08 апреля 2009
10142

Шабунин Иван Петрович (Волгоградская область: 1991-1996)

Назначен главой администрации Волгоградской области в сентябре 1991 г. Считался "крепким хозяйственником", временно выбывшим из политической элиты в конце 80-х гг. после конфликта с первым секретарем обкома КПСС В.Калашниковым. Летом 1992 г. демократические организации региона и представитель Президента Е.Кузнецов направили президенту России письмо с требованием отставки Шабунина. Однако облсовет вступился за Шабунина, предложив снять с должности Кузнецова. На IХ съезде народных депутатов РФ голосовал за восстановление статьи об импичменте президенту, за отмену референдума 25 апреля. В 1993 г. наметился серьезный конфликт между Шабуниным и Царицынским округом донских казаков по вопросу казачьей автономии. Шабунин выступал категорически против автономии в рамках Волгоградской области, поддерживал лишь культурные и экономические проекты казачьего движения. Критиковал политику "заигрывания с казачеством" руководства России. В октябре 1993 г. сдержанно высказался в поддержку действий Президента по отношению к Верховному Совету, заявив, что будет выполнять решения Правительства Виктора Черномырдина. В декабре 1993 г. избран депутатом Совета Федерации РФ (56 % голосов). Не был сторонником радикальных экономических реформ в стране. "...его знания никому по большому счёту не были нужны. Поэтому в начале лета 92-го года, когда ему предложили возглавить Минсельхоз, он однозначно ответил - нет. Потому что видел - любые потуги, которые он бы предпринял, не были бы поддержаны тогдашними реформаторами. Я присутствовал на одной беседе Шабунина с Гайдаром. Он ему вдохновенно и долго рассказывал про жизнь в селе, а Гайдар смотрел в окно - ему это неинтересно. Шабунин потом так переживал, болел два дня: его не слушали и не слышали! Он понял, что в той ситуации ничего нельзя сделать, потому что ответ "реформаторов" был простой: если у нас неурожай - привезём хлеб и мясо из-за границы. Тогда и "ножки Буша" появились... А какие он планёрки проводил с главами районов: на любимом примере "про тетю Маню с хутора" объяснял, как привезти ей сено и корма, потом цыплят или поросят. Она, мол, десять нам вырастит, а один-два себе бесплатно оставит. Простых людей принимал регулярно и без записи до поздней ночи. Считал, что если к нему обратились, он обязан помочь. Набирал телефон замов и просил разобраться по справедливости. А у самого была только служебная машина. Официально заявляю, что в ТЕ годы, когда мы работали с Иваном Петровичем, ни у кого из его замов и руководителей комитетов не возник свой бизнес или завод. И это заслуга Шабунина: он наказывал ни к чему пальцем не притрагиваться и зорко за этим следил. Говорил: "Для нас главное - имя. Не для того реформы проводим, чтобы верхушка наживалась". (Из интервью А.Кращенко, АиФ-Поволжье, 09.2006) Выборы в областную Думу в целом нормально отразились на политической ситуации, спикером был избран сторонник Шабунина Л.Семердей. Однако к концу 1994 г. отношения законодательной и исполнительной власти осложнились. За годы работы в должности губернатора успешно развивал нефтедобычу в Волгоградской области, обеспечивал заказами оборонные заводы, большое внимание уделял строительству жилья, больниц, школ. С именем Шабунина связан расцвет волгоградского спорта, победы на Олимпийских играх и чемпионатах мира, подъем футбольной команды "Ротор" и других спортивных команд.

В декабре 1996 г. вопреки желанию администрации Президента России принял участие в первых губернаторских выборах. Шабунину в обмен на отказ от участия предлагали пост посла в Нидерландах, но он отказался. Незадолго до выборов с Шабуниным встречался заместитель руководителя Администрации Президента РФ А.Казаков, который потребовал от него не принимать участия в выборах, на которых Кремль сделал ставку на мэра Волгограда Ю.Чехова. В первом туре набрал 33 % и вышел во второй, где проиграл кандидату от КПРФ Н.Максюте со счетом 44,2 против 51 %. "Утвердившись в решении отказаться от добровольно-принудительного ухода со своего поста под давлением администрации Президента, глава администрации области И.П.Шабунин продолжил усилия по расширению базы собственной поддержки в регионе, поставив предвыборную тематику во главу угла на состоявшемся 11 сентября заседании областного совета директоров. Место его проведения может рассматриваться как избранное в том числе из символических соображений, поскольку проходило оно на территории крупнейшего оборонного ПО "Баррикады", которое на протяжении 1995 года находилось в крайне тяжелом экономическом положении, осложненном сменой руководства вследствие осуждения директора и ряда его ближайших помощников за тривиальное взяточничество. И оказанная в этих условиях областной администрацией и лично Шабуниным серьезная материальная и организационная поддержка, включавшая прямое лоббирование в интересах ПО "Баррикады" в столичных коридорах власти, способствовала преодолению кризисных явлений... Таким образом, глава администрации области имел достаточно оснований апеллировать к директорскому корпусу в расчете на поддержку своего решения не уходить в отставку под давлением президентской администрации, руководимой к тому же А.Б.Чубайсом, относительно симпатий к которому со стороны промышленного генералитета нет никакого смысла обольщаться. Ожидаемая Шабуниным на этом фоне поддержка была получена и носила характер практически единодушного мнения всех собравшихся, решивших, что "пусть Шабунин работает на своем месте, а Ю.Чехов (мэр Волгограда) - на своем...". (С.Гуцакис). Перед вторым туром Администрация Президента поддержала Шабунина, однако это не помогло ему стать избранным губернатором. "В то же время ограниченность срока между турами голосования имела значительные негативные последствия и для команды, и для кампании самого губернатора. Прежде всего, к такому повороту событий абсолютно не успевало приспособиться агитационно-пропагандистское обеспечение избирательной кампании, что выразилось в резком уменьшении количества такого рода материалов в близких И.Шабунину СМИ даже в Волгограде в межвыборную неделю, не говоря уж о сельских газетах. Резко пострадало качество публикаций и телесюжетов, ибо дефицит времени не позволил подготовить новые образцы на основе модернизированной концепции, да и времени на эту процедуру не было. Практически в основном использовались наработки прежнего периода. Личная оценка И.Шабуниным итогов первого тура выборов также была во многом неясной, что свидетельствовало скорее об отсутствии адекватного восприятия ситуации. Ибо данная им - без проведения со стороны губернатора развернутой пресс-конференции, - характеристика своего оппонента как уважаемого "директора-производственника", ведущего теперь "активный поиск себя в политике", а также заявления о том, что у Н.Максюты "неплохие перспективы" и "мы обязаны учитывать... интересы тех избирателей, которые стоят за Николаем Кирилловичем" были чем угодно, кроме принципиальной оценки результатов выборов и нацеленности на победу". (С.Гуцакис). "Данные результаты нельзя не рассматривать как тяжелую неудачу не только И.Шабунина - политика, проигравшего выборы, но как поражение человеческое, ибо именно сельское хозяйство и интересы жителей села всегда были приоритетными для бывшего главы администрации области. Именно этот тяжелый для себя вывод, подводя итоги своей избирательной кампании, был вынужден сделать И.Шабунин: "Мне очень горько, что именно селяне в большинстве своем отказали мне в доверии. Я всю жизнь, как мог, старался облегчить их положение"... Утром 30 декабря здание областной администрации, обычно наполненное шумом и посетителями, напоминала своим безлюдьем и тишиной заброшенную Зону из фильма Тарковского. Иван Петрович Шабунин, всегда приходивший на работу не позже 8 часов утра, прибыл около 10 часов. На всех пролетах лестницы, ведущей к расположенному на 3-м этаже кабинету главы администрации, он не встретил ни одного человека". (С.Гуцакис)

Глава администрации Волгоградской области (1991-1996); родился 9 октября 1935 г. в г. Новоаннинском Волгоградской области; окончил Волгоградский сельскохозяйственный институт, кандидат экономических наук; был на партийной и хозяйственной работе; работал зоотехником-селекционером в совхозе "Реконструкция", в колхозе им. А.А.Жданова Новоаннинского района Волгоградской области; 1962-1963 - начальник планово-экономического отдела Урюпинского районного производственного сельскохозяйственного управления, заведующий сектором экономики сельскохозяйственного отдела Волгоградского обкома КПСС; 1963-1971 - начальник планово-экономического отдела Волгоградского областного управления сельского хозяйства; 1971-1972 - заместитель директора Волжского научно-исследовательского института орошаемого земледелия; 1972-1975 - начальник производственного объединения совхозов; 1975-1985 - первый заместитель председателя Волгоградского облисполкома; 1985-1987 - председатель областной плановой комиссии; 1987-1989 - директор информационно-вычислительного центра областного агропромышленного комитета; с 1989 г. - директор Волгоградского областного государственно-кооперативного агропромышленного объединения; 1990-1993 - народный депутат РФ, был членом Комитета Верховного Совета РСФСР по вопросам экономической реформы и собственности; в апреле 1990 г. был избран председателем Волгоградского облисполкома; 4 сентября 1991 г. назначен главой администрации Волгоградской области; 12 декабря 1993 г. был избран депутатом Совета Федерации, являлся членом Комитета по делам Содружества Независимых Государств; в 1996 г. по должности входил в Совет Федерации Федерального Собрания РФ второго созыва, был членом Комитета по аграрной политике; 2003-2006 - советник мэра г. Волгограда Евгения Ищенко; награжден орденами и медалями; скончался 20 сентября 2006 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован