07 мая 2009
10063

Шарков Ф.И., Леденева В.Ю.: Выставочный маркетинг

Дисциплина "выставочный маркетинг" предназначена для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Реклама" (специализация "Выставочное дело и реклама").

Цель данного курса - рассмотреть основные элементы маркетинга, маркетинговые подходы к управлению рыночной деятельности через призму выставочной деятельности. Сформировать у студентов представление об использовании выставочного маркетинга как наиболее эффективного способа маркетинговой среды. Рассмотреть взаимосвязи между продавцами и покупателями, влияние выставочной деятельности на развитие рыночных отношений, получить практические навыки в некоторых сферах маркетинговой деятельности.

Задачи курса:

1.    Понять концепции управления маркетингом.

2.    Уметь разбираться в направлениях выставочного маркетинга.

3.    Познакомиться с работой стендистов и основными требованиями, предъявляемыми к ним.

4.    Уметь проводить сегментацию рынка, определять потенциальных потребителей в ходе выставочной деятельности.

5.    Рассмотреть выставочную деятельность как инструмент маркетинга.

6.    Охарактеризовать участников выставочной деятельности, основные этапы их деятельности.

7.    Сформировать практические навыки использования маркетинговых исследований в выставочной деятельности.

В ходе, прочитанного курса студенты должны владеть практическими навыками, используемыми во время семинарских занятий, выполнять все требования поставленных в курсе задач.

При проведении семинарских занятий используются активные формы: дискуссии, деловые и ролевые игры, разбор ситуации (Case-study), разработка маркетинговой концепции и другие.    

Практикуются выступления студентов с рефератами и докладами по наиболее важным проблемам.

 

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ

2.1. Учебно-методический план для студентов по специальности 032400.65  – реклама (очная форма обучения)

 

Наименование разделов и тем      Всего часовучебных занятийВ том числе аудит. учебных занятийИз них по видам учебных занятий
ЛекцииСеминары Самостоят. Работа
Тема 1. Становление и развитие выставочно-ярмарочных услуг в мире.422 2
Тема 2. Основные аспекты маркетинга.  622 4
Тема 3. Выставка в комплексе инструментов маркетинга. 844 4
Тема 4. Способы осуществлений целей продаж на выставках. 64  2 2
Тема 5. Маркетинговые коммуникации: определение, элементы, функции. 842 4
Тема 6. Директ–маркетинг. 622 4
Тема 7. Основные элементы рынка выставочно-ярмарочных услуг. 106244
Тема 8. Особенности работы на стенде. 622 4
Тема 9. Роль и место связей с общественностью в выставочной деятельности.  86  242
Тема 10. Выставочный стенд: способы  привлечения внимания.622 4
Тема 11. Потребительские рынки и покупательское поведение.106244
Тема 12. Ценообразование: задачи и стратегии.622 4
Тема 13. Сегментирование рынка..62244
Тема 14. Маркетинговые исследования.422 2
Тема 15. Концепция  развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации.622 4
Зачёт по дисциплине     
Всего по дисциплине100 48 321652

  

 

2.2. Учебно-методический план для студентов по специальности 032400.65  – реклама (заочная форма обучения)

 

Наименование разделов и тем      Всего часовучебных занятийВ том числе аудит. учебных занятийИз них по видам учебных занятий
ЛекцииСеминары Самостоят. Работа
Тема 1. Становление и развитие выставочно-ярмарочных услуг в мире.422 2
Тема 2. Основные аспекты маркетинга.  4   4
Тема 3. Выставка в комплексе инструментов маркетинга. 622 4
Тема 4. Способы осуществлений целей продаж на выставках. 42  2 2
Тема 5. Маркетинговые коммуникации: определение, элементы, функции. 622 4
Тема 6. Директ–маркетинг. 4   4
Тема 7. Основные элементы рынка выставочно-ярмарочных услуг. 62 24
Тема 8. Особенности работы на стенде. 622 4
Тема 9. Роль и место связей с общественностью в выставочной деятельности.  42  2 2
Тема 10. Выставочный стенд: способы  привлечения внимания.622 4
Тема 11. Потребительские рынки и покупательское поведение.62 24
Тема 12. Ценообразование: задачи и стратегии.622 4
Тема 13. Сегментирование рынка..4   4
Тема 14. Маркетинговые исследования.2   2
Тема 15. Концепция  развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации.4   4
Зачёт по дисциплине     
Всего по дисциплине100 20 16460

 

 

Программа курса

Тема 1. Становление и развитие выставочно-ярмарочных услуг в мире.

История появления выставочной деятельности. Первые промышленные выставки. Развитие выставочной деятельности в России. Терминология и классификация выставочно-ярмарочной деятельности.

 

Тема 2. Основные аспекты маркетинга.  Рынок и его роль в хозяйственном механизме общества.Понятие маркетинга. Сущность основных категорий. Маркетинг, его концепции и структура. Концепции управления маркетингом.

Тема 3. Выставка в комплексе инструментов маркетинга. Маркетинговый комплекс (4 P)  поддающиеся контролю маркетинговые инструменты. Функции выставочного маркетинга. Основные формы воздействия на потенциальных покупателей. Выставочная деятельность как неотъемлемая часть маркетинговой политики организаций. Участие в выставке в комплексе маркетинга. Выставка среди инструментов маркетинга.

 

Тема 4. Способы осуществлений целей продаж на выставках. Определение целей участия в выставке. Комплекс целей участия в выставке. Соответствие целей участников выставки с целями посетителей-специалистов.

 

Тема 5. Маркетинговые коммуникации: определение, элементы, функции. Система маркетинговые коммуникаций как элемент комплекса маркетинга. Процесс передачи информации в  системе маркетинговых коммуникаций. Основные факторы эффективной коммуникации. Этапы работы создания действенной системы коммуникаций. Коммуникационная модель функций.

 

Тема 6. Директ–маркетинг. Основные понятия. Рост и преимущества прямого маркетинга. Формы прямого маркетинга. Схема продаж и основные элементы схемы. Общественное мнение и этические вопросы, связанные с применением прямого маркетинга. Формы участие в выставке.

 

Тема 7. Основные элементы рынка выставочно-ярмарочных услуг. Организационный, экономический и информационный аспекты выставочной деятельности. Планирование выставки. Выбор экспонатов. Значение выставочного стенда. Экономический анализ рисков выставочного участия. Информационная политика фирмы в ходе ее участия в выставке.

 

Тема 8. Особенности работы на стенде. Подготовка стендистов к работе на выставке. Основные требования к стендисту. Организационно-подготовительная и техническая работа стендистов. Взаимодействие стендистов с организаторами выставки. Способы демонстрации экспонатов. Как определить тип посетителя. Типы посетителей и стратегии работы с каждым их них.

 

Тема 9. Роль и место связей с общественностью в выставочной деятельности.  Формы  PR-деятельности фирмы. Основные  принципы и направления  PR деятельности. Презентационные материалы в паблисити организации. Особенности межличностного взаимодействия фирмы и аудитории.

 

Тема 10. Выставочный стенд: способы  привлечения внимания. Возможности упрочения репутации фирмы в ходе ее участия  в выставке. Выставочный стенд и пути привлечения к нему внимания. Виды стендов. Рекламная продукция на выставке. Коммуникационные проблемы, возникающие в ходе взаимодействия стендистов и посетителей.

 

Тема 11. Потребительские рынки и покупательское поведение. Модели покупательского поведения. Личностные характеристики, влияющие на покупательское поведение. Процесс принятия решения о покупке. Рынки организованных потребителей и поведение компаний-покупателей.

 

Тема 12. Ценообразование: задачи и стратегии. Факторы, влияющие на ценообразование. Внутренние и внешние факторы влияния. Основные подходы к ценообразованию. Установление цен на новые товары. Ценообразование на рынках товарной номенклатуры. Корректировка цен. Государственная политика ценообразования.

 

Тема 13. Сегментирование рынка.  Уровни сегментирования рынка, сегментирование потребительского рынка, эффективность сегментирования. Оценка и выбор целевых рынков. Позиционирование с целью достижения конкурентных преимуществ. Стратегии позиционирования. Выбор и реализации стратегии позиционирования.

 

Тема 14. Маркетинговые исследования. Маркетинговая информационная система. Оценка потребности в информации. Сбор и обработка информации. Распространение информации. Процесс маркетингового исследования. Выявление проблемы и определение целей исследования. Концепция, составление и реализация плана. Особенности маркетинговых исследований в выставочной деятельности. Социально-этические нормы и общественное мнение в маркетинговых исследованиях.

 

Тема 15. Концепция  развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации. Основные направления анализа выставочно-ярмарочной деятельности в регионе.  Многофакторный анализ развития региона. Особенности учета малых предприятий в выставочно-ярмарочной деятельности. Основные выставочные площадки в Москве. Проблемы и основные тенденции развития выставочно-ярмарочной деятельности в России.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМ КУРСА

В рамках данного курса рассматриваются некоторые основные аспекты выставочного маркетинга:

1. Маркетинг – одно из наиболее сложных понятий современной экономической науки. Это социальный и управленческий процесс, с помощью которого отдельные лица и группы людей удовлетворяют свои нужды и потребности благодаря созданию товаров и потребительских ценностей и обмена ими.

2. Выставочный маркетинг – это интегрированное коммуникативное средство, объединяющее в себе различные инструменты маркетинговой деятельности, рекламу и PR. 

3.  В систему выставочного маркетинга входит три составляющих: информационный маркетинг, организационный маркетинг, оперативный маркетинг. Выставочная деятельность позволяет наиболее эффективно решать практические задачи в области маркетингового анализа.

Успешное освоение дисциплины требует кроме работы студентов в аудитории целенаправленной самостоятельной работы. Для самопроверки освоенности темы следует внимательно прочитать  предлагаемые вопросы по теме и дать на них ответ. Если требуется помощь, нужно получить консультацию у преподавателя, ведущего курс.

 

 

Тема 1. Становление и развитие выставочно-ярмарочных услуг в мире.

1.   Сформулируйте особенности проведения первых торгово-промышленных выставок?

2.   Какие выставки и ярмарки стали центрами международной торговли?

3.   Каковы причины появления и развития выставочно-ярмарочной деятельности в мире?

 

Тема 2. Основные аспекты маркетинга. 

1.                Дайте определение маркетинга и расскажите о его ключевых понятиях.

2.                Расскажите о взаимосвязи между потребительской ценностью, удовлетворенностью и качеством.

3.                Дайте определение управлению маркетингом.

4.                Сравните пять основных концепций маркетинга.

5.                Проанализируйте основные задачи, стоящие перед маркетологами в современном мире.

 

Тема 3. Выставка в комплексе инструментов маркетинга.

1.                Перечислите наиболее распространенные организационные формы выставок, дайте их определение.

2.                Охарактеризуйте основные инструменты маркетинга.

3.                Как реализуются инструменты маркетинга в процессе участия организации в выставке.

4.                Какими бывают выставки по форме участия и в чем их особенности.

 

Тема 4. Способы осуществлений целей продаж на выставках.

1.                Каким образом осуществляются цели продаж на выставках?

2.                Перечислите основные цели участия в выставочно-ярмарочных мероприятиях экспонентов и посетителей выставки.

3.                Каким образом определение целей влияет на решение экспонента об участии и выборе выставки?

4.                Каким образом происходит распределение целей по элементам маркетингового комплекса?

 

Тема 5. Маркетинговые коммуникации: определение, элементы, функции.

1.                Схема процесса передачи информации в системе коммуникаций.

2.                Основные понятия маркетинговых коммуникаций.

3.                Перечислите инструменты маркетинговых коммуникаций и охарактеризуйте их.

4.                В чем преимущества использования инструментов маркетинговых коммуникаций на выставке?

 

Тема 6. Директ – маркетинг.

1.                Расскажите, какие преимущества обеспечивает прямой маркетинг потребителям и производителям, а также о факторах, стимулирующих его стремительное развитие.

2.                Дайте определение базы данных о  покупателях и перечислите четыре направления использования компаниями таких баз данных в прямом маркетинге.

3.                Перечислите основные формы прямого-маркетинга.

4.                Сравните два типа каналов интерактивного маркетинга и поясните, какое влияние оказывает Internet на электронную торговлю.

5.                Назовите четыре способа проведения интерактивного маркетинга.

6.                Каковы этические и общественные проблемы, с которыми сталкиваются специалисты по прямому маркетингу.

 

Тема 7.Основные элементы рынка выставочно-ярмарочных услуг.

1.                Дайте понятие рынка выставочно-ярмарочных услуг.

2.                Охарактеризуйте основные элементы рынка выставочно-ярмарочных услуг.

3.                Какова система рынка ВЯУ и ее основные субъекты?

4.                Какие организацоннные формы включает в себя сфера выставочно-ярмарочной деятельности?

 

Тема 8. Особенности работы на стенде.

1.                Каковы основные требования к стендисту?

2.                Что включают в себя формы подготовки стендиста к работе на выставке?

3.                Назовите десять базовых качеств личности, которые служат критериями при отборе персонала для работы на выставке.

4.                Охарактеризуйте формы взаимодействия стендиста с дирекцией выставки.

5.                Назовите основные типы посетителей выставки.

6.                В чем заключается стратегия работы с ними?

 

Тема 9. Роль и место PR в выставочной деятельности.

1.                Назовите основные формы деятельности в области PR при работе на выставке.

2.                Назовите основной принцип, определяющий направление деятельности PR.

3.                Представьте себя участником выставки и составьте пресс-релиз о своем товаре для СМИ.

 

Тема 10. Выставочный стенд: как привлечь к нему внимание.

1.                Дайте определение стенда.

2.                Назовите основные конфигурации стендов.

3.                Каковы основные требования к оформлению стенда.

4.                Наглядные пособия и рекламная продукция на стенде. Что относится к первой и второй группам рекламной продукции?

5.                Назовите коммуникативные способы привлечения внимания посетителей к стенду: общепринятые и нетрадиционные приемы.

 

Тема 11. Потребительские рынки и покупательское поведение.

1.                Расскажите о потребительском рынке и основных факторах, влияющих на покупательское поведение индивидуальных потребителей.

2.                Дайте определение и расскажите о стадиях процесса принятия решения о покупке.

3.                Опишите процесс принятия и распространения новых товаров.

4.                Дайте определение рынку товаров производственного назначения и расскажите об основные факторах, влияющих на покупательское поведение компаний-покупателей.

5.                Перечислите основные этапы процесса осуществления закупок компанией-покупателем.

 

Тема 12. Ценообразование: задачи и стратегии.

1.                Назовите внешние и внутренние факторы, влияющие на ценообразование и расскажите о них.

2.                Расскажите об отличиях между тремя основными подходами к ценообразованию

3.                Расскажите об основных стратегиях и принципах ценообразования товаров-имитаторов и новых товаров.

4.                Расскажите, как можно повысить прибыль, используя различные методы ценообразования в рамках товарной номенклатуры.

5.                Расскажите, как компании корректируют цены, исходя из различий между категориями покупателей и ситуаций покупки.

 

Тема 13. Сегментирование рынка.

1.                Дайте характеристику трем этапам целевого маркетинга.

2.                Назовите и обсудите основные уровни сегментирования рынка и принципы сегментации потребителей на различных типах рынка.

3.                Объясните, каким образом компания оценивает привлекательность сегмента рынка и выбирает стратегию охвата рынка.

4.                Расскажите, как компании могут позиционировать свои товары для того, чтобы получить максимальное конкурентное преимущество на рынке.

 

Тема 14. Маркетинговые исследования.

1. Расскажите о роли информации в деятельности компании.

2. Дайте определение маркетинговой информационной системе  

(МИС) и расскажите о ее составляющих.

3. Расскажите о четырех этапах процесса маркетинговых  исследований.

4.Сравгните преимущества и недостатки разных методов сбора    информации.

5.                Перечислите проблемы, с которыми сталкиваются маркетологи в      ходе проведения маркетинговых исследований. Расскажите о       правовых и этических проблемах.

 

Тема 15. Концепция  развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации.

1.                Перечислите основные показатели, применяемые для анализа возможных направлений развития ВЯД.

2.                Назовите основные параметры, характеризующие состояние ВЯД в России.

3.                Выделите основные проблемы развития ВЯД в России.

4.                Какие тенденции развития ВЯД проявляются в регионах?

 

СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ВЫСТАВОЧНОГО МАРКЕТИНГА: (1)

 

1. Перспективы и тенденции развития выставочного бизнеса в России. Выставочный бизнес в России находится стадии интенсивного развития. В настоящее время в России активно работают более 80 выставочных объединений, постоянно возрастает количество предприятий - участников выставок. Около 10% фирм ежегодно участвует более чем в 10 выставках в различных регионах России. Параллельно все большее количество российских предприятий стремится представить свою продукцию на зарубежных выставках. В 1996 году впервые после начала перестройки Россия приняла участие в выставке "Зеленая неделя" (Берлин), где представляла маленький стенд с буклетами. В 1997 году на выставке "Зеленая неделя" Россию представляло 8 предприятий. В 2002 году Российские предприятия представляли свою продукцию более чем на 120 крупнейших зарубежных выставках. Например, в выставке SMM (Гамбург) участвовало 27 российских фирм, в выставке SIAL-2002 (Париж) - 25 российских фирм, в выставке "Зеленая неделя" - 15 фирм только из Санкт-Петербурга.

Динамика развития выставочного бизнеса требует от российских фирм формирования собственной выставочной политики, квалифицированного выставочного менеджмента и маркетинга. С каждым годом эта проблема становится все актуальнее: предприятия, тратящие немалые средства в представление своей продукции на выставках и не получающие адекватной эффективности, готовы вкладывать деньги в качественный выставочный маркетинг.

 

2. Что такое выставочный маркетинг?

Выставка - это интегрированное коммуникативное средство, объединяющее в себе и маркетинг, и рекламу, и связи с общественностью. Фактически, выставка - это "срез" экономической и политической ситуации в стране, это - модель нашей жизни. Поэтому "выставочный маркетинг" - очень емкое, многофункциональное понятие. Рассматривая модель выставки в упрощенном виде, можно условно выделить три основных направления выставочного маркетинга.

2.1. Выставочный маркетинг как инструмент формирования выставочной политики предприятия, календарных планов выставок, выбора конкретных выставок.

 

Проблема получения достоверной информации о выставках и оптимального выбора выставок не просто остается актуальной, она усложняется вследствие усиления информационных потоков и развития выставочных процессов. Сейчас только в Санкт-Петербурге работают 15 организаторов выставок, проводится в среднем 180 выставок в год, всего по России - около 2000, всего в мире - более 5000 выставок в год.

Как сделать правильный выбор?

Область маркетингового анализа сужается при решении практической задачи. Например, выбранная отрасль "Вентиляция и кондиционирование" (произвольный пример) существенно сужает область поиска: 6 выставок по Санкт-Петербургу, 74 выставки по России (в том числе 15 - узкоспециализированные), около 70 узкоспециализированных выставок в мире. Следующим этапом является анализ статистики по предыдущим выставкам (площадь, количество участников и посетителей), определение рейтинга выставки. Специалист по выставочному маркетингу, в отличие от других сотрудников предприятия, знает, где получить эти данные, и как их сопоставить. Далее необходимо "наложить" полученные данные на общую маркетинговую политику предприятия. Например, если продукция предприятия неконкурентоспособна за границей   можно вычеркнуть зарубежные выставки из рассмотрения. Если Петербургский рынок уже занят конкурентами - можно либо пытаться бороться с ним на выставочном "поле брани", либо выбрать выставки в тех регионах, где конкурентов мало, а спрос на продукцию есть. Третий вариант   выставиться в Москве (поскольку Московские выставки традиционно посещаются представителями различных регионов).

Чем шире выбор   тем сложнее маркетинговая задача, и общие рекомендации вряд ли помогут ее решению. Очевидная закономерность только одна: зарубежную выставку следует выбирать по ее рейтингу, ее "престижности", а региональную  по инвестиционному "портрету" региона (наличие конкурентов, наличие потенциальных покупателей, платежеспособность региона).

2.2. Маркетинг как инструмент подготовки к выставке.

 

Не секрет, что на многих российских предприятиях отдел маркетинга либо представлен одним человеком (который имеет статус "директора по маркетингу", но не имеет реальных полномочий), либо насильственным образом "прикреплен" к отделу сбыта, снабжения, рекламы…

Эта неприятная ситуация быстро меняется, когда предприятие начинает активно участвовать в выставках. Желание продвигать свою продукцию и активная выставочная политика требуют решения ряда достаточно сложных задач: формирование концепции участия в выставках, разработка программы мероприятий по рекламе и PR, создание концепции, разработка дизайна и заказ выставочного стенда и раздаточных материалов.

Когда руководство предприятия осознает весь спектр проблем, связанных с участием в выставочно-ярмарочной деятельности, специалист по выставочному маркетингу становится единственным, самым главным и ценным сотрудником. Еще раз (для справки): ежегодно в России участвует в выставках около 80000 предприятий, это количество увеличивается на 15% в год, т.е. в 2004 году можно прогнозировать потребность Российских предприятий в ста сорока тысячах специалистах по выставочному маркетингу.

2.3. Маркетинг как инструмент работы на выставке (оперативный маркетинг).

Выставка - это не только инструмент позиционирования предприятия и продвижения его продукции, но и уникальная возможность проведения маркетинговых исследований.

В этом смысле выставка предоставляет уникальные возможности по сбору и анализу информации: отношение посетителей к предприятию и его продукции, предпочтения и критические замечания потенциальных потребителей, восприятие посетителями выставочного стенда и раздаточных материалов, анализ продукции конкурентов, анализ выставочной политики конкурентов (в том числе - ее слабые места), анализ общих тенденций рынка. Целесообразно подшить все собранные материалы (анкеты, визитки, фотографии, прайс-листы конкурентов) в одну папку, а после выставки провести анализ, который станет основой формирования концепции эффективного участия в следующей выставке.

Существуют и дополнительные возможности. В мире известны ситуации, когда квалифицированные специалисты, владеющие и увлеченные выставочным маркетингом, досконально проанализировав ряд выставок, создают собственные авторские теории, публикуют статьи и учебники, получают ученые степени. Рынок выставочного бизнеса настолько молод, что в нем нет ничего невозможного!

3. Современный выставочный маркетинг

Маркетинг, как наука об изучении рынка, не меняется, меняются только его инструменты. С развитием Интернет-технологий, именно они становятся одним из мощнейших инструментов маркетинга. Используя Интернет-маркетинг и виртуальные выставки в России, необходимо помнить о следующих цифрах:

 · В 2001 году население России составляло около 145 миллионов человек.

 · В 2001 году количество постоянных пользователей Интернет в России составляло 4,3 миллиона (3% от численности населения), при этом более 50% пользователей приходится на Москву и Санкт-Петербург.

3.1. Интернет-маркетинг сегодня

 

К сожалению, Интернет-маркетинг в России еще не является достаточно удобным и качественным инструментом. Например, выставочный маркетинг представлен 104-мя порталами, каждый из которых по-своему несовершенен.

Краткая информация о четырех лидирующих выставочных порталах:

www.exposhow.ru - Портал включает календарь выставок по России (зарубежных выставок нет), анонсы выставок, возможность заказать площадь на интересующей выставке (по России), статистику по прошедшим выставкам (только по Москве!)

www.exhibition.ru - Портал включает календарь выставок по России и странам Балтии (зарубежных выставок нет), анонсы выставок, возможность заказать площадь на интересующей выставке (по России), постоянно обновляемый новостной блок. Отличается удобной системой поиска, но в информации встречаются серьезные ошибки.

www.allexpo.ru - Включает календарные планы выставок по России, доски объявлений и вакансий, обеспечивает новостной блок и подписку на выставочные новости. Система поиска информации организована неудобно для пользователя.

www.exponet.ru - Включает календарные планы выставок по России и зарубежных выставок, возможность оформить заказ на участие в интересующей выставке и необходимый выставочный сервис. Удобная система поиска, но портал недостаточно "раскручен", мало информации от фирм, обеспечивающих выставочный сервис, поэтому портал не дает "общей картины".

Соответственно, квалифицированный специалист по выставочному маркетингу, для принятия решений не может опираться только на информацию, полученную через Интернет.

3.2. Виртуальные выставки в России.

Виртуальные выставки - модная тема в России, привлекающая к себе все больше внимания (на сегодняшний день их существует более 800).

Разрабатывая виртуальную выставку, необходимо помнить о двух важных аспектах. Во-первых (как уже было отмечено), посетителями этой выставки будет не более 3% населения России, поэтому создавать такую выставку целесообразно или с расчетом на зарубежных посетителей, или как инвестиционный проект. Во-вторых, реально виртуальные выставки можно условно разделить на 3 типа: "Интернет-магазин", построенный на продажах через Интернет и почти ничего общего с выставкой не имеющий, "Информационный каталог", построенный по принципу телефонного справочника, и, наконец, виртуальная выставка, сделанная по аналогии с настоящей, предполагающая и показ продукции, и покупку, и общение с поставщиками.

4. Выставочный маркетинг завтра

Перспективность выставочного маркетинга и рост потребности в квалифицированных кадрах очевиден: огромный производственный и интеллектуальный потенциал России слишком долго был исключен из мировой экономики. Одним из ключевых звеньев в процессе интеграции является участие России в международных выставках и, соответственно, развитие выставочного менеджмента и маркетинг. В ближайшие годы выставочный маркетинг в России (и потребность в специалистах по маркетингу) будет расти пропорционально общему развитию российского выставочного бизнеса (примерно на 15% в год).

"Классические" формы и инструменты маркетинга будут актуальны всегда, но параллельно ожидается интенсификация использования Интернет. Количество пользователей Интернет только за 2001 год увеличилось на 38,7%, согласно концепции развития телекоммуникаций России, количество пользователей на 2010 год составит 26 миллионов человек (около 18% от общего населения).

Очевидно, что будущее выставочного маркетинга - за формализацией рынка выставочного бизнеса, созданием единой маркетинговой сети и объединением с мировыми ресурсами.

 

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ (ЭКЗАМЕНУ):

 

1.                Становление и развитие выставочно-ярмарочных услуг в мире.

2.                Основные аспекты маркетинга.

3.                Маркетинг, его концепции и структура.

4.                Функции и основные инструменты маркетинга.

5.                Выставка в комплексе инструментов маркетинга.

6.                Характеристика целей участия в выставке, способы осуществления и критерии выполнения.

7.                Основные элементы рынка выставочно-ярмарочных услуг.

8.                Директ-маркетинг. Основные понятия. Схема продаж.

9.                Организационно-подготовительная и техническая работа стендиста на выставке.

10.            Коммерческая работа стендиста на выставке. Типы посетителей, стратегия работы с ними.

11.             Маркетинговые коммуникации: определение, элементы, функции. Схема процесса передачи информации в системе коммуникаций.

12.             Особенности Интернет-маркетинга. Взаимосвязь с Интернет выставками.

13.            Особенности функционирования крупных выставочных комплексов в мире.

14.             Сегментирование  потребительского рынка. Уровни сегментирования.

15.            Оценка и выбор целевых рынков.

16.            Потребительские рынки и покупательское поведение. Основные факторы влияния.

17.             Проблемы жизненного цикла товара.

18.            Роль и место PR в выставочной деятельности.

19.            Выставочный стенд: как привлечь к нему внимание. Виды стендов.

20.            Фирменный стиль организации. Значение фирменного стиля в выставочном маркетинге.

21.            Система франчайзинга как один из видов маркетинговой деятельности.

22.            Рекламная продукция на выставке. Виды и особенности использования.

23.            Планирование и организация участия в выставке. Основные этапы работы в выставочно-ярмарочных мероприятиях.

24.            Ценообразование: задачи и стратегии. Факторы, влияющие на ценообразование.

25.            Основные подходы к ценообразованию. Установление цен на новые товары.

26.            Маркетинговые исследования. Методы сбора информации.

27.            Процесс маркетингового исследования. Особенности маркетинговых исследований в выставочной деятельности.

28.            Формы невербального общения при прямом маркетинге. Общественное мнение и этические вопросы в прямом маркетинге. Значение прямого маркетинга для работы на выставке.

29.            Концепция развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации.

30.            Основные выставочные площадки в Москве. Особенности и тенденции развития выставочной деятельности в России.

 

 

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ.

1.     Этапы развития мирового рынка выставочно-ярмаросчных услуг.

2.     Первые торгово-промышленные и всемирные выставки.

3.     История развития выставочно-ярмарочной деятельности в России.

4.     Особенности Internet-выставок.

5.     Классификация выставочно-ярмарочных мероприятий.

6.     Особенности выставок как маркетинговых коммуникаций.

7.     Понятие рынка выставочно-ярмарочных услуг.

8.     особенности функционирования крупных выставочных комплексов.

9.     Регулирование рынка выставочно-ярмарочных услуг в России и зарубежном.

10.Фирменный стиль.

11.Исследование эффективности PR.

12.Участие в выставках и ярмарках.

13.Неформальные вербальные маркетинговые коммуникации.

14.Концепция интегрированного маркетинга.

15.Продвижение товара в экономически нестабильное время.

16.Маркетинговый контроль.

17.основы системы франчайзинга.

18.Оценка товарного ассортимента предприятия.

19.Технология участия предприятия на выставке.

20.Понятие выставочной эффективности и основные показатели оценки.

21.Этапы выставочной эффективности.

22.Особенности межличностного взаимодействия фирмы и аудитории на выставке.

23.Проблемы развития выставочно-ярмарочных деятельности в России.

24.Наиболее популярные выставочные тематики в России.

25.Тенденции развития выставочной деятельности  в регионах.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Основная литература:

 

1.                Агарков М.И. Управление проектами в России. М. 1995.

2.                Амстронг Г., Котлер Ф. Введение в маркетинг. М., СПб. 2000.

3.                Васильев Г.А., Гайденко Т.А.Маркетинг. М., 2001.

4.                Голубков Е.П. Маркетинг: словать0справочник. СПб. 1998.

5.                Гусев Э.Б., Прокудин В.А., Салащенко А.Г. Выставочная деятельность в России и за рубежом. М., 2005.

6.                Завьялов П.С., Демидов В.Е. Формула успеха: маркетинг. М., 1991.

7.                Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент.СПб. 1995.

8.                Игнащенко С.А. Выставочная деятельность в регионах России//Экспомир Плюс, 2001. N5.

9.                 Интернет как инструмент маркетинга. М., 2001.

10.            Концепция развития ВЯД Российской Федерации.

11.            Критсотакис Я.Г. Торговые ярмарки и выставки. М., 1997.

12.            Крылова Г.Д., Соколова М.И. Практикум по маркетингу. М., 1995.

13.            Миллер С. Как использовать торговые выставки с максимальным эффектом./Пер с анг. М. 1998.

14.            Новиков О.А. Организация оптово-продовольственных ярмарок. М. 2002.

15.            Петелин В.Г. Стендист торгово-промышленной выставки. Секреты мастерства. М., 2000.

16.            Прокудин В. Выставка как инструмент маркетинга.//Экспомир Плюс. 2001. N3.

17.            Рогов В. Реклама в сети – новое направление в бизнесе.//Экономика и жизнь. 1997. N 21.

18.            Роджерс Ф. Маркетинг в малом бизнесе. М., 1996.

19.            Савруков Н.Г., Савруков А.Н. Основы маркетинга. Альбом схем. СПб., 1999.

20.            Сторовский Л.Е. Основы выставочно-ярмарочной деятельности. М. 2003.

21.            Тоффлер Б., Имбер Дж. Словарь маркетинговых терминов. М., 2000.

22.            Трофимов С.Н. Выставочная деятельность и ее регулирование. СПб, 2000.

23.            Крутик А.Б., Базаров Е.А. Выставочный бизнес: вопросы теории и практики. СПб, 2003.

24.            Федько Н.Г., Федько В.П. Маркетинговые коммуникации. Ростов н/д. Феникс, 2002.

25.             Шарков Ф.И. Выставочный коммуникационный менеджмент. – М.: Альфа-Пресс, 2006.

26.             Шарков Ф.И. Современные маркетинговые коммуникации. Словарь-справочник. – М.: Альфа-Пресс, 2006.

27.             Энджел Д., Блэкуэлл. Поведение потребителей. М., 1999.

 

Дополнительная литература:

1.                Андреанов В. Негосударственное регулирование и механизмы саморегуляции в рыночной экономике.//Экономист. 2003, N1.

2.                Валовая М.А. Азы древнейшего ремесла или 13 бесед о рекламе и маркетинге. М., 1994.

3.                Валовик А.М. Выставочная деятельность. Перспективы развития//Эскпомир. 1999. - N3.

4.                Демидов Е., Курбатов А, В государственном регулировании на выставочном рынке России//Оборудование. – 2003. - N1.

5.                Зайцев В.П. Первые всемирные промышленные выставки в Лондоне. Наука и жизнь. 2001/5.

6.                Мезенин  Н.А. Парад всемирных выставок. - М., 2003.

7.                Новиков О.А. Организация оптово-продовольственных ярмарок. М. 2002.

8.                Шупыро В.М. Развитие выставочного бизнеса  его влияние на формирование бюджета Москвы//Вестник МГУ. Сер.6. Экономика. -2001. - N3.


[1]  Составлено по материалам выступлений директора по связям с общественностью кафедры выставочного бизнеса МБИ, заместитель директора ЗАО "Мобильные выставочные технологии" Михайловой Екатерины  на конференции Маркетинг в стиле `Young`

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован