24 августа 2004
87

Сергей Шахрай: Борьба за права налогоплательщиков только начинается

Российский налогоплательщик сегодня вправе иметь полный отчет о расходовании своих средств, считает директор Научно-исследовательского института системного анализа Счетной палаты РФ доктор юридических наук, профессор Сергей Шахрай. По его мнению, в соответствии с нынешним этапом развития демократических процессов в стране и российской правовой доктриной, граждане РФ вправе требовать от парламента, правительства, президента не только уважения своих прав и свобод, но и полного отчета о расходовании своих денег. Не спать спокойно, уплатив налоги в бюджет, как несколько лет подряд их призывают с телеэкрана, а, как и в любой другой стране мира, где граждане с гордостью называют себя налогоплательщиками, контролировать, куда и на что были направлены их средства. То есть на вопрос: `Где деньги, Зин?`, - иметь вполне определенный, четкий ответ.



Эту важную миссию и почетную задачу, отмечает Сергей Шахрай, государство от имени своих граждан возложило на Счетную палату РФ - орган парламента и налогоплательщиков страны. Созданная на основе прямых предписаний Конституции страны она обеспечивает внешний, то есть не зависимый от деятельности исполнительных органов власти, финансовый контроль расходования общественных ресурсов. Пусть не совсем так быстро, как хотелось бы, но неуклонно способствуя становлению гражданского общества, отстаивая права налогоплательщиков цивилизованными, принятыми европейским и мировым сообществами правовыми формами и методами.



За примерами далеко ходить не надо, подчеркивает Шахрай. Наиболее яркие их них - признание в конце апреля сего года Конституционным судом РФ неконституционной отмены действия 14 Статьи закона о Счетной палате, касающейся сферы оперативного контроля расходования средств федерального бюджета, который до этого в течение трех лет подряд запросто приостанавливали законом о бюджета на очередной год. Тем самым, считает Сергей Шахрай, приостанавливая не только конституционные полномочия Счетной палаты, но право граждан участвовать в управлении делами государства, получать информацию по вопросам, затрагивающим их права и свободы. И это при том, что контроль за исполнением федерального бюджета, материальной основы госвласти, согласно отечественной правовой доктрине является одной их важных форм народовластия. Так что вердикт, вынесенный Конституционным судом в этой связи, можно считать большой победой налогоплательщиков в борьбе за свои законные права.



Заметным шагом в этом направлении должны, судя по всему, стать изменения, которые необходимо внести и в закон о Счетной палате. В частности, в порядок формирования СП, поддержанный недавно Госдумой, но не прошедшей верхнею палату парламента. Опыт США, Ирландии, Германии, Чехии, да десятков других стран, вполне весомые свидетельства того, считает Шахрай, что в формировании высшего органа финансового контроля страны должны непременно участвовать обе ветви власти. При таком подходе действует, как известно, `принцип двух ключей`. А именно, депутаты, фракции, комитеты, предлагают президенту кандидатуры на должность руководителя СП и его заместителя. Он отбирает наиболее достойных с его точки зрения и вносит в Федеральное собрание. Депутаты и сенаторы могут согласиться, а могут - не согласиться. Весь фокус этой демократической процедуры, отмечает профессор, заключается в том, что это не может сделать лично президент и не могут сделать лично депутаты. Они должны прийти к согласию, скажем, в вопросах профессионализма, общественной репутации кандидатов на должность руководителя СП и его зама. А уже вновь избранный Председатель Счетной палаты предложит парламенту `двенадцать Цезарей` - всех аудиторов СП: шесть нижней палате и шесть - верхней. Таким образом, будет не только формироваться не политическая, а чисто профессиональная аудиторская команда, но и сам контроль будет наиболее эффективен.



В США, например, кандидатуру Генерального контролера Дэвида Уокера вносил президент. Она опробовалась в Сенате, который и дал согласие на назначение. И это при том, что генконтролер Америки избирается аж на полтора десятка лет, все эти годы, неся высокую ответственность перед обществом, перед налогоплательщиками. Что касается других кандидатур - ревизоров, контролеров - то их назначает сам Генеральный контролер. Такой принцип формирования - важная гарантия независимости и профессионализма этого мощного финансово-контрольного органа Соединенных Штатов.



В Ирландии, по словам Сергея Шахрая, кандидатуры Главного аудитора и Генерального контролера также вносит президент, а утверждает парламент. В этой стране проект, например, закон о бюджете на следующий год, проекты законов, требующих на свое осуществление денег из казны, в обязательном порядке визируется Генеральным контролером.



Так что в данном вопросе мы стоим на верном пути. Нужно только не изобретать велосипед, а использовать тот значительный положительный опыт, накопленный в области финансового контроля многими странами мира. Прежде всего, государствами, подписавшими известную Лимскую декларацию, содержащую международно-признанные принципы организации деятельности высших органов финансового контроля.



Борьба за законные права российских налогоплательщиков только начинается. Определенные шаги в этом направлении мы уже сделали и делаем.

МОСКВА, 9 августа. Обозреватель `ФК-Новости` Александр Сапсай.http://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован