19 августа 2004
2580

Сергей Проханов: `Наш Король Лир запоет шлягеры`

Самый элитарный московский театр - Театр Луны под руководством Сергея Проханова - после 14 лет `подполья` выходит в свет. Сегодня артисты переезжают из подвального помещения, затерянного во дворах у Патриарших прудов, на новую большую сцену. В беседе с `Новыми Известиями` Сергей Проханов не скрывал радости - в `большом` Театре Луны бывший `усатый нянь` сможет сыграть Пифагора, а также в качестве режиссера осовременить Шекспира и Булгакова.

- Сергей Борисович, что изменится в вашем театре с переходом на новую сцену?

- Мы выросли. Теперь у нас не только две сцены, но и труппа увеличилась вдвое. Вице-мэр Людмила Швецова долго разрывалась, кому отдать это здание - нам или Театру комедии под руководством Юрия Штрауса. Но случилось так, что Штраус ушел из жизни, и его труппа влилась в наш коллектив. Но при всем желании здесь не разыграешь масштабный мюзикл мирового уровня, батальные сцены не для нас. Это хороший зал для нормального драматического театра. `Король Лир` нам по силам - камерное произведение, не нуждающееся в тысячных залах.

- Это будет новое прочтение Шекспира?

- Отчасти даже с другим сюжетом. Пока рабочее название - `Король Никто`. Я настоятельно прошу Журбина написать для `Лира` пару-тройку шлягеров, по всем законам жанра.

- Самые громкие московские мюзиклы - зарубежные `Метро`, `Нотр- Дам де Пари`, `Чикаго`... У вас было искушение поставить в своем театре что-то подобное?

- У меня никогда не было желания делать спектакль, если его нельзя поставить по-новому. Менять зарубежные мюзиклы запрещено - нанимаются специальные режиссеры, соблюдающие все каноны, даже актеры подбираются похожие на западных. Мне это неинтересно. Если бы мог поставить те же мюзиклы по-своему, с удовольствием бы это сделал.

- Как обстоит дело с проектом спектакля `Мастер и Маргарита`?

- Прикрыто по требованию племянника Михаила Булгакова, которому принадлежат авторские права. По его мнению, там слишком много `небулгаковских` вставок - действие ведь перенесено в наши дни... Кстати, мюзикл `Мастер и Маргарита` я недавно видел в Израиле, он шел там с большим успехом. Не скажу, что эта идея окончательно похоронена, но мне сейчас некогда вести переговоры: у нас, по крайней мере, четыре спектакля на выходе. Первый, которым хотим апробировать новую сцену, - `Диагноз: Эдит Пиаф`. Как видите, тоже не без музыкального уклона.

- Меня давно занимал вопрос: почему ваш театр носит такое странное название?

- Все мы в какой-то степени лунатики... По-моему, сие космическое тело по ночам властвует над землянами: накапливает энергию в полнолуние и тратит ее днем. Сначала у нас был `Театр-студия реалистической фантастики`, ориентированный на человеческое подсознание. Когда работает подсознание? Ночью, когда мы спим, проявляются скрытые, иногда даже от нас самих, разные стороны нашего `я`.

- Пьесы у вас необычные. Каков критерий отбора идей и тем?

- В основном ставлю я, поэтому идеи мои. Единого критерия нет, это было бы скучно. Если кто-то приходит со своими идеями, то, как говорится, он должен прийти со своими деньгами, поскольку Комитет по культуре может финансировать нам только один спектакль в год. Сугубо постановочное правило: либретто всегда пишу я сам - это режиссерское видение материала. Когда Александр Журбин принес клавир мюзикла `Губы` по набоковской `Камере Обскура`, я все переделал, скомбинировал... не тронул только музыку, на это ушел примерно год, и уже больше года спектакль идет у нас вполне успешно.

- Почему Журбин обратился именно к вам?

- Наверное, потому, что меня всю жизнь считают музыкальным человеком. Будучи с шести лет на сцене, я все время пел - во Дворцах пионеров, на всяких смотрах. Этакий Робертино Лоретти районного масштаба. Потом снимался в телепрограммах типа `Будильник`. С Ириной Муравьевой мы играли в мюзикле Алексея Рыбникова `Волк и семеро козлят на новый лад`. С Рыбниковым мы потом работали над всем известным фильмом `Усатый нянь`, где я тоже пел. Пел в `Снежной королеве`, пел в театре. До сих пор не могу простить Шаинскому, что он отстранил меня от пения в `Завтраке на траве` - ведь и фильм музыкальный, и я в главной роли.

- Кстати, почему сейчас в кино вы не снимаетесь?

- После участия в фильме `Гений` произошла какая-то потеря темпа. До сих пор предлагают роли, но не обнаруживаю ничего увлекательного...

- Кстати, правда ли, что Грамматиков собирался снимать продолжение `Усатого няня`?

- Да. Когда фильм собрал немыслимую на то время кассу, все говорили: `Надо продолжать!`. Слава богу, этого не произошло, а то бы меня вообще не воспринимали в других ролях, был бы еще один Шурик... Все уверены, что это главное событие в моей жизни. Я так не считаю: не будь `Усатого няня`, было бы что-нибудь другое. Думаю, главная удача моей жизни еще впереди.

- Музыку к своим спектаклям обычно подбираете сами? Каковы ваши музыкальные приоритеты?

- Не могу сказать, что люблю кого-то одного или двух композиторов. Когда необходим Бетховен - слушаю Бетховена, нужно что-то более легкое - беру Вивальди. Если говорить о современной музыке, то тут первыми приходят в голову Александр Журбин, Максим Дунаевский, Ирина Грибулина. И кого еще хочу выделить особо, так это Алексея Рыбникова, которого вообще считаю выдающимся композитором наших дней. Его недооценивают - даром что `Юнона` и `Авось` в `Ленкоме` вот-вот отметит тысячное представление.

- Насколько я знаю, идея постановки в Театре Моссовета другой рок-оперы - `Иисус Христос - Суперзвезда` - исходила от вас?

- Не совсем. Клавир `Суперзвезды` раздобыл Александр Чевский. Формальным постановщиком был Павел Хомский, а я - кем-то вроде режиссера-организатора. На тот период произведение было очень опасное: `зарубежье`, рок, религия. Многие нам говорили: `Ребята, вы беретесь не за то`. Однако спектакль получился, скажу без ложной скромности, блестящий.

- В Москве вас называют не просто успешным, но `модным режиссером`? На ваш взгляд, можно ли успех рассчитать?

- Об успехе думаю постоянно. Я обязан об этом думать, имея под началом столько людей. Если перестану выдавать темы, перестану делать вещи актуальные, востребованные сегодняшним днем, тогда просто не выжить. Но от задуманного до содеянного - длинное расстояние.

- Сергей Борисович, собираетесь ли выступать в качестве актера театра?

- После затяжного перерыва решил выйти на сцену в новом спектакле в роли Пифагора.

Справка `НИ`

Сергей ПРОХАНОВ родился 29 декабря 1952 года в Москве. В 1974 году окончил Театральное училище им. Б.В.Щукина. В кино дебютировал в 1970 году. Снялся более чем в 20 картинах, среди них - `Усатый нянь` (1977), `Деревенская история` (1980), `Бес в ребро` (1991) . С 1974 по 1994 год - актер Театра им. Моссовета. В 1990 году создал Театр-студию фантастики `Луна`, впоследствии преобразованный в Театр Луны, директором и художественным руководителем которого является по настоящее время. Заслуженный артист РСФСР (1986), заслуженный деятель искусств России (1999).

АНАТОЛИЙ ТКАЧЕВ
`Новые Известия`.http://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован