20 января 2005
914

Сергей СТЕПАШИН, председатель Счетной палаты: Спускаться до уровня ревизоров в нарукавниках Счетная палата не будет

"Я посчитал должным дать президенту право выбора по новому закону. Как чиновник и военный человек я считаю свое решение написать заявление об отставке абсолютно корректным и ничего особенного в этом не вижу. Почему это вызвало такую бурную реакцию, не понимаю. Попытки увязать это с моими некими конфликтами с администрацией президента, с докладом СП по итогам приватизации, начинающимся мониторингом закона о монетизации льгот - совершенно беспочвенны", - так в своем рабочем кабинете на Зубовском бульваре Сергей Степашин в эксклюзивном интервью спецкору "Известий" Наталье Ратиани прокомментировал бурные слухи о своей технической, но не фактической отставке с поста председателя СП.

Степашин: Мы с моим замом Семиколенных еще в декабре написали заявления - это нормальная практика. Ничего сверхъестественного в этом нет - я действовал в рамках Конституции и закона. По новому федеральному закону, у истоков которого стоял в том числе и я, глава СП и его заместитель назначаются палатами парламента по представлению президента. Практически все крупные счетные палаты в мире так работают. У нас теперь появилась возможность напрямую работать не только с парламентом, но и с президентом по закону. Причем последние события еще раз доказывают своевременность принятия такого закона. Пора начать привыкать к тому, что законы существуют для того, чтобы их выполнять.

Работу свою и я, и СП продолжаем. Сейчас на повестке дня мониторинг в режиме онлайн закона о монетизации. Подобно тому, что СП проводила по вопросу восстановления Чечни. Кстати, эту проверку по монетизации мы запланировали еще в прошлом году.

известия: Связана ли проверка, которая стартует в пятницу, с тем, что СП еще на стадии принятия жестко критиковала закон? На чем в первую очередь сконцентрируете внимание?

Степашин: Мы не говорим, что наши замечания были не услышаны и поэтому так произошло. На 70% наши замечания были учтены. Но в России в этой сфере еще не было законов прямого действия. У нас были законы о льготах, которые тоже были достаточно лукавыми. На бумаге под их обеспечение было прописано 120 млрд. рублей. А бюджет тратил 17 млрд. Денег не было. Никто ведь об этом сегодня не говорит.

Для нынешней проверки определены восемь регионов, в том числе и мой родной Питер. Контрольное управление президента будет параллельно с нами проверять другие 10 регионов. Взаимный обмен информацией позволит составить реальную картину для принятия оперативных решений. Первые итоги будут обнародованы в конце марта.

Наша цель не поставить под сомнение принятый закон, а найти в нем тонкие места. Некоторые уже очевидны сегодня. Это ситуация с транспортными льготами. Также не были просчитаны разные финансовые возможности региональных бюджетов. Кто-то решил под эту сурдинку немножко сэкономить и свой региональный бюджет. В законе же прописано, что субъект федерации вправе оставить льготы, если он считает это нужным. Но многие решили сослаться на федеральный закон и федеральный центр. А пенсионеры в итоге повыходили на улицы и критикуют не губернаторов, а президента и правительство.

Еще одна важная задача - определить, дошли ли до регионов те деньги, которые им были выделены из федерального бюджета. Для этого подключаем контрольные органы на местах. Легко сейчас валить все на Зурабова, Кудрина, Грефа. Но надо увидеть и то, как на местах сработали не только губернаторы, но и простые чиновники.

Не были Минфином и Минтрудом учтены темпы роста на электроэнергию и тарифы на транспорт. Мы также изучим, почему они вдруг резко подскочили. В этом можно предположить игру транспортников и муниципалитетов.

Следующая болезненная тема - лекарства. По нашей информации, некоторые монополисты на лекарственном рынке стали повышать цены на лекарства. Как с бензином - запасы нефти растут, а бензин дорожает - получиться не должно. Это просто недопустимо. Объявленное повышение пенсий, индексации - все это будет отслеживать Счетная палата.

СП говорила о том, что на покрытие расходов потребуется порядка 50 млрд. рублей. Это так и не было учтено в законе. Сейчас правительство готово выделить до 100 млрд. рублей. Причем на это деньги есть и влезать в Стабфонд не потребуется.

Есть и конкретно виноватые люди, которые будут названы в ходе нашей проверки и проверки контрольного управления президента. Пока всю ответственность на себя взял один человек - и этот человек президент.

известия: Некоторые эксперты связали вашу отставку с нашумевшим докладом СП о приватизации. Это можно расценивать как давление на палату?

Степашин: Никакого давления на палату нет. Что с того, что кому-то хочется помутить воду. Страна у нас пока такая - с переходной экономикой и политикой тоже.

Никто, в том числе из оппонентов, не сказал, что мы что-то придумали. Тем, кто переводит этот вопрос в плоскость политики, отвечу - никакой политики тут нет. Главный первый вывод, который мы сделали, - большая часть проблем по прошедшей приватизации лежит на публичной власти. Закон тогда мало что запрещал, но слишком многое разрешал. На данный момент у более 90% собственников крупных компаний проблем нет. Они платят налоги, и неплохо платят. Та же Магнитка, Новолипецкий комбинат, "Северсталь", Норильский комбинат. Главный второй вывод - еще 70% национального богатства неприватизировано. На очереди недра, земля, железные дороги, электроэнергетика - и поспешности быть не должно. За этим мы будем следить.

Также по закону СП имеет право оценивать эффективность использования госсобственности, и мы уже активно включились в предприватизационную работу. И Госдуме, и правительству можем давать информацию, насколько прозрачно проходят тендеры, проведены оценки РФФИ, занижена или завышена стоимость. Мы это уже делали и по Магнитке, и по "Славнефти", и по "ЛУКОЙЛу", до этого и по ОНАКО.

Доклада, который Госдума заслушает в марте, бояться не стоит. Я рад, что он будет представлен не впопыхах. Все крупные предприниматели, с которыми я встречался, говорят об одном - этот вопрос скорее должен прозвучать, и мы сможем перелистнуть страницу. Кстати, об этом говорил и президент.

известия: Какие главные претензии могут быть у ваших оппонентов к вам, как председателю Счетной палаты?

Степашин: Главное, что я слышу, - "про излишнюю нашу активность" и про то, что "за чем вы везде лезете". Говорят - "занимайтесь бюджетом, а дальше не ваше дело". Если вопрос ставить так, то Счетную палату надо закрывать. Придатком бывшего КРУ Минфина мы не будем. Тем более что мы орган конституционный и действуем на основании установленных международных норм, в частности Лимской декларации. А международное право приоритетнее национального. Спускаться до уровня ревизоров в нарукавниках Счетная палата не будет. Мы сегодня работаем так, как работает сегодня большинство СП в цивилизованных и развитых государствах мира.




Наталья РАТИАНИ
20.01.2005
http://www.finiz.ru/cfin/tmpl-art/id_art-900987
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован