04 мая 2006
3756

Сергей КОЛЕСНИКОВ: Сохранить образование

Я не скрываю своей достаточно критической оценки реформы, поскольку считаю, что нельзя разрушать существующее, не подготовив ему альтернативу. К сожалению, мы в России сначала ломаем, и лишь затем начинаем строить. Кстати, я по специальности медик, эмбриолог, и потому сторонник постепенных изменений.

Почему я выступаю против двенадцатилетнего образования? Потому что оно совершенно нам не нужно. Отечественное десятилетнее образование себя оправдало, и считалось одним из лучших в мире.

В рамках реформы под предлогом совершенствования образования, а также науки и здравоохранения, фактически предпринимается попытка устроить передел имущественного комплекса. Это не основа повышения эффективности. В социальной сфере нельзя во главу угла ставить имущественные отношения. Фактически мы видим лишь вопрос о переделе собственности, и не более того.

Поскольку мне удалось поучаствовать в составлении программы (не буду называть ее альтернативной), которую разрабатывали специалисты Приволжского округа, то могу сказать, что в ней несколько иное видение реформы образования. Главное - не имущественный комплекс, а повышение стандартов самой системы получения образования. Наши российские образовательные технологии необходимо сохранить, так как они ориентированы с одной стороны на индивидуальность обучения, с другой стороны - на российскую специфику. В отечественной системе образования есть ряд выигрышных моментов, которые надо оставить, и, одновременно, раз мы должны вступать в ВТО, и нужно готовить специалистов по ранее неизвестным специальностям.

Сейчас нам говорят - "стоит сосредоточиться на магистратуре и бакалавриате". Во что это выльется? Если взять медицинскую систему, то переход на Болонский процесс может вызвать серьезные нарушения. Нам предлагают перейти на семейного врача. Но подготовка такого врача занимает десять-двенадцать лет, при том, что эта работа в нашей стране фактически еще не началась. Тот робкий опыт, который был на протяжении восьми-десяти лет, фактически не привел к появлению подобной генерации специалистов. Предлагается срочно ликвидировать участковых врачей, акушеров, педиатров, и перейти на семейного врача. Кто будет работать семейным врачом, если его нет как такового? Существует ли такая федеральная или региональная программа по подготовке и оснащению врачей? Ответ один - "нет". Реформа, которая бы базировалась на понятных критериях, не подготовлена. Предлагается бежать вперед, не проводя ни экспериментов, ни анализа ошибок. Зачем? Давайте подготовимся и спокойно перейдем.

Вообще, существует железное правило - не трогать социальную сферу, пока ты не разобрался с экономикой. Мы до сих пор не знаем, в каком обществе мы живем, какую экономику мы строим. Социальную сферу в период экономических потрясений никто не трогает, это аксиома.

А вот еще проблема - по нашим законам мы не имеем права направлять специалиста туда, куда нужно обществу. Но, тем не менее, даем ему возможность учиться бесплатно. Если мы не перейдем на систему либо контракта, либо образовательного кредита, мы проблему наполнения глубинки кадрами с высшим образованием не решим. Мы как раз предлагаем вариант и образовательного кредита, и образовательного договора. Если ты заключил договор, и на тебя, условно говоря, государство потратило триста тысяч рублей, ты либо должен вернуть их государству, либо ехать туда, куда необходимо государству. Если ты поехал, и три-пять лет отработал по договору, то этот кредит равными долями гасится. Это применяется во многих цивилизованных странах.

Центральным звеном реформы образования является разграничение образовательных учреждений на типы: федеральные, региональные, и те, которые не должны вообще финансироваться из госбюджета. Я только что был в Обнинске. Там есть Институт подготовки специалистов атомной промышленности. Нужен ли он Калужской области? Конечно, нет. Там нет объектов ядерной энергетики. Институт готовит специалистов для всей страны. Но поскольку они не со всей страны приезжают, а именно из соседних областей, то институт попадает под статус регионального. Его должно взять на свое финансирование Агентство по атомной промышленности, но агентство само заставляют избавляться от непрофильных активов. Получается, что его надо закрыть, так как региональной власти он не нужен.

Вторая проблема - это перевод образовательных учреждений с государственного статуса в статус автономных некоммерческих под неблагозвучной аббревиатурой ГАНО - "Государственная автономная некоммерческая организация".

Это приведет к тому, что произойдет фактически приватизация этих учреждений. Для Москвы может это и благо. Но страна - это не Москва. Нельзя всех чесать под одну гребенку. Что получится в результате? Государственные гарантии перед образовательными учреждениями снимутся. Содержание зданий, ремонт повиснут исключительно на шее этих учреждений. Это приведет к сокращению приема студентов на бюджетной основе, к увеличению "платников". Плюс ко всему, не все учреждения выдержат налоги, которые они будут платить - за землю, на имущество.

Говорят, что за рубежом такая же система. Ничего подобного - возьмите Германию. Там 350 вузов. Только 50 из них негосударственные, которые обучают экзотическим профессиям. А триста вузов никто не собирается переводить на частное обеспечение. Это ложный посыл, что у нас слишком много мест в учебных заведениях и надо сокращать. В Финляндии, когда тридцать лет назад там поняли, что надвигается кризис, ввели бесплатное обучение как в школах, так и в университетах. Сейчас это самая развитая страна мира в смысле инновационном и интеллектуальном. Япония ставит задачу перейти на всеобщее высшее образование к 2010 году. Мы идем ровно в противоположном направлении.

И последнее: очень слабо привлекаются специалисты к проведению реформы. Будем надеяться, что девятого декабря Министерство науки и образования представит нам на парламентских слушаниях концепцию, которую хочет провести через правительство. Надеюсь, что диалог будет продолжен, и сырая концепция не выйдет из стен Минобразования.

09 декабря, 2004

Сергей КОЛЕСНИКОВ,
заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке
http://www.novopol.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован