власть включилась в работу с первого дня, сразу же после получения полномочий. Организовать ее предстоит таким образом, чтобы у тех, кто их исполняет, хватало на это средств и чтобы не возникало двусмысленности по поводу "кто за что отвечает".
- Очевидно, что муниципальные органы - это первичное звено. Несмотря на то что органы местного само-управления не входят в единую систему исполнительной власти и действуют самостоятельно, это власть, избранная народом, и она несет ответственность перед своими избирателями и действует в рамках законов.
Процесс формирования власти будет непростым, поскольку еще не решены многие принципиальные вопросы. Потому-то государство пришло к выводу, что нужен переходный период. Он будет использован для завершения реорганизации местной власти, у которой должны быть не только компетенция решать вопросы, но и возможности. На сегодняшний день не решены два принципиальных: функционирование местных финансов и налоговый потенциал. В ближайшие год-два они будут законодательно урегулированы, что позволит перейти к следующему этапу - формированию собственных бюджетов и ответственности за финансирование конкретных полномочий на территориях.
В Карелии в 2006 году мы предлагаем работать по следующему принципу (конечно, если нас поддержит Законодательное Собрание). Самое главное - сформировать работоспособную администрацию. Вполне реально, что районы смогут выполнять функцию подготовки бюджетов для муниципальных образований. В свою очередь муниципальные образования должны получить смету расходов и научиться ее исполнять. Более того, по нашему замыслу, они должны подготовиться и к исполнению бюджета через казначейство, и самое позднее к началу 2007 года им следует сформировать налоговую базу и четко понять, что является местными источниками и как будут строиться межбюджетные отношения.
Законодательство позволяет использовать разные способы формирования райсоветов и "попадания" на должности глав местного самоуправления районов. Обратите на это внимание! Октябрь следующего года - срок их выборов. Однако это не означает, что все главы могут быть избраны, и тем более не означает, что Советы обязательно надо выбирать. Многое будет зависеть от вашей инициативы, от того, как вы сами будете решать эти вопросы на местах.
Вот еще на что хочу обратить ваше внимание: для нас принципиально важно, что законодательство дает возможность объединить две должности. Глава местного самоуправления может возглавлять Совет и одновременно управлять администрацией. В нашей республике есть районы, где эти должности объединены, и есть такие, где на этих должностях разные люди. В решении этого вопроса мы полагаемся на вашу мудрость, но считаем, что держать двух руководителей при семи-десяти работающих нет резона.
Кроме того, мы бы не хотели, чтобы выборы депутатов городских Советов (а вы знаете, что в городах районного значения сегодня появились Советы и глава) привели к серьезным конфликтам. Нежелательно, чтобы распри выносились на публичное обсуждение. Мы рассчитываем на цивилизованное решение вопросов. Все мы разные и по-разному попадаем на должности, но все должны понимать, что выборы выборами, но есть и реальная ответственность за полученные полномочия. Еще один совет: будьте проще с людьми, говорите с ними по-человечески. Если не можете решить какую-то проблему, скажите об этом честно.
Сергей Катанандов от имени Правительства РК пообещал оказывать главам муниципальных образований методологическую и любую другую помощь, которая им потребуется. Но первое, что им самим следует сделать - внимательно изучить документы, в которых прописаны полномочия всех уровней власти, действующей на территории Карелии. Для того чтобы четко знать, как решать вопросы социальной защиты граждан, обучения, предоставления медицинских, транспортных услугЙ
- Сегодня никто в России уже не ставит вопрос, что одна только местная, региональная или федеральная власть будет отвечать за исполнение всех полномочий. Государство четко определилось, кто за что отвечает. Наша главная задача - решать местные вопросы в рамках своей компетенции, и как можно эффективнее. Мы прекрасно понимаем, что искушение отвечать людям, что у нас нет денег, обращайтесь в Петрозаводск или даже Москву (как это сегодня делают некоторые главы местного самоуправления), будет и у вас, но это бесперспективно. Никто с вас стопроцентного исполнения полномочий и ответственности за каждого гражданина и не спрашивает. Не берите на себя такую ответственность, это будет выглядеть нелепо и смешно. Но и делать вид, что вы ни за что не отвечаете, мы вам тоже не позволим. Не забывайте и о том, что у народа есть не только право вас контролировать, но и обязанность участвовать в работе органов местного самоуправления. Мы рассчитываем, что вы поможете нам привлечь людей к работе.
Есть еще один принципиальный вопрос: что делать с подоходным налогом? Сплошь и рядом люди живут в лесных поселках, а работают в рай-онных центрах или в Петрозаводске. Налоги же платят по месту работы. Подоходный налог должен быть источником развития той территории, где люди живут. Наша задача - все эти вопросы урегулировать за год-два, но одновременно мы рассчитываем и на ваше содействие. Ваша задача - научиться работать с районом и региональным звеном. Мы же готовы заняться координацией этой деятельности.
Ясно, что люди все равно будут, минуя вас, жаловаться наверх, это естественно, поскольку живем в России. Но все-таки мы бы хотели, чтобы многие вопросы, которые ставят жители ваших муниципальных образований, в первую очередь были обсуждены в муниципальном совете и только потом сформулированы как вопросы, требующие общего внимания.
Понятно, что государство, определившись с ответственностью, не собирается уходить из тех сфер, которые должны функционировать при контроле и непосредственном участии региональной или федеральной власти. В законах все тщательно прописано: кто отвечает за школу, кто - за свет, кто - за автобусы между Петрозаводском и, предположим, Кондопогой и поселками. Все расписано, не надо изобретать велосипед, просто внимательно почитайте.
Устройство власти будет меняться и с точки зрения усиления партийной работы. Вы знаете, что президент определился и сказал о том, что создание многопартийной системы является приоритетом государства. Выборы и впредь будут проходить довольно энергично, и во власть будут приходить разные люди. Но при всем этом функционирование власти должно осуществляться на основе законодательства, и сегодня оно уже существует, пробелы же должны быть ликвидированы в ближайшее время.
К сожалению, наша республика дотационная. Потому, создавая новый уровень системы власти, мы рассчитываем, что все вы будете активными участниками экономического развития своих территорий. С помощью депутатов Законодательного Собрания изучите порядок формирования бюджетов района, республики. Подумайте, как и за счет чего они складываются, сколько средств выделяется. Наверняка все вы свяжете: как работаем, так и живем, и разработаете планы, внесете предложения, которые помогут повысить активность населения. Мы рассчитываем на вас и поддержку ваших избирателей.
Вопрос повышения уровня жизни людей является приоритетным для всех уровней власти. Часто мы слышим: сильным - работу, слабым - заботу. За счет чего же мы можем повысить благосостояние людей? Отвечая на этот, казалось бы, простой вопрос, президент нашей страны ответил так: за счет улучшения деятельности в области экономики. К сожалению, многие думают иначе: государство должно дать нам денег.
Но мы должны честно сказать, что сегодня органы местного само-управления недостаточно занимаются и не имеют мотивации для развития собственного производства, сокращения безработицы. Буквально по-
всеместно надеются, что кто-то должен приехать и что-то организовать, дать деньги на развитие какого-то бизнеса. Расчет на то, что правительство республики привезет инвестиции, новых хозяев с новым менеджментом. Когда же начинаешь разбираться, то конкретных предложений и планов просто нет. На действующих предприятиях не хватает даже людей, способных добросовестно работать.
Президент от нас строго требует исполнения государственных обязательств. Если вы хотите помочь школе или больнице - помогайте. Но имейте в виду, есть местная власть или ее нет, все конституционные права в республике будут обеспечены. За это отвечаю я, Правительство РК, федеральные структуры, работающие на нашей территории, и Законодательное Собрание. К нам можно предъявить претензии за все, к вам - только за ту часть полномочий, которые вы получили. Обратите на это внимание.
Если на вашей территории государство в лице федеральных или региональных органов не выполняет те или иные функции - требуйте их исполнения, ставьте перед нами вопросы, защищайте интересы людей. Мы будем реагировать на любые обращения. Но не удивляйтесь, когда и мы в свою очередь спросим: а что сделано вами? Надеемся, что мы поведем честный диалог и перед нами будут ставиться вопросы, которые действительно требуют нашего вмешательства.
Завершая выступление, Сергей Катанандов поздравил присутствоваших с победой на выборах, принятием мужественного решения - стать главами поселений. Объявил, что все они будут работать самостоятельно, контроль со стороны правительства будет весьма ограничен, как того требует законодательство. Но в то же время Глава РК заверил, что все могут рассчитывать на помощь правительства и особо будут поддержаны те, кто проявит инициативу и активность.
- Но не удивляйтесь, если к нерадивым и пассивным в один прекрасный день приедут специалисты контрольного управления Главы Республики или Президента РФ.
Объяснения, что, мол, трубы старые или нет мазута уже не пройдут, это никому не интересно. Мы не в начале 90-х, а в 2005 году. Решайте вопросы, а если не можете - ставьте их перед теми, кто должен их решать.
С. Катанандов обратил внимание глав муниципальных образований и на, казалось бы, весьма незначительную проблему - внешний облик городов и поселков. По его мнению, он не соответствует нашим сегодняшним потребностям и возможностям.
- Я больше не буду мириться с перекошенными заборами, некрашеными фасадами и свалками мусора. Сейчас, как вы знаете, идет повсеместная проверка всех районов. Положение дел будет зафиксировано, мы подготовим справки, в которых укажем ваши стартовые позиции, чтобы затем посмотреть, что вы смогли сделать. Если в поселках нет правил благоустройства - разрабатывайте. С населения уже можно требовать наведения порядка, люди должны жить в цивилизованных условиях. У каждого дома, каждого палисадника есть хозяин. Если это леспромхоз - требуйте с леспромхоза. Не хотят - принуждайте, законодательство позволяет, в том числе и административное, причем очень жесткое. Однако применяется оно на практике довольно редко.
Конечно же, главы муниципальных образований решили воспользоваться такой встречей, чтобы задать Сергею Катанандову вопросы. Он отвечал, и предельно откровенно. Сначала его спросили о путях развития лесопромышленного комплекса, и в Пудожском районе в частности.
- Сегодня какая картина? Лесозаготовители несут убытки, но республика все же живет неплохо, поскольку два наши комбината имеют хорошие результаты и платят приличные налоги с прибыли. Ясно, что мы не можем рассматривать лесозаготовки без конечного результата. Мы пошли по такому пути: закрепили лес за традиционными лесопользователями, решили дать им шанс. К великому сожалению, в Пудожском районе таковых и не было, потому лес закрепили за государственной конторой. Но она также не справляется с задачей.
Альтернативы нет, у лесозаготовок будут новые хозяева, и это будет происходить на ваших глазах. Ими будут либо крупные комбинаты, либо интегрированные структуры. Песню о том, что в лесу трудно работать, надо заканчивать, тем более тем арендаторам, которые получили лес на 49 лет. Кареллеспром работает ниже своих возможностей, и в ближайшее время по нему будет принято решение. Либо мы продадим свой пакет акций и передадим его в надежные руки, либо государство все же сможет его поддержать.
Есть у нас еще одна беда: лес - у одних, а лесопилки - у других. Была сделана попытка учесть интересы людей, живущих в лесу, но толку пока мало. Надо объединять усилия тех, кто заготавливает и кто перерабатывает. Экономику не обманешь, невозможно сделать лесозаготовку рентабельной и сохранить все рабочие места. Встает вопрос: что же делать тем, кто высвободится? Для начала им надо перестать пить водку. Только в трезвом виде можно решить проблему трудоустройства. С пьющими я ничего сделать не смогу, за остальных, кто хочет работать, а это примерно половина, мы, конечно же, ответственны. Впрочем, если честно сказать, и за тех, кто пьет, поскольку их детей надо спасать, да и самих лечить.
Программы по решению этих вопросов в районах составлены, но осуществление их - трудное дело. Нужна инициатива с мест, надо, чтобы люди поверили, что многие вопросы в поселке можно решить. Наша стратегия - сохранить жизнь на местах, мы заинтересованы в поддержке самых малых населенных пунктов. Говорить о неперспективных поселках несерьезно. Мы это уже проходили, переселять людей не будем, за исключением лишь самого Крайнего Севера (есть в Лоухском районе тяжелейшее место для проживания). Если люди хотят жить именно в данном населенном пункте, мы им будем помогать. Но уговаривать оставаться в лесных поселках или деревнях мы никого не будем. Прошу и вас относиться к проблеме с подобной идеологией.
В продолжение темы Главе РК был задан вопрос: "Как же бороться с пьянством в деревнях и поселках, если нет эффективных законов? Почему они не принимаются?"
- Действительно, мы не можем добиться разработки закона о введении монополии на продажу спиртного. Очевидно, что вокруг водки крутятся мафиозные деньги. Пока эти люди, скрываясь в тени, управляют процессом. Но есть еще одна проблема, и о ней мы уже говорим публично: многие торговые точки функционируют не просто при попустительстве, а при явной поддержке работников правоохранительных органов. Давайте хоть с этим поборемся. Неправда, что нельзя решить эту проблему, надо только навалиться всем миром, подобные примеры уже есть. Если уж ничего не получается - давайте придавать гласности тех, кто торгует спиртным и кто их прикрывает.
Говоря о лесных поселках, предприятиях сельского хозяйства, мы неизменно выходим на тему: почему у нас зачастую трудятся лишь приезжие люди? Да потому что наши жители уже по пять раз устраивались на работу, но либо ушли сами, либо были с треском выгнаны. Видите, что продают из-под полы водку, да еще под прикрытием участкового - не проходите мимо. Сегодня у нас 4,5 тысячи брошенных детей, родители которых пьянствуют и бездельничают. Мы тратим на их воспитание и содержание 250 миллионов рублей в год, так что рассчитывать на хорошую жизнь в тех поселках оптимистично. Всеми этими вопросами вам тоже придется заниматься.
- Когда завершится электрификация железной дороги? - этот вопрос был следующим. Отвечая на него, С. Катанандов еще раз подчеркнул, что нет неперспективных поселков, есть трудные. Если школа закрывается - это ЧП.
- Мы будем до последнего помогать вам сохранять школы в лесных поселках. Мы очень рады, что во многие из них приходит связь, электрички. Это дополнительные возможности развития территорий. По нашей оценке, электрификация железной дороги будет завершена в этом году.
Представительница Питкярантского района напомнила Главе Республики о его предвыборном обещании достроить школу в поселке Хийден-сельга. До сих пор наказ избирателей не выполнен. Есть и еще одна просьба: помочь с реконструкцией Ляскельской школы, которую необходимо преобразовать в школу-сад.
- Конечно, предвыборные обязательства должны выполняться, к этому вопросу я отношусь очень серьезно. В апреле исполнится четыре года моей работы на посту Главы РК, и я обязательно расскажу, что сделано, какие наказы выполнены. Подобных поселков, которые находятся недалеко друг от друга, а детей хватает только на одну школу, у нас немало. Выбирайте сами: либо реконструировать Ляскельскую школу и переводить туда детей из Хийденсельги, либо строить в Хийденсельге современную школу и возить туда ляскельских ребят. Но двух школ на расстоянии в семь километров друг от друга не будет.
Если же вы обоснуете необходимость достроить Хийденсельгскую школу при условии, что здание не будет стоять полупустым, то мы его достроим. Поскольку для одной лишь школы этого здания сегодня мало - детей стало много меньше. Чтобы достроить школу, потребуется 36 миллионов рублей, и нам небезразлично, куда будут израсходованы деньги.
Прошу вас обратить внимание на программы развития образования и здравоохранения в нашей республике. В них прописаны все запланированные объекты. В течение следующих четырех лет мы должны построить десять фельдшерских пунктов, чтобы приблизить медицинское обслуживание к населению. На этот вопрос обращает внимание и наш президент. Не в больницы за много километров надо возить людей для оказания первичной помощи, а делать это на месте.
- Кстати, Сергей Леонидович, в Пудожском районе, в Пяльме, уже десять лет стоит недостроенное здание больницы. Какова ее судьба?
- Больницы там точно не будет, зато амбулатория, которая необходима жителям Пяльмы, появится. Никаких районных больниц не будет, только межрайонные. Причем настоящие, с оборудованием, а не социальные койки. Все остальное - первичный прием населения, работа с ветеранами - будет внизу, мы же будем помогать развивать эти услуги, в том числе и Пяльме. Больница будет в Пудоже, и люди будут туда ездить именно лечиться, а не подкормиться. Так же будет с Шуей, Валдаем и другими поселками. Все эта информация уже есть на сайтах здравоохранения и образования, но мы постараемся все эти документы представить главам муниципальных образований в ближайшее время.
Судя по высказываниям участников семинара, встреча с руководством республики была полезной и интересной. И, как пообещали ее организаторы, не единственной. Поскольку вопросы у глав поселений возникнут еще не раз и учиться всем им придется всерьез. Реформа местного само-управления продолжается.

Людмила ЕЛАГИНА

http://www.gov.karelia.ru/Karelia/1397/17.html
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован