10 октября 2005
2115

Сергей Пекпеев: Новый созыв депутатов ни разу не будет участвовать в процедуре назначения Главы республики

Как уже сообщалось, в малом зале Госсобрания прошла очередная встреча представителей СМИ с депутатом Госдумы России С.Пекпеевым. В ходе пресс-конференции депутат рассказал о своей работе в Думе и поделился впечатлениями о нынешней ситуации в стране и у нас в Республике Алтай.

- Три недели, которые я провёл в Государственной Думе, были достаточно продуктивными. Мы с коллегами-депутатами рассмотрели ряд очень важных законов и законопроектов. Одним из основных законов, рассмотренным на комитете по делам федерации и региональной политики, членом которого я являюсь, можно посчитать внесение изменений в ст.18 Закона "Об организации исполнительной и законодательной власти в РФ". В законе рассматривается, каким образом партии будут участвовать в назначении глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Принимая активное участие в работе комитета по рассмотрению вопроса о внесении изменений в Закон, в котором расписан порядок назначения губернаторов, наш депутат отметил кое-какие недостатки, не отражённые действующим законодательством. Тем самым он внёс существенные поправки, и смысл Закона заключается теперь в том, что партия, победившая на выборах в законодательное собрание субъекта Российской Федерации, имеет право предложить Президенту РФ свою кандидатуру. Не обязательно, что это будет член какой-то партии, но это должен быть человек, которого уважают в субъекте, и его кандидатура достойна выдвижения. При этом мы как бы минуем все институты власти, в т.ч. президентскую систему власти по горизонтали, т.е. такая кандидатура напрямую поступает к Президенту РФ. Не факт, что Президент назовёт этого человека законодательному собранию на предмет согласования кандидатуры, но такая процедура возможна.

Возникла масса вопросов, которые задавали в комитете, в том числе и такие известные деятели, как Владимир Александрович Рыжков. Он внёс предложение о том, чтобы все политические партии, прошедшие в законодательное собрание субъекта, могли иметь право предложить законодательному собранию свою кандидатуру, а дальше кого большинством выберут - эта кандидатура и могла бы дальше пройти. А теперь посмотрим на нашем примере: 21 депутат избирается по партийным спискам, 20 - по одномандатным; при этом одномандатники, победившие на выборах, могут быть или не быть членами какой-либо партии. Этот нюанс мы должны учесть во втором чтении.

Как представитель комитета С.Пекпеев готовит четыре поправки, две из них согласованы с другими комитетами, с руководством партии, чтобы они поддержали. Одна из поправок касается, в частности, Республики Алтай. 19 января истекает срок полномочий действующего Главы республики М.Лапшина, за 35 дней до этого Президент РФ должен предложить кандидатуру, всё идёт как положено. А в наше законодательное собрание выборы назначены на 12 марта. Срок полномочий нашего законодательного собрания - 4 года. Президент назначает Главу исполнительной власти сроком до 5 лет. Получается, что тут будет избран новый созыв депутатов, который... ни разу не будет участвовать в процедуре назначения Главы республики, кроме как в случаях досрочного освобождения или иных, прописанных в Законе. С.Пекпеев внёс предложение, чтобы срок назначения Президентом нового губернатора совпадал по времени с полномочиями законодательных органов. Всё должно каким-то образом состыковываться. Закон должен работать во всех субъектах Федерации.

Законом у нас не урегулирован и другой момент: если Президент трижды предлагает кандидатуру, то законодательное собрание может как бы отвергать эту кандидатуру, и тогда Президент может распустить законодательный орган власти. Но ведь может возникнуть ситуация, когда законодательный орган трижды вынесет вотум недоверия назначенному кандидату на пост Главы субъекта, а Президент может не реагировать. В законе этого не прописано. Поэтому поправка, внесенная С.Пекпеевым, сводится к тому, чтобы Президент обязательно принял решение: или распустить законодательный орган, или отозвать своего представителя в силу сложившихся обстоятельств.

Все решения по внесению поправок в федеральные законы зависят сейчас от решения Конституционного Суда. Ряд депутатов Госдумы, ряд общественных организаций подали в Конституционный Суд на этот закон. Оспаривается возможность Президента распускать законодательный орган субъекта Федерации. Утверждается, что Президент своими действиями нарушает свои полномочия как Президент и тем самым нарушает Конституцию РФ. Сам принцип назначения губернаторов тоже оспаривается, поскольку в Конституция РФ записано, он должен избираться всенародно. Решение Конституционного Суда снимет многие вопросы, ждать осталось недолго.

В целях развития демократии депутаты Госдумы решили внести изменения в Федеральный Закон "Об Общественной палате". Внесена поправка, которая гласит, что Общественная палата будет осуществлять общественный контроль за соблюдением свободы слова в СМИ. Сегодня многие оппоненты указывают на то, что действующая власть зажимает каким-то образом СМИ. Действительно, вопросы в данном отношении есть, поэтому полномочия Общественной палаты расширяются именно в этом аспекте.

С.Пекпеев сообщил также, что первое чтение прошёл закон, разработанный его комитетом по разграничению полномочий органов власти. Резонанс вокруг принятия этого закона большой, потому что впервые говорится о том, что федеральный центр захватил себе слишком много прав и полномочий. Сегодня реальная жизнь показала, что всей Россией нельзя управлять из Москвы. Передаются полномочия и права на уровень субъектов Федерации. А если передаются полномочия федерального центра, то с ними передаются и деньги на осуществление этих полномочий.

Депутат перечислил вкратце, какие права передаются нам, это прежде всего осуществление дополнительных мер по социальной защите населения, сюда же относятся стипендии в учебных заведениях, которые находятся на республиканском бюджете и ряд других полномочий. Еще надбавки к пенсиям определённым категориям социально не защищённых людей. Эти права нам даёт государство; если имеются средства, то ради Бога этим занимайтесь на местах. Также ряд полномочий по предметам совместного ведения, если это указано в ФЗ. У нас есть и иные полномочия, которые сложно расшифровывать.

Существенной является передача полномочий в области занятости населения, также предполагается передача ряда полномочий в области образования. Передаются полномочия по лицензированию, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, которые находятся в ведении субъекта РФ. Раньше всё это предполагалось делать на уровне Российской Федерации. Также права в области осуществления надзора в области образования и исполнения государственного образовательного стандарта за муниципальными органами - ранее всё это тоже отдавалось в федеральный центр. В области культуры передаются полномочия поддержки объектов культурного наследия.

В целом поддержка бюджета Республики Алтай из федерального бюджета будет составлять порядка 4 млрд 114 млн рублей или 4 млрд 150 млн рублей. Сумма достаточно серьёзная, там предполагаются средства не только из фонда финансовой поддержки, но по многим программам, в том числе и по дорогам. Эта цифра на данный момент не окончательная, потому что Правительство РФ нам не предоставило список объектов, которые будет отмечать фонд федеральной адресной инвестиционной программы. Там, как считает С.Пекпеев, для Республики Алтай должны быть тоже значительные средства, надеюсь, мы их получим.

Основной плюс к бюджету будущего года по четырём национальным проектам - это возможность и для Республики Алтай поучаствовать в этих программах. Прежде всего, это программа "Школьный автобус" по обеспечению наших школ автобусами. Предполагается оснастить диагностическим оборудованием, машинами скорой помощи. В течение 6-7 лет в Республике Алтай будут построены за счёт федерального бюджета физкультурно-оздоровительные центры, затраты колеблются от 25 до 180 миллионов рублей. Для Горно-Алтайска как для республиканского центра можно построить более солидный объект. Для каждого района нужно строить хорошие, добротные физкультурно-оздоровительные комплексы, которые быстро возводятся, а именно - в течение 4-х месяцев по новым технологиям.

В конце ноября С.Пекпеев участвовал в работе съезда политической партии "Единая Россия", который прошёл в Красноярске. Депутаты Госдумы участвовали в этом съезде за счёт средств политической партии. Тот тон, который был задан на съезде, С.Пекпеев считает очень деловым и конкретным по сравнению с предыдущим съездом, который прошёл два года тому назад.

После ответов депутата на вопросы журналистов пресс-конференция была завершена.

Подготовил к печати А.ТЫРЫШКИН.

http://www.gorno-altaisk.ru/archive/2005/50/006.htm

No 50, 2005 год
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован