22 ноября 2006
1793

Сергей Когогин: ВТО и КАМАЗу не помеха

Во вчерашнем номере "ВиД" опубликовал материалы опроса руководителей ряда татарстанских бизнес-структур об их оценках последствий вступления России во Всемирную торговую организацию. Ответы оказались на удивление оптимистичными, но в опросе не участвовал генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин, находящийся с рабочим визитом во Вьетнаме, а ведь, по общему мнению, именно отечественный автопром окажется в самом незавидном положении после открытия российского рынка. И вот сегодня мы имеем возможность привести развернутое мнение руководителя КАМАЗа, давшего в Ханое эксклюзивное интервью корреспонденту ИТАР-ТАСС.

Сергей Когогин заявил, что присоединение России к ВТО не создает угрозы КАМАЗу. "Я достаточно спокойно отношусь к тому, что может произойти, - сказал он. - Российский рынок сегодня уязвим не новыми, а подержанными автомобилями. Ввоз подержанных машин очень значителен, и дестабилизацию на рынке создают именно автомобили со значительным сроком службы, не соответствующие российским стандартам. Вот это опасно".

По словам гендиректора КАМАЗа, к снижению таможенных пошлин в соответствии с условиями ВТО "надо привыкать". "Это все равно будет, вопрос только в том - когда", - сказал он. Когогин отметил, что одним из положительных факторов присоединения России к ВТО станет то, что в результате "не только упростится доступ на наш рынок машин, но мы также сможем совершенно спокойно ввозить все комплектующие, которые позволят нам собирать качественные автомобили". "Для КАМАЗа, для производителей грузовых автомобилей нет никакой угрозы вообще, потому что уровень таможенных пошлин сегодня такой же, как и при ВТО", - сказал он.

Сергей Когогин также положительно оценил набирающую силу тенденцию строительства в РФ автозаводов иностранных компаний. По его мнению, это имеет "очень положительные последствия" для российского автопрома.

"Объем российского рынка сегодня таков, что мы не можем его обеспечить собственным производством, и нужен либо ввоз, либо производство других марок на нашей территории, - пояснил руководитель КАМАЗа. - Производство - это самый оптимальный для нашей страны вариант, и я оцениваю как очень правильное направление то, что сегодня почти все мировые бренды подали заявки на строительство. У нас в результате будет производство с высокими технологиями. Я даже не сомневаюсь, что это очень правильное решение".

Когогин отметил, что те объемы, которые заявили "Тойота", "Фольксваген", "конечно, приведут к тому, что будет производство комплектующих на территории России". "Когда речь шла о производстве 25-30 тысяч автомобилей в год, - продолжал он, - то это не тот объем, который может сделать рентабельным производство комплектующих. Сегодня, когда говорят уже 100 тысяч или 200 тысяч автомобилей в год, то это означает, что будут подтягиваться комплектующие высокого качества".

Гендиректор КАМАЗа сообщил, что в своей компании запретил использовать термины "российский поставщик" и "нероссийский поставщик". "Нас интересует только одно - цена и качество, и уже не важно место происхождения. Если наши поставщики могут подтянуться до этого качества, то мы ставим российские комплектующие, а если нет, то покупаем за границей", - подчеркнул он.

В то же время, подчеркнул Когогин, КАМАЗ из года в год все активнее сам выходит на внешние рынки, причем не только продавая готовую продукцию, но и организуя в различных странах совместные сборочные предприятия. ("ВиД" писал об этом многократно; последнее сообщение, во вчерашнем номере, - о начале сборки праворульных большегрузов в Пакистане.) В качестве примера генеральный директор КАМАЗа привел ведущиеся в настоящее время переговоры о возможности сборки в Китае, где Камский автозавод закупает достаточно большой объем комплектующих. Правда, заметил Сергей Когогин, КАМАЗ намерен подходить к этому вопросу с предельной осторожностью - с учетом того, что неоднократно имел в КНР негативный опыт. Надежду на то, что негативный опыт не получит продолжения, Когогин связывает, в частности, с тем обстоятельством, что инициатива о создании СП исходит сегодня с китайской стороны.

"Я считаю, что рынок Китая сегодня очень конкурентный, - продолжил он. - Они сильно развили свою промышленность, но мы точно сильнее в полноприводных автомобилях". "Вопрос о том, будет ли у нас сборочное производство в Китае, больше, наверное, зависит от нас. Там есть большие риски. Пока опыт работы КамАЗа в Китае негативен. У нас было три совместных предприятия. Все три мы закрыли, причем выходили из бизнеса с большим трудом и большими потерями", - сказал Когогин. По его словам, в Китае КАМАЗ стремится как можно больше работать с поставщиками автокомпонентов. "Политика свободного юаня дает огромный выигрыш по цене", - пояснил он.

В Восточной Азии для КАМАЗа, сказал его гендиректор, базовой страной является Вьетнам. "Так исторически сложилось со времен Советского Союза", - констатировал он. В СРВ у КАМАЗа есть совместный с вьетнамскими партнерами сборочный завод, на котором ежегодно собирается около 700 автомобилей. Кроме того, во Вьетнам КАМАЗ поставляет до 1000 автомобилей. "Мы, наверное, во Вьетнаме самые крупные игроки на рынке новых автомобилей, - отметил Когогин. - И хотя здесь мы не получаем серьезного дохода и зарабатываем, наверное, больше на запчастях, чем на продаже автомобилей, мы сохраняем свое присутствие на этом рынке". Он выразил надежду на то, что принятое правительством Вьетнама решение о запрете продаж автомобилей старше пяти лет улучшит позиции компании во Вьетнаме.

Традиционными "зонами влияния" для КАМАЗа, по словам Когогина, являются арабские государства, страны СНГ, Восточная Европа и Африка. "Мы с большим интересом стали возвращаться в Латинскую Америку. Там тоже растущие экономики, в том числе в таких сырьевых странах, как Колумбия и Венесуэла", - сказал он.

Отвечая на вопрос о возможности строительства сборочных заводов КАМАЗа за границей, Когогин сказал: "Сборочный завод интересен только тогда, когда есть высокие таможенные барьеры. После вступления России в ВТО мы не только к себе запускаем, но и перед нами все двери открывают. Поэтому такой самоцели нет, поскольку дешевле, чем в Набережных Челнах, собрать автомобиль невозможно, и любому производителю автомобиль в разобранном виде обходится дороже, чем в готовом. Выигрыш происходит только на логистике. Доставка разобранного автомобиля во Вьетнам, например, почти в два раза дешевле, чем в собранном виде".

В завершение интервью Сергей Когогин сообщил, что КАМАЗ планирует в будущем году приблизить объем производства вплотную к 50-тысячной отметке. В нынешнем году, сказал он, компания планирует продать 43 тысячи автомобилей в сравнении с 32 тысячами в прошлом году. Из общего количества 25% придется на экспорт. Кроме того, в этом году будет произведено 1200 автобусов. "Наш проект бизнес-плана на будущий год, который мы выносим на совет директоров, будет составлять 48 тысяч автомобилей", - сказал руководитель КАМАЗа.

http://www.e-vid.ru/index-m-192-p-63-article-15972.htm

216(2426) от 22.11.2006 года
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован