20 декабря 2005
1697

Сергей Когогин: `КАМАЗ будет и дальше укреплять свои позиции`

Мы продолжаем цикл публикаций о том, что значило прошедшее десятилетие для ведущих предприятий республики разных отраслей. Цикл этот приурочен к 10-летию нашей газеты. Предыдущие статьи опубликованы в номерах за 13-15 декабря; сегодня слово - генеральному директору ОАО "КАМАЗ" Сергею КОГОГИНУ.

Что такое минувшие десять лет для нашего предприятия? Начну с того, что во второй половине 90-х годов на КАМАЗе случился пожар, который уничтожил завод двигателей. Камский автозавод, по сути, превратился в банкрота, и последние десять лет предприятие делало все возможное, чтобы вернуть былые позиции некогда крупнейшего в СССР производителя большегрузных машин.

При поддержке правительств России и Татарстана топ-менеджерам компании удалось провести уникальную реструктуризацию кредиторской задолженности в миллиард долларов, а уже в 2003 году на долю КАМАЗа пришлось около половины суммарных продаж грузовиков соответствующего класса всеми автозаводами России и стран СНГ.

Генеральным директором ОАО "КАМАЗ" меня назначили в мае 2002 года. Тогда предприятие несло огромные убытки, зарплату не выплачивали месяцами, а объемы производства падали. Для оздоровления предприятия нужны были экстренные меры. Мы начали свою работу с возвращения выведенных с предприятия активов, постарались укротить воров - от крупных хищников до несунов - и оптимизировать производственные процессы. Второй составляющей стала агрессивная и в то же время гибкая, на мой взгляд, маркетинговая политика. Мы сумели расчистить рынок сбыта, избавившись от "серых" схем реализации машин и запчастей, реорганизовать дилерскую сеть. Например, количество дилеров КАМАЗа сократилось почти втрое - до 30 фирм, но это те, кто реально продвигает нашу продукцию, и мы сумели заинтересовать их в наращивании объемов продаж. В итоге, начиная с 2003 года, на предприятии ежегодный темп роста по объемам продаж составляет 20 процентов.

За последние пару лет мы расширили модельный ряд большегрузов "КАМАЗ" до такой степени, что он перекрывает практически все потребности перевозчиков. Выигрыш для них очевиден: используя парк машин одного производителя, они существенно сокращают эксплуатационные издержки. Наш фирменный сервис - уникальное конкурентное преимущество, которое не имеет ни один производитель в России.

Совместно с российскими банками и страховыми компаниями успешно реализуется схема "лизинг от производителя", который не практикует в российском автопроме больше никто. Дело хлопотное, но выгодное, особенно в условиях экономической стагнации, когда средств на одномоментный выкуп большегрузов мало у кого хватает. Не случайно динамика продаж в лизинг составила 400% к уровню прошлого года.

Мы приступили к формированию управляющих компаний КАМАЗа - лизингодателей в Казахстане и некоторых других странах СНГ. Исходим из того, что комфорт в обслуживании выше денег, точнее - цены лизинга. Случись что, клиент знает, что тут же приедет "скорая помощь" КАМАЗа и машина клиента будет работать практически без простоев. Особенно это касается мелких перевозчиков, которые не могут иметь развитой ремонтной базы по определению. Кроме того, лизинг без посредников дает нам возможность максимально прозрачной обратной связи, устранения тех или иных недочетов в продукции.

Разумеется, дело не только в упомянутой обратной связи, а и в интенсивном техническом и технологическом переоснащении, управлении качеством. Например, нам удалось смонтировать и запустить уникальное оборудование для производства двигателей, поставленное на КАМАЗ за счет кредитной линии японского Эксимбанка стоимостью $176 млн.

Мы сумели наладить процесс постоянной переподготовки персонала (в различные формы обучения вовлечено более 40% работников) и провести чрезвычайно хлопотную, большую, но крайне необходимую работу по аттестации всех производственных и технологических процессов. В результате сегодня все предприятия группы "КАМАЗ", формирующие основную технологическую цепочку по всем направлениям, сертифицированы на соответствие системы менеджмента качества по требованиям международного стандарта ИСО 9001:2000. Между прочим, на основании этих сертификатов КАМАЗ имеет право получения национальных сертификатов в странах - членах Союза сертификационных обществ без дополнительного проведения сертификации. По существу, мы получили сертификаты не только на качество, но и на эффективное построение своего бизнеса на рынках всего мира.

После пятнадцатилетнего "торможения" по политическим и экономическим причинам КАМАЗ снова двинулся в Восточную Европу со своей продукцией, попутно изыскивая возможности поставок оттуда современных автокомпонентов. Это важно и для "привязки" потребителей в тех или иных странах к продукции и бизнесу КАМАЗа, и для избавления от комплекса неполноценности в вопросах качества.

Не случайно наша компания шестой год подряд признается лучшим экспортером России в автомобилестроении. В 2004 году мы поставили на экспорт 6400 автомобилей, а в 2005-м уже 9 тысяч. Сейчас Казахстан является самым крупным импортером наших грузовиков. В августе мы открыли здесь сборочное производство грузовиков "КАМАЗ" и автобусов марки "НефАЗ". На Украине и во Вьетнаме и еще в трех странах действуют сборочные производства КАМАЗа с участием местных фирм - наших партнеров.

В других странах мы и отвоевываем старые позиции, и закрепляем новые. Зашли серьезно в Судан: за 2 года поставили 350 гражданских грузовиков в страну с высокими рисками, в которой, к тому же, присутствуют почти все мировые производители. По-моему, очень неплохо. Одновременно КАМАЗ вернулся со своими грузовиками на рынок Афганистана, расширил территорию сбыта на Ближнем Востоке, в Юго-Восточной Азии, Латинской Америке, впервые в своей истории начал поставки в страны Северной и Западной Африки.

Мы - единственная компания в России в грузовом сегменте рынка, которая добровольно, с 2001 года оснащала свои автомобили двигателями стандартов "Евро-1" и с 2002 - "Евро-2", то есть экологичными и дающими возможность экспортировать машины. Мы первыми в России сертифицировали собственный двигатель уровня "Евро-3". В ноябре презентовали первое СП "ZF-КАМА". Совместно с немецкими партнерами будем производить коробки передач "ZF" для "КАМАЗа" и в перспективе - для других производителей грузовиков. Летом планируем открыть СП с другим известным производителем двигателей.

Мы добиваемся безоговорочного международного признания компании как одного из ведущих производителей грузовой автотехники. При этом ОАО "КАМАЗ" по-прежнему входит в число 18 стратегических компаний России с солидной государственной долей в уставном капитале.

Сегодня можно уверенно сказать, что КАМАЗу доверяют финансовые рынки. Мы дважды успешно разместили облигации на общую сумму 3,7 млрд рублей. В результате этих заимствований компания провела оптимизацию своего кредитного портфеля и продолжила финансирование проекта по созданию семейства автомобилей повышенной грузоподъемности на базе "КАМАЗа-6520". Особенностью второго займа в сентябре 2005 года стала беспрецедентно низкая процентная ставка, определенная сроком на три года (8,45% годовых, или 42,13 рубля на одну облигацию). Эксперты связывают успех размещения с выходом КАМАЗа из затяжного кризиса, вызванного пожаром на заводе двигателей в 1993 году.

Последние 3 года компания демонстрирует стабильную динамику роста основных финансово-экономических показателей. В частности, только выручка за 7 месяцев текущего года превысила 23,5 млн рублей, что превышает итоговый годовой показатель 2002 года. Чистая прибыль, согласно отчетности за 2004 год, составила 208 млн рублей, ожидаемый итог 2005 года - 306 млн рублей.

В конце августа Совет директоров КАМАЗа утвердил Стратегию развития компании, рассчитанную до 2010 года. Документ под названием "МАСТЕР-270" разрабатывался более года. В нем учли все аспекты развития компании: минимизацию издержек, активный (агрессивный) маркетинг, стратегическое партнерство, технологическую реструктуризацию, единство персонала и расширение модельного ряда.

Через пять лет мы ставим цель - увеличить доходы компании в два раза, довести рентабельность продаж по чистой прибыли до 7 процентов и выйти на нулевой баланс по просроченной задолженности и по долгосрочным кредитам и займам. Выручка компании к концу этого года составит 1,5 миллиарда долларов, а к 2010 году возрастет до 3 миллиардов.

В год КАМАЗ будет выпускать более 50 тысяч автомобилей. Увеличится производство автобусов и собственной прицепной техники.

Безусловно, мы будем и дальше укреплять свои позиции, бороться за нового потребителя. Каким образом? Методы все те же - агрессивная маркетинговая и техническая политика, подкрепленная соответствующими качеством и ценой на автомобили.

Газета "Время и Деньги" всегда поддерживала нашу компанию, публикуя достоверную информацию о КАМАЗе. Сегодня никто уже не сомневается в том, что создаваемый средствами массовой информации имидж компании может значительно повлиять на ее дальнейшее развитие. Поэтому мы ценим профессионализм редакции вашей газеты, принципиальные позиции в подаче информации. Желаем коллективу газеты "Время и Деньги" дальнейшего процветания, легкого пера и долгих лет творчества!

* * *

Спасибо, Сергей Анатольевич. Мы в ответ хотим пожелать КАМАЗу чистой дороги!

http://www.e-vid.ru/index-m-192-p-63-article-12158.htm

238 (2199) от 20 декабря 2005 года
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован