02 декабря 2005
1256

Сергей Когогин: КАМАЗ обрастает совладельцами

В среду Минземимущество РТ сообщило, что в ближайшее время ОАО "КАМАЗ-Капитал" консолидирует около 30% акций ОАО "КАМАЗ". В числе учредителей "КАМАЗ-Капитала" - правительство Татарстана и две офшорные компании, аффилированные, по неофициальным данным, с топ-менеджментом Внешторгбанка и "Рособоронэкспорта". Последнее дало основание некоторым наблюдателям утверждать, что КАМАЗ пойдет по колее ВАЗа, в совете директоров которого после ухода со своего поста Владимира Каданникова доминируют представители государства в лице "Рособоронэкспорта", и таким образом вернет себе статус по сути оборонного завода времен СССР. Однако есть и другая версия: консолидация проводится в интересах топ-менеджмента КАМАЗа, в первую очередь - генерального директора Сергея Когогина, который договорился с республиканскими властями о солидарных действиях в случае приватизации федерального госпакета автогиганта.

Вообще, кульбиты при постельцинском переделе собственности вызывают порой изумление ничуть не меньшее, чем при памятных залоговых аукционах 90-х, и комбинации с КАМАЗом - тому один из примеров.

В номере за 11 октября с.г. "ВиД" достаточно подробно анализировал причины и возможные последствия внезапного иска к КАМАЗу со стороны Минфина РФ (точнее - Внешэкономбанка РФ от имени Минфина) на $150 млн в связи с задолженностью по так называемому японскому кредиту. Тогда, в начале октября, вслед за иском Премьер-министр Михаил Фрадков тут же своим распоряжением включил КАМАЗ в перечень федеральных стратегических предприятий и организаций, то есть отменил предыдущее решение Правительства РФ об исключении компании из такого списка в связи с подготовкой приватизации, а точнее - продажи принадлежащего РФФИ госпакета в 34,01%. То есть приватизировать КАМАЗ стало нельзя, и просматривавшийся вариант погашения долга за счет отчуждения госпакета акций автозавода в пользу неких бизнес-структур вроде бы отпал. Таким образом, между прочим, оказалась обессмысленной и передача в УК "КАМАЗ-капитала" пакета акций КАМАЗа, принадлежавшего правительству Татарстана - 11,6% (согласно указу Президента РТ КАМАЗ к тому времени был исключен и из списка стратегических предприятий в РТ). Вскоре после этого Минтимер Шаймиев имел в Москве встречу с главой МЭРТ Германом Грефом, в ходе которой обсуждались вопросы, связанные с развитием КАМАЗа (какие именно, в официальных пресс-релизах не сообщалось), а следом Госсовет РТ, утверждавший бюджет республики на 2006 год, внес в него строку, означающую, что правительство Татарстана берет на себя обеспечительные гарантии по долгам в связи с "японским кредитом" КАМАЗа. Ситуация, казалось, перешла в фазу застоя, но вот что-то придало ей новую динамику.

По мнению экспертов, на которых ссылаются во вчерашнем номере "Ведомости", в покупке госпакета заинтересованы "Базэл", "Северсталь-Авто" и менеджмент "КАМАЗа" во главе с гендиректором Сергеем Когогиным. Якобы он договорился о партнерстве с республиканскими чиновниками, и именно согласно этим договоренностям в дополнение к сентябрьской передаче в УК "Камаз-Капитала" 11,6% акций завода еще 8,3% акций предприятия в эту компанию внесли компания Streight Invest Ltd. и "дочка" "Камаза" - ФЛК "Камаз". Еще 10% акций, по информации Минземимущества РТ, в УК "Камаз-Капитала" в ближайшее время внесет Starringway Enterprises Ltd. Говорят, что все эти компании являются структурами, близкими к менеджменту "КАМАЗа". В итоге "Камаз-Капитал" будет владеть 29,9% акций завода, а правительству Татарстана будет принадлежать 38,77% акций этой компании. Если менеджеры завода передадут в компанию все принадлежащие им акции завода, в ее собственности окажется около 40% акций завода, утверждают "Ведомости" со ссылкой на источник, знакомый с ситуацией на заводе.

А во вторник стало известно, что ВТБ перевел 17,17% акций завода в номинальное держание ЗАО "ИНГ Банк (Евразия)", прежде не значившееся в числе акционеров "КАМАЗа".

"Руководство завода никогда не скрывало, что ему не по душе приватизация федерального пакета, - напоминает Елена Сахнова из ОФГ. - Нынешняя консолидация акций может быть своего рода подстраховкой перед продажей". "Вопрос о приватизации "КАМАЗа" пока не решен, но, если федеральные власти выставят их на продажу, "КАМАЗ-Капитал" может стать претендентом номер один на его покупку", - говорит аналитик "Уралсиба" Кирилл Чуйко. Оба эксперта сходятся во мнении, что владельцы "КАМАЗ-Капитала" будут пытаться довести свою долю в КАМАЗе до контрольной за счет покупки бумаг других акционеров. Правительственный чиновник и источник, близкий к заводу, не исключают, что претендовать на покупку акций завода может и "Рособоронэкспорт". "Глава "Рособоронэкспорта" Сергей Чемезов довольно давно и не случайно сидит в совете директоров КАМАЗа, - говорит один из них. - Кроме того, известно, что он дружен с Сергеем Когогиным, возможно, им удастся договориться о совместном управлении заводом".

Возможно все, как говорится. Последим за развитием событий.


http://www.e-vid.ru/index-m-192-p-63-article-11989.htm

226-227 (2187-2188) от 02.12.2005 года

Юрий АЛАЕВ, "ВиД"
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован