01 июня 1999
1250

Сергей Цуприков: Бизнес российских провайдеров Интернет-услуг

В настоящее время на российском рынке действует несколько сотен организаций, называющих себя Интернет-провайдерами. По виду предоставляемых услуг их можно разделить на следующие категории: ISP (доступ к Интернет), OSP (доступ к определенным онлайновым службам) и CSP (информационное наполнение). Развитие Интернет в России, как и в мире в целом, показывает, что на практике такое разделение весьма условно. По мере становления рынка каждый ISP начинает с предоставления дискового пространства контент-провайдерам, а впоследствии как правило и сам начинают создавать собственные подразделения, занимающиеся информационным наполнением их вэб-узлов.

 

 

В качестве характерных примеров можно привести таких крупных ISP как `Демос`, `Гласнет`, `Зенон Н.С.П.` и другие. В то же время, крупнейшие контент-провайдеры постепенно начинают предоставлять клиентам доступ к Интернет через собственные ресурсы. К ним можно отнести компании `Гарант` (правовая информация), `Финмаркет`, `Росбизнесконсалтинг`, агентство `AK&M` (биржевая, фондовая информация) и другие.


Рынок ISP (Internet service provider) 

До 1998 года существовавшая классификация провайдеров на первичных (имеющих собственные каналы) и вторичных (арендующих их у первичных провайдеров) в целом отвечала положению компаний на рынке телекоммуникационных услуг. К первичным провайдерам относились `Совам Телепорт`, `Релком`, `Демос` и `Роснет`, а к началу 1998 года в этот список вышла компания `Гласнет`.

Однако в течение 1998-99 гг ситуация начала меняться. Наиболее крупные из вторичных Интернет-провайдеров начали активно подключаться к международным каналам связи. Не разрывая отношений с крупнейшими владельцами телекоммуникационных каналов, компании `Зенон Н.С.П.`, `Ситилайн`, `Ситек`, `ПТТ-Телепорт Москва`, `МТУ-Информ`, `Элвис-Телеком` и некоторые другие получили собственный выход на международные коммутационные центры. Взаимоотношения провайдеров с канальными операторами регулируются двусторонними и многосторонними договорами аренды каналов. В качестве примера можно привести компанию `Зенон Н.С.П.` Суммарная емкость каналов, соединяющих сеть Zenon/Internet с зарубежными сетями, на данный момент составляет 7МБит/с.

Наращивание емкости каналов производится провайдерами по мере необходимости (из-за роста трафика) посредством аренды новых каналов (спутниковых или наземных волоконно-оптических) и прокладкой собственнного волоконно-оптического кабеля до М9-IX – Московской точки обмена IP-трафика с последующим заключением пиринговых соглашений. Всего к настоящему времени в России имеется три такие точки – в Москве, Санкт-Петербурге и Самаре. 

Исходя из количества клиентов, имеющих коммутируемое (dial-up) соединение, всех провайдеров можно условно разделить на крупных (более 10 тыс.), средних (5-10 тыс.) и малых (менее 1 тыс.). Согласно оценкам РОЦИТ, доходы от деятельности всех категорий провайдеров по результатам 1998 г. можно оценить так, как показано в табл.1: 

Таблица 1. Доходы провайдеров за 1998г.

 Доходы провайдеров (млн долл)
Крупные5-7
Средние1-3
Малые0,1-0,3

Для анализа клиентской базы ISP, целесообразно разделить всех их клиентов на следующие категории:

· по юридическому статусу – физические лица (частные пользователи) и юридические лица (организации, предприятия);

· по способу подключения – по выделенному каналу и по коммутируемому соединению (dial-up).

 Также будут использованы допущения:

· в качестве корпоративных будут рассматриваться только клиенты, имеющие подключение по выделенному каналу. Такой подход исключает из состава корпоративных клиентов организации, которые по формальным признакам (количество работников, филиалов, объем телекоммуникационного трафика, расходы на связь и т.д.) могли бы быть отнесены к корпоративным клиентам, но реально получают услуги и работают в Интернете как обычные пользователи, имеющие dial-up подключение;

· в составе корпоративного клиента может входить любое количество пользователей Интернета;

· в состав одного dial-up клиента входит один пользователь Интернета (т.е. количество dial-up пользователей равно количеству dial-up клиентов ISP). 

Для решения задачи оценки объема рынка корпоративных и dial-up пользователей можно использовать следующую методику:

· оценить доли корпоративных и dial-up клиентов в общем числе клиентов ISP

· оценить количество пользователей Интернета, входящих в состав корпоративных и dial-up пользователей. Используя допущение (количество dial-up пользователей равно количеству dial-up клиентов), определить количество dial-up клиентов компаний ISP;

· по имеющимся оценкам количества dial-up клиентов и их доли в общем количестве клиентов, можно оценить количество корпоративных клиентов. 

Среди провайдеров Интернета можно, с некоторыми оговорками, выделить следующие три категории:

· провайдеры, работающие со всеми категориями клиентов;

· провайдеры, работающие только с корпоративными клиентами;

· провайдеры, работающие с клиентами только по коммутируемым линиям.

Ниже приведены данные по некоторым компаниям – наиболее характерным представителям указанных категорий. Данные по компаниям `МТУ-Информ`, `Совам-Телепорт` и `Макомнет` получены по результатам анкетирования, проведенного `Московской информационной сетью` в феврале 1999 года. 

Компания `МТУ-Информ` – один из крупнейших московских телекоммуникационных операторов и владелец мощной городской волоконно-оптической сети. Приступила к предоставлению услуг Интернет в 1998 г. Количество зарегистрированных клиентов на начало 1999 года – около 35 тыс., из них `активных` пользователей – до 20 тыс. (все имеют только dial-up подключение), из них 98% - физические (частные) лица, 2% - юридические лица (организации). В настоящее время до 10% всех московских пользователей Интернета с dial-up подключением являются клиентами этой компании.

Компания `Макомнет` предоставляет услуги Интернета только корпоративным клиентам и только по выделенным линиям. Компания `Совам-Телепорт` предоставляет услуги физическим и юридическим лицам. Среди клиентов компании, имеющих подключение dial-up, доля физических лиц составляет около 30%, юридических лиц (организаций) – 70%. Только около 500 клиентов - организаций являются корпоративными (с числом пользователей от 5 до 200) имеют подключение по выделенному каналу. Таким образом, доля корпоративных клиентов компании не превосходит 5-7% от числа клиентов – юридических лиц (организаций) или 3,6-4,2% от всех клиентов. 

В соответствии с перечисленными факторами, участников рынка ISP в настоящее время можно классифицировать по следующим критериям:

· по количеству клиентов и объемам предоставляемых услуг на крупных, средних и прочих (см. раздел 4.1);

· по территориальной распределенности сети и охвату территорий на региональных (межрегиональных) и локальных (местных). 

Таблица  27. Оценка распределения доходов ISP

 Количество клиентов более (тыс)Всего ISPДоходы ISP в млн. долл. в годСумма доходов, млн. долл. в год% общих доходов
 Крупные (региональные)>1095-745-60 34%
 Средние (локальные)5371-370 46%
 Прочие<11070,1-0,310-30 20%
Всего работающих ISP 152 160100%

Всего к средине 1998 года было выдано 350 лицензий Госкомсвязи на предоставление услуг передачи данных и телематических служб. Число реально работающих компаний на начало 1999г. достигло 150, что составляет 45% от общего числа получивших вышеупомянутые лицензии. В целом, анализ деятельности компаний, предоставляющих доступ в Интернет, показывает, что основная масса небольших фирм, специализирующаяся на построении локальных сетей, предлагает своим клиентам и подключение к Сети. Как правило, лицензий на предоставление услуг телематических служб и передачи данных, необходимых для Интернет-провайдинга, такие компании не имеют, а услуга предоставляется от имени локального или регионального провайдера. Хотя таких фирм достаточно много, в категорию Интернет-провайдеров они не включены.
Крупные (региональные/межрегиональные) провайдеры основную долю прибыли получает от предоставления в аренду своих канальных мощностей и привлечения dial-up пользователей за счет создания распределенной сети точек присутствия и представительств в регионах. К ним относятся около 10 организпций. По данным РОЦИТ, распределение рынка между ними выглядит следующим образом:

 Таблица 2. Распределение рынка передачи данных между крупнейшими провайдерами (%)

 

 Глобал ОдинДемосРелкомРоснетСовам ТелепортПрочие
1996г.42,76,59,24,620,916,1
1997г.375,57,23,919,427,1


 Из приведенных диаграмм видно, что в течение 1997 года лидеры московского рынка IP услуг в целом сохранили свои позиции, но суммарная доля `прочих` компаний возросла. Произошло некоторое перераспределение доли пяти ведущих компаний (в основном за счет снижения доли компании `Глобал Один`).

Средние (локальные) провайдеры получают основную часть прибыли от индивидуальных пользователей Интернета. Только в Москве к ним относятся более 40 компаний (из наиболее известных можно упомянуть `Ситилайн` и `Гласнет`). В Санкт-Петербурге насчитывается около 20 подобных провайдеров (из наиболее известных можно упомянуть `Невалинк` и `Петерлинк`.

 По экспертным оценкам, клиентская база различных категорий провайдеров распределена примерно следующим образом: 

Таблица 3. Распределение рынка между различными категориями провайдеров по клиентской базе

Доля в клиентской базе (%)Крупные региональныеСредние локальныеПрочие провайдеры
Частных лиц608095
Организаций35185
Крупных корпоративных клиентов520

По усредненным сведениям, полученным РОЦИТ путем анкетирования различных провайдеров в июле-августе 1998 года, картина распределения доходов складывается следующим образом:

 Таблица 4. Распределение рынка между различными категориями ISP по доходам

Доходы провайдеров отКрупные региональные Средние локальныеМалые провайдеры
Частных лиц, %506090
Организаций, %252010
Крупных корпоративных клиентов, %25200

Приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что основная борьба идет за частного клиента. Наибольший доход провайдеры получают именно от этой категории пользователей.

Нужно отметить, что к категории `Прочие провайдеры` данного исследовании РОЦИТ отнесены небольшие местные компании, предлагающие клиентам создание локальных сетей малых предприятий, посреднические услуги по подключению к Интернету через локальных или региональных провайдеров, разработку дизайна и размещения вэб-страничек на их серверах. Как правило, лицензий Госкомсвязи они не имеют, а предоставление услуг осуществляют на основании агентских договоров с более крупными провайдерами. Эта категория провайдеров получает основную часть прибыли от индивидуальных пользователей и небольших фирм предоставляя более широкий спектр услуг своим клиентам. По мере развития такие компании перерастают в системных интеграторов и стремятся попасть в категорию вторичных провайдеров за счет аренды канальной емкости и развертывания собственных вэб-серверов.

В целом, доли доходов провайдерских компаний в Москве, по данным анкетирования ISP, проведенным РОЦИТ и включенным в отчет `Услуги Интернет в России – 99`, составляются от предоставления следующих видов услуг:

Таблица  5. Структура доходов провайдеров от видов деятельности

Вид деятельности средних и малых провайдеровДоходы по видам деятельности, %
коммутируемый доступ65
выделенные каналы25
вэб-хостинг5
дополнительных услуги (создание вэб-узлов и пр.)5
информационных услуги5
Рынок OSP (Online service provider)

 К категории типичных услуг OSP можно отнести:

· доступ к коммерческой биржевой информации в реальном масштабе времени;

· IP-телефония;

· мультимедийные услуги (аудио, видеотрансляции в Интернет);

· электронная коммерция;

· игры и развлечения в реальном масштабе времени;

· тематические конференции в реальном масштабе времени типа chat;

· серверы с использованием технологий виртуальной реальности и трехмерных миров

 По мнению экспертов, основанном на опросах провайдеров и сведениям из печати, на рынке пока не сформировался устойчивый платежеспособный спрос на такого рода услуги (возможно, за исключением IP-телефонии). Те участники рынка, которые предоставляют их получают оснобную долю прибыли от привлечения рекламы за счет высокой посещаемости их вэб-узлов.

 Практически все крупнейшие провайдеры предоставляют клиентам услуги доступа к базам данных Reuters, Bloomberg, Московской Фондовой Биржи, S.W.I.F.T., European Payment Systems, международных сетей бронирования авиабилетов SITA и др. Клиентской базой этого вида услуг являются кредитные, банковские, инвестиционные структуры – наиболее платежеспособные организации по состоянию на август 1998 года.

 В 1998 году РОЦИТ проводил исследования спроса на телекоммуникационные услуги путем анкетирования крупнейших телекоммуникационных операторов Москвы. В таблице 35 приведены доли основных потребителей телекоммуникационных услуг в Москве и России в процентах за 1996-1997 гг.

 

Таблица 6. Доли основных потребителей телекоммуникационных услуг в Москве и России за 1996-1997 гг., %

 МоскваРоссия
Международные компании229
Операторы*2025
Финансовые институты17,522,5
Зарубежные представительства153
Гостиницы87,6
Административный сектор68
Российские коммерческие структуры5,518
Государственные организации43,3
Другие23,6


*
В состав категории `операторы` входят компании-операторы связи (основную часть составляют компании сотовой связи)

 

Анализ спроса на телекоммуникационные услуги в Москве показывает, что финансовые структуры являются вторым по величине их потребителем после иностранных представительств.
Мультимедийные услуги типа кабельного телевидения и радио

Мультимедийные услуги можно также отнести к категории онлайновых услуг. В Москве в стадии проектирования и испытаний находится сразу три проекта создания интегрированных сетей широкополосных мультимедийных служб. Это проекты создания сетей на основе кабельного и сотового телевидения, способных предоставлять конечному пользователю весь комплекс телекоммуникационных услуг: телефония, до 50 цифровых телевизионных каналов, 40 цифровых каналов Hi-Fi радиовещания, доступ в Интернет, видео по заказу. Ожидаемая динамика прироста вводимой абонентской емкости подобных сетей доступа в Москве, по оценкам Фонда `Общественное мнение`, проведенным в 1998 году, показана в таблице 7.

 Таблица 7. Оценка прироста абонентской емкости сетей мультимедийных служб

ГодКоличество абонентов, тыс.
1998180
1999540
2000840
2001840
2002600

С точки зрения оценки перспективности использования интегрированных сетей широкополосных сетей мультимедийных служб для предоставления услуг Интернета, представляет интерес структура спроса на виды телекоммуникационных услуг населения Москвы, отображенная в таблице 8 (по данным Фонда `Общественное мнение`, 1998 год). В таблице жирным шрифтом выделены услуги, связанные с доступом в Интернет.

 

Таблица 8. Структура спроса на виды телекоммуникационных услуг населения Москвы в 1998 году

Вид услугиИз всех опрошенных
Дополнительный пакет - 15-25 зарубежных телеканалов (новости, спорт, музыка, бизнес, фильмы и т.д.29 %
Основной пакет телеканалов - все общедоступные эфирные каналы, а также кабельные каналы27 %
Доступ к Интернету17 %
Индивидуальный выбор и заказ по телефону нужной видеозаписи на нужное время15 %
Дистанционное обучение для детей и взрослых14 %
Телефонная и видеосвязь13 %
Цифровое телевидение, возможность принимать нескольких сотен каналов11 %
Доступ к собранию видеоигр, возможность коллективных игр11 %
Охранная и противопожарная сигнализация12 %
Дополнительный пакет из нескольких сотен специализированных музыкальных стереофонических радиопрограмм (джаз, классическая музыка и т.д.)10 %
Электронная почта, передача факсов9 %
Основной пакет из 40 радиостанций, вещающих в диапазоне УКВ и FM8 %
Выбор и заказ товаров по видеокаталогам6 %
Доступ к системам рекламной и другой информации о товарах и услугах6 %

Таким образом, наибольший спрос у населения ожидается на основные услуги кабельного телевидения и доступ к Интернет.

Состояние, ход реализации и перспективы создания в Москве и Московской области широкополосных сетей является предметом отдельного исследования.


Рынок CSP (content service provider)

Термином CSP (content service provider) в данной статье будем называть организации, специализирующие на поставке специализированной информации для пользователей Интернет. При этом информация может быть самого различного характера – от информационных и рекламных сообщений до биржевых сводок, баз данных и мультимедиа.

 

Участников рынка CSP можно классифицировать следующим образом:

· узкоспециализированные (вэб-узлы виртуальных знакомств);

· широкопрофильные (порталы типа www.infoart.ru);

· электронные СМИ;

· коммерческие базы данных. 

Доля рынка этих провайдеров информационных услуг (кроме коммерческих баз данных) может быть оценена по их популярности в ежедневных рейтингах. Основную прибыль они по-прежнему получают от рекламы, привлеченнойна свои вэб-узлы. 

По мнению агентства маркетинговых исследований Gallup Media, наиболее выделяющимися на рынке информационных услуг являются нижеследующие информационные ресурсы (по ним ресурсам оно намерено проводить опросы общественного мнения): 

Поисковые системы, каталоги:

· Апорт;

· Ау!;

· Созвездие Интернет;

· Яндекс;

· List.Ru;

· Rambler;

· Russia on the Net;

· Web List;

 

Сайты:

· Анекдоты из России;

· Городской кот;

· Инфоарт;

· Росбизнесконсалтинг;

· Россия-он-лайн;

· Спорт сегодня;

· Чертовы Кулички;

· Chat.ru;

· Cityline;

· Da.ru;

· Glasnet;

· Music.ru;

· Price.ru;

· Weekend. 

По данным РОЦИТ (www.rocit.ru), всего в России создано более 26 тысяч самостоятельных информационных ресурсов Интернет (вэб-узлов, тематических страниц, серверов). При этом демонстрируются темы роста свыше 200% ежегодно. Подавляющее большинство (более 80%) создается за счет внутренних ресурсов владельца. Всего в российском секторе Интернет размещено не менее 500 Гбайт информации на русском языке.


Оценки ежегодного оборота разных категорий услуг Интернет 

Коммерческие вэб-сайты, как правило, ориентированы на продвижение услуг и товаров конкретной фирмы-заказчика. В то же время, созданы и успешно эксплуатируются справочники и путеводители по городам и странам, существуют обширные архивы бесплатного и условно-бесплатного программного обеспечения, информационные архивы, включая электронные библиотеки. В академических кругах создано заметное количество ресурсов, посвященных результатам научных исследований. Успешно развиваются российские поисковые машины: Апорт! (http://www.aport.ru/), Яндекс (http://www.yandex.ru/) и каталоги ресурсов Интернета:"Ау!" (http://www.au.ru/), "1000 звезд" (http://www.stars.ru/) и другие. При этом, поисковые машины адекватно учитывают морфологию русского языка. Каталоги русскоязычной Сети, как правило, предлагают посетителям расширенные услуги, позволяющие получать дополнительную информацию о содержании, популярности, доступности и других характеристиках информационных ресурсов. Оценка оборота коммерческих услуг бесплатного доступа к информации – до 6 млн. долларов.


Предоставление платного доступа к информационным ресурсам сдерживается сравнительно малым количеством пользователей Интернета в стране. Для реализации услуг, как правило, используется механизм подписки – публикации, реже – оплата времени работы или объема полученных данных. Наиболее популярны:

· деловая информация (ФинМаркет (http://www.finmarket.ru/);

· РБК (http://www.rbc.ru/), МФД (http://www.mfd.ru/);

· Агентство консультаций и деловой информации (http://www.akdi.ru/) и пр.);

· предоставление интегрированных данных (ИКС `Мир` (http://www.icsmir.ru/);

· ИнтегрумТехно (http://www.integrum.ru/) и пр.);

· брачные агентства;

· службы знакомств.

Оценка годового объема услуг платного доступа – до 5 млн. долл. в год. 

Основная цель рекламы в Интернете – увеличение количества посещений заданного ресурса (вэб-сайта). Как правило, используется механизм интерактивных рекламных объявлений - баннеров. Действуют рекламные пулы, например: Гласнет (http://www.glasnet.ru/), или альянс Демос, ИнфоАрт и Совам-Телепорт (http://www.banner.ru/) и др. Вэб-сайты пула, в большинстве случаев, формируются на основе единого подхода к читательской аудитории, например, в них не включаются "экстремальные" вэб-ресурсы. Успешно растут рекламные сети: Интерреклама (http://www.interreklama.ru/), Реклама.Ру (http://www.reklama.ru/), Russian Link Exchange (http://www.linkexchange.ru/) и другие. Механизм рекламной сети позволяет размещать баннерную рекламу на любом вэб-сайте, сотрудничающем с владельцами данной сети. Оценка оборота рекламных услуг - до 500 тыс. долл. в год.

 

Таблица 9. Оценка оборота CSP в 1998 году

Категории информационных услугОборот (тыс. долл. в год)
Предоставление бесплатного доступа к информационным ресурсам6000
Предоставление платного доступа к информационным ресурсам5000
Изготовление и размещение рекламы500


 members.tripod.com

"Технологии и средства связи", N6, 1999.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован