19 мая 2009
16067

Шарков Ф.И., Лозовская В.Ю.: Массовые коммуникации и медиапланирование

Учебно-методический комплекс

Рекомендовано Ученым советом Международной академии бизнеса и управления в качестве Учебно-методического пособия для студентов МАБиУ

ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

В основе преподавания данного курса лежит рассмотрение широкого спектра подходов к явлению социальной коммуникации.

Данная дисциплина предназначена для студентов учебного заведения, обучающихся по специальности "Реклама". Научной основой дисциплины являются труды российских и зарубежных исследователей в области теории коммуникаций, рекламы, медиапланирования и масс-медиа.

Преподавание осуществляется во взаимосвязи с другими гуманитарными науками: философией, социологией, лингвистикой и т.д.

Одним из главных видов учебных занятий являются лекции. На лекции преподаватель обстоятельно излагает материал по указанной теме, излагает ее структуру, дает методические материалы по самостоятельной работе над темой.

На семинарских занятиях закрепляются знания студентов, полученные ими на лекциях и в результате самостоятельной работы.

Большое внимание на семинарах уделяется развитию дискуссий, обмену точек зрения по обозначенным проблемам, выработке у студентов умения применять теоретические знания для решения поставленных практических задач. Семинар выполняет еще и функцию контроля. На семинарах практикуются выступления студентов с рефератами по наиболее важным проблемам, относящимся к теме семинара.

ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА

Курс "Массовые коммуникации и медиапланирование" - это часть рекламной науки.
Особое внимание уделяется изучению содержания коммуникативного процесса, теориям и моделям коммуникации, видам массовой коммуникации.

В ходе освоения курса рассматриваются актуальные вопросы информационного общества.
Курс выстроен так, чтобы сформировать у студентов теоретическую базу и выработать умение применять полученные знания в решении прикладных задач.

Основными видами учебных занятий по дисциплине являются: лекции, семинары и подготовка рефератов.

Лекции необходимы для раскрытия основных теоретико-методологических проблем курса. Семинарские занятий по курсу должны закрепить и углубить лекционных материал, дать студентам навыки работы с научной литературой, правильного использования категориального аппарата, обоснования своей точки зрения по дискуссионным и актуальным проблемам.

Подготовка рефератов имеет цель предоставить студенту возможность выбрать тему, приобрести навыки подготовки письменных работ, осуществление поиска литературы и системного изложения обработанного материала.

В результате изучения учебной дисциплины "Массовые коммуникации и медиапланирование" студенты должны знать:

-    содержание коммуникативного процесса и его составляющие;

-    специфику функций отдельных средств массовой коммуникации;

-    виды массовой коммуникации;

-    основополагающие понятия, термины и категории медиапланирования;
уметь:

-    использовать полученные знания для выстраивания эффективного процесса рекламной коммуникации;

-    оценивать отбор носителей рекламы;

-    составлять медиаплан и выполнить оценку его эффективности.

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ

2.1. Учебно-методический план для студентов по специальности 032400.65 - реклама (очная форма обучения)
 

 

Наименование разделов и тем      Всего часовучебных занятийВ том числе аудит. учебных занятийИз них по видам учебных занятий
ЛекцииСеминары Самостоят.  Работа
Тема 1. Понятие социальной коммуникации и массовой коммуникации. Процесс коммуникации и его составляющие.1444 10
Тема 2. Информация как главная составляющая коммуникации.1444 10
Тема 3. Теории и модели коммуникации.1444 10
Тема 4. Виды и система средств массовой коммуникации.166  4210
 Тема 5. Информационные каналы и особенности развития средств массовой коммуникации в современных условиях.22108212
Тема 6.Реклама в области масс-медиа. 1444 10
Тема 7. Основные понятия и этапы медиапланирования.1444 10
Тема 8. Использование  основных медиаканалов рекламы.25128413
Тема 9. Стратегия и тактика медиапланирования.2084412
Тема 10. Оценка и контроль эффективности медиаплана.2284414
      
Экзамен по дисциплине     
Всего по дисциплине175 64 4816111

 

2.2. Учебно-методический план для студентов по специальности 032400.65  - реклама (заочная форма обучения)

Наименование разделов и тем      Всего часовучебных занятийВ том числе аудит. учебных занятийИз них по видам учебных занятий
ЛекцииСеминары Самостоят.  Работа
Тема 1. Понятие социальной коммуникации и массовой коммуникации. Процесс коммуникации и его составляющие.1822 16
Тема 2. Информация как главная составляющая коммуникации.1822 16
Тема 3. Теории и модели коммуникации.182 216
Тема 4. Виды и система средств массовой коммуникации.182 16
 Тема 5. Информационные каналы и особенности развития средств массовой коммуникации в современных условиях.182 216
Тема 6.Реклама в области масс-медиа. 182 216
Тема 7. Основные понятия и этапы медиапланирования.182 216
Тема 8. Использование  основных медиаканалов рекламы.16   16
Тема 9. Стратегия и тактика медиапланирования.15   15
Тема 10. Оценка и контроль эффективности медиаплана.1822 16
 175 16 88159



УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Тема 1.
    Понятие социальной коммуникации и массовой коммуникации. Процесс коммуникации и его составляющие.

Определения социальной коммуникации и массовой коммуникации. Основные функции социальной коммуникации. Виды социальной коммуникации. Содержание процесса коммуникации его этапы. Акт коммуникации. Коммуникативное пространство. Коммуникативный дискурс. Текст. Условия появления массовой коммуникации и ее функции. Значение массовой коммуникации в современной жизни. Теория массовой коммуникации и ее связь с другими науками.


Тема 2.
    Информация как главная составляющая коммуникации.

    Информация как главная составляющая коммуникации. Виды информации. Теория информации. Жизненный цикл информации. Информационная деятельность. Массовая информация, информационные ресурсы и их классификация. Бизнес-информация и информационный маркетинг. Типы маркетинговой информации и ее функции. Типы бизнес-информации.

Тема 3. 
    Теории и модели коммуникации.
    
    Обзор теорий коммуникаций. Концепции массовой коммуникации зарубежных исследователей. Функционалистическое" направление (У. Шрамм, Г. Лассуэл, П. Лазарефельд). Социокультурное направление (М. Маклюэн, Т. Адорно, Т. Бодрийар, Р. Барт, Г. Маркузе).
Отечественная коммуникавистика. Обзор существующих моделей коммуникации. Теория массовой коммуникации в работах Ю. Лотмана, Р. Якобсона, П. Флоренского, М. Бахтина, В. Вернадского и др.

Тема 4.
Виды и система средств массовой коммуникации.

Виды массовой коммуникации. Понятие вербальной коммуникации и ее формы. Теория имиджа. Теория игр. Мифологическая коммуникация. Художественная коммуникация.


    Специфика средств массовой коммуникации. Информационные, рекламные и PR-агентства в системе СМК. Политический, правовой, экономический, социологический и культурный аспекты изучения средств массовой коммуникации. Оценка эффективности средств массовой коммуникации.

Тема 5.
    Информационные каналы и особенности развития средств массовой коммуникации в современных условиях. Пути развития средств массовой коммуникации. Глобализация средств массовой коммуникации. Информационная политика государства. Новые информационные технологии.

Тема 6.

    Реклама в области масс-медиа.

    Специфика средств массовой информации и их аудитории. Формирование системы средств массовой информации. Понятие рекламной коммуникации, ее цели и основные составляющие. Эффективность рекламной коммуникации. Реклама в сфере масс-медиа. Реклама в прессе. Реклама на телевидении. Реклама на радио. Реклама в Интернет.


Тема 7. 

    Основные понятия и этапы медиапланирования.

    Понятие медиапланирования, медиаканал и медианоситель. Медиапланирование как составляющая рекламной кампании. Цели и задачи медиапланирования. Этапы медиапланирования, охват аудитории и количество рекламных контактов. Показатели, которые используются для оценки концепции медиапланирования.

Тема 8. 
    Использование основных медиаканалов рекламы.

    Основные средства распространения рекламы. Критерии анализа и выбора средств распространения рекламы. Особенности рекламы в различных СМИ, их достоинства и недостатки как рекламоносителей. Категории печатных периодических изданий, теле- и радиопрограмм.

Тема 9.
    Стратегия и тактика медиапланирования.

    Принципы определения рекламного бюджета. Распределение рекламного бюджета в прессе и между носителями рекламы. Определение основных и вспомогательных средств рекламы.

Тема 10.

    Оценка и контроль эффективности медиаплана.

    Создание медиаплана для рекламной кампании. Медиа-бриф. Основные характеристики, сроки и структура медиаплана. Подходы при медиапланировании. Методика исследований эффективности медиаплана и мероприятия по контролю эффективности его исполнения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ "МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ"
Успешное освоение дисциплины требует кроме работы студентов в аудитории целенаправленной самостоятельной работы студентов. Для самопроверки освоенности темы следует внимательно прочитать предлагаемые вопросы по теме и дать на них ответ. Если требуется помощь, нужно получить консультацию у преподавателя, ведущего курс.

Тема 1. Понятие социальной коммуникации и массовой коммуникации.
1.    Охарактеризуйте место рекламы в системе социальной коммуникации.
2.    Почему для создания эффективной рекламы необходимо, чтобы ее создатели владели основами теории коммуникации? Для чего рекламисту необходимо знать положения синтактики, семиотики и прагматики?
3.    Возьмите несколько рекламных посланий (например, рекламную листовку, рекламный щит, видеоролик, радиоролик и т.р.) и укажите участников коммуникационного процесса.
4.    Каковы объективные условия появления массовой коммуникации?
5.    На примере конкретных рекламных обращений, взятых из газет и журналов, выскажите предположения относительно желаемой ответной реакции адресата.

Тема 2. Информация как главная составляющая коммуникации.
1.    Что такое теория коммуникации?
2.    Рассмотрите суть информационных систем.
3.    В чем заключаются функции коммуникационных систем?

Тема 3. Теории и модели коммуникации.
1.    Сделайте обзор некоторых существующих моделей коммуникации.
2.     Что такое модели коммуникации? Дайте характеристику разновидностям моделей коммуникации.
3.    Поясните соотношение массовой коммуникации и массовой информации.

Тема 4.
1.    Какие существуют виды массовой коммуникации?
2.    Рассмотрите соотношение вербальной и невербальной коммуникации.
3.    Социальная коммуникация и ее особенности.
4.    Политическая коммуникация и ее особенности.
5.     Поясните, почему система средств массовой коммуникации является ядром системы средств массовой коммуникации.
6.     Рассмотрите модель массовой коммуникации Г. Лассуэла.

Тема 5. Информационные каналы и особенности развития средств массовой коммуникации в современных условиях.
1.    Сделайте обзор по исследованиям М. Маклюэна в области средств массовой информации. Рассмотрите понятие "глобальная деревня".
2.    В чем заключается влияние средств массовой коммуникации на общество и каналы такого влияния?
3.    Рассмотрите современные тенденции развития средств массовой информации.

Тема 6. Реклама в области масс-медиа.
1.    Сделайте обзор новейших видов массовой коммуникации.
2.    Концепции прессы.
3.    Авторитарная теория прессы.
4.    Специфика рекламы в традиционных средств массовой информации.
5.    Интерактивная реклама и ее развитие.

Тема 7. Основные понятия и этапы медиапланирования.
1.    Почему в основе медиапланирования лежит подход охват/частота, а не объем закупленных рекламных носителей?
2.    Приведите примеры возможного использования показатели "охват". Чем показатель "частота" отличается от показателя "кумулятивная частота"?
3.    Согласны ли вы с тем, что с достижениями определенного количества контактов эффективность воздействия подает?
4.    Рассмотрите специфику различных видов средств массовой информации и их аудитории.

Тема 9. Использование основных медиаканалов в рекламе.
1.    Возьмите рекламные обращение и проиллюстрируйте свои действия по выбору медиаканала.
2.    Укажите известные вам типы периодических изданий. Каким образом их характеристики влияют на характер их использования в качестве медианосителей?
3.    Влияют ли на уровень запоминаемости технология верстки и место рекламного материала в издании? Докажите это на своих примерах.
4.    Назовите достоинства и недостатки ТВ-рекламы.
5.    В чем особенности анимационной рекламы?
6.    Почему по своему воздействию ТВ-реклама превосходит другие медиаканалы?
7.    В чем причина широкого охвата аудитории медиканалом радио?
8.    Почему радио является одним из наиболее эффективных каналов коммуникации на местную аудиторию?
9.    Назовите основные носители рекламы в Интернет. В чем преимущества их использования?

Тема 10. Оценка и контроль эффективности медиаплана.
1.    Каковы основные задачи медиапланирования?
2.    Назовите известные показатели, которые характеризуют медианоситель, аудиторию, воздействие носителя на аудиторию.
3.    Разработайте свой медиаплан (показатели, характеризующие медианоситель, аудиторию, воздействие носителя на аудиторию, представляются преподавателем).

Примерный перечень вопросов к зачету, экзамену

1.    Поясните, что такое социальная и массовая коммуникация
2.    Укажите основные функции социальной коммуникации
3.    В чем заключается суть процесса коммуникации?
4.    Функции массовой коммуникации и ее значение
5.    Связь теории массовой коммуникации с другими науками
6.    Жизненный цикл информации
7.    Виды информации
8.    Концепции массовой коммуникации
9.    Модели коммуникации в отечественной науке
10.    Особенности вербальной коммуникации
11.    Особенности невербальной коммуникации
12.    Речь как средство коммуникации
13.    Информационные агентства в системе СМК
14.    Рекламные агентства в системе СМК
15.    PR-агентства в системе СМК
16.    Методология оценки эффективности средств массовой коммуникации
17.    Новейшие информационные технологии
18.    Рекламная коммуникация и ее цели
19.    Оценка эффективности рекламной коммуникации
20.    Реклама в печатных периодических изданиях
21.    Реклама на радио
22.    Реклама на телевидении
23.    Реклама в Интернет
24.    Медиапланирование как составляющая рекламной кампании
25.    Этапы медиапланирования
26.    Средства распространения рекламы
27.    Специфика рекламы в различных СМИ
28.    Определение рекламного бюджета
29.    Разработка медиаплана
30.    Исследование эффективности медиаплана

Примерный перечень тем рефератов и курсовых работ

1.    История теорий коммуникации. Концепция массовой коммуникации отечественных и зарубежных исследователей.
2.    Виды коммуникации
3.    Особенности вербальной коммуникации
4.    Особенности визуальной коммуникации
5.    Политическая коммуникация
6.    Социальная коммуникация
7.    Методы исследования массовой коммуникации
8.    Воздействие СМИ на общество
9.    Система СМИ в России и ее особенности
10.    Правовое регулирование СМИ за рубежом
11.    Этика рекламной деятельности
12.    Воздействие рекламы на СМИ
13.    Реклама в Интернет
14.    Реклама в печатных СМИ
15.    ТВ-реклама и ее особенности
16.    Радиореклама и ее особенности
17.    Коммуникативная эффективность рекламы
18.    Особенности рекламной коммуникации
19.    Радиостанции, их специфика и аудитория. Категории радиопрограмм
20.    Телеканалы, их специфика и аудитория. Категория телепрограмм
21.    Новые информационные технологии
22.    Реклама и ценностные ориентации общества
23.    Реклама в традиционных СМИ
24.    Рекламная коммуникация и ее специфика
25.    Спутниковое ТВ, интерактивное ТВ, мультимедиа, Интернет и их функционирование
26.    СМИ как ядро системы средств массовой коммуникации
27.    Структура рынка информации
28.    Глобализация и СМИ
29.    Концепции прессы

Литература

Основная литература

1.    Айзенберг М.Н. Менеджмент рекламы. - М.: ТОО "ИнтелТех", О-во "Знание" России, 1993.
2.    Балабанов А.В, Занимательное медиапланирование. - М.: РИП-холдинг, 2000.
3.    Батра Р., Майерс Д., Аакер Д. Рекламный менеджмент. - М.; СПб.; К.: Издат-й дом "Вильямс", 1999.
4.    Богданова Е.Л. Информационный маркетинг. - СПб.: Альфа, 2000.
5.    Борев А.В., Коваленко. Культура и массовая коммуникация. - М., 1986.
6.    Гуревич С.М. Газета и рынок: как добиться успеха. Изд. 2-3. - М.: ТОО ИИА Евразия +, 1998.
7.    Евстафьев В.А., Ясонов В.Н. Введение в медиапланирование. - М.: РИП-холдинг, 1998.
8.    Евстафьев В.А., Ясонов В.Н. Что, где и как рекламировать. Практические советы. СПб.: "Питер", 2005
9.    Кисмерекшин В.Г. Реклама и продвижение российских товаров. - М.: "ОАО "Экономика", 2000.
10.     Кочеткова А.В. Медиапланирование..- М.: РИП-холдинг, 2003.
11.    Ламбек Т.-Т. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. - СПб.: Наука, 1996.
12.    Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионных коммуникаций. - М., 2000.
13.    Назайкин А.Н. Рекламная служба газеты. - М.: АО "Комсомольская правда", 1996.
14.    Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. - М.: Центр, 1998.
15.    Росситер Дж. Д., Перси Л. Реклама и продвижение товаров. - СПб.: Изд-во "Питер", 2000.
16.     Рожков И.Я. Рекламная планка для профи" М.: "Страница", 1999.
17.    Ромат Е. Реклама. Киев, 2000.
18.    Сисорс Дж., Бэрон Р. Рекламное медиа-планирование. 6-е изд. - СПб.: Питер, 2004
19.    Федотова Л.Н. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. - М.: Изд-во МГУ, 1996.
20.    Феофанов О.А, Реклама: новые технологии в России. - СПб.: Изд-во "Питер", 2000.
21.    Фомичева И.Д. Индустрия рейтингов: Введение в медиаметрию. - М.: Аспект Пресс, 2004.
22.     Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. - М.: Социальные отношения, 2004.
23.     Шарков Ф.И. Теория коммуникации. Базовый курс - М.: РИП-Холдинг, 2005.
24.     Шарков Ф.И. Социологические исследования аудитории средств массовой информации. Медиапланирование// Шарков Ф.И. Реклама в коммуникационном процессе. - М,: Дашкови Ко, 2007.
25.    Шарков Ф.И. Современные маркетинговые коммуникации. Словарь-справочник. - М.: Альфа-Пресс, 2006.
26.    Щепилов К.В. Медиаисследование и медипланирование. - М.: РИП-холдинг, 2004.


Дополнительная литература

1.    Альбин К. Реклама как процесса массовой коммуникации: (Теория "намеренного шума")./Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11. Социология - 1998. - N2 - с. 151-155.
2.    Аникеев А. Госпожа заказуха: признаки скрытой рекламы.//Журналист. - 1999. - N 3-4. - с. 41.
3.    Баландин А. От чего зависит объем рекламы в газете?//Журналист. - 1998. - N 6. - с. 58-60.
4.    Власова Н.М. Рекламный конструктор. - Новосибирск: ОИГГМ, 1998.
5.    Горохов В.М. Реклама и журналистика в России: Интегрированная коммуникационная модель.//Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика. - 2001. - N 1. - с. 31-39.
6.    Елиссева Е. Радиореклама: формула успешной рекламной кампании. - //Маркетолог. - 2001. - N N. - с. 22-25.
7.    Коломиец В. Рынок телевизионной рекламы//Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. - 1999. - N 4. - с. 98-106.
8.    Назайкин А. Реклама в журналах.//Рекламные технологии. - 2000. - N 2. - с. 8-10.
9.    Петрушка М.В. Авторитет как фактор убедительности рекламного текста.// Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика. - 2000. - N 2. - с. 35-48.
10.    Рожков И. Реклама как средство коммуникации.// Проблемы теории и практики управления. - 1995. - N 4. - с. 56-58.
11.    Российские медиа и рекламные агентства 98-99. - М.: Изд. Дом Гребенникова.
12.    Сальникова Е. "А-а-а-тличная реклама! От других.." Рекламный ролик как выражение русского национального характера.//Журналист. - 1995. - N 12. - с. 26-29.
13.    Чернявский А. Сетевая реклама, плюсы и минусы.//Реклама. - 2000. - N 3. - с. 10-11.
14.    Четвертакова И.В. Тексты рекламных радиобращений: от мотивации к действию.//Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика. - 1996. - N 2. - с. 15-26.


Тема N1. Технологические революции как фактор изменений в средствах и функциях массовой коммуникации

1.    Расскажите, как новые технологии в целом влияют на развитие общественной жизни.

2.    Почему возникают пессимистические настроения относительно неизбежного негативного воздействия новых информационно-коммуникационных технологий на культуру?

3.    Что такое "культура реальной виртуальности"?

4.    Покажите, как интеграция письменных, устных, аудивизуальных способов коммуникации меняет характер коммуникации в современном мире.

5.    Объясните, почему новые технологии влияют на демассификацию СМК.

Тема N2. Глобальная медиасреда. Глобализация СМК

1.    Найдите в книгах, статьях, в Интернете данные, которые бы подтверждали глобальный характер современных средств массовой коммуникации.

2.    Опишите, почему деятельность СМК важна для налаживания диалога между культурами и цивилизациями.

3.    Почему деятельность СМК важна для осознания глобализации?

4.    Почему в наши дни возрастает требование защиты национальных информационно-культурных ресурсов?

5.    Неизбежна ли глобализация культуры под влиянием СМК?

Тема N3. Глобальная медиасреда и ее влияние на функционирование российских СМК

1.    Существуют ли в России проблемы, связанные с формированием системы СМК, адекватных требованиям времени? В чем они состоят?

2.    Как влияет глобализация на традиционные внутрироссийские СМК?

3.    Назовите, какие тенденции свойственны для развития современного российского радио? телевидения? прессы?

4.    Расскажите о новых российских СМК.

5.    Что такое "цифровой раскол" и чем он грозит в России?

Тема N4. СМК и власть

1.    Почему информация и коммуникация являются средствами политической власти?

2.    По каким моделям может строится взаимодействие власти и СМК?

3.    Что такое "медиатизация" политики?

4.    Что нужно понимать под свободой коммуникации в условиях демократии?

5.    От кого должны быть независимы СМК?

Тема N5. СМК как социальный институт и вид бизнеса

1.    Перечислите социальные функции СМК в современном обществе.

2.    Каковы модели развития СМК как социального института?

3.    Что такое свободный рынок для СМК?

4.    В чем состоят рыночные характеристики печатной прессы; вещательных станций?

5.    Расскажите о том, в чем состоит разница между интересами гражданина и интересами потребителя в области медиаполитики?

Тема N6. Регуляция отношений субъектов СМК в современном обществе

1.    Назовите основные субъекты медиаполитики.

2.    Уменьшается или увеличивается роль государства в изготовлении, регуляции и передаче культуры на расстояние в глобальном мире?

3.    Почему столь остро стоит в мире вопрос о рисках концентрации СМК?

4.    Одинаковы ли подходы к регуляции СМК в разных странах?

5.    Какую роль играет цензура как способ регуляции СМК?


Тема N7. Этика и СМК

1.    Опишите воспроизводственную функцию СМК по отношению общей, корпоративной и индивидуальной морали.

2.    Покажите противоречия между объективным и субъективным в журналистской деятельности.

3.    Приведите примеры снижения уровня информационной культуры потребителей масс-медиа в переходном обществе.

4.     Почему остро стоит вопрос о роли СМК в освещении деятельности террористов?

5.    Проанализируйте любую газету на предмет проявления в ее содержании этических норм журнализма.

Тема N8. Аудитория массовой коммуникации

1.    Каковы качественные характеристики аудитории?

2.    Что означает владение аудиторией механизмами восприятия текста СМК?

3.    Какие параметры определяют спрос на СМК?

4.    Проинтервьюируйте себя, ответив на вопросы о своей самой любимой передаче, о том, почему Вы смотрите те передачи, которые Вам не нравятся, приходится ли смотреть телепрограммы не по своему выбору?

5.     Кто изучает аудиторию СМК? Каковы традиционные направления ее изучения?

Тема N9. Проблема эффектов и эффективность СМК

1.    Расскажите об эффектах массовой коммуникации и их типологии.

2.    Назовите причины неодинаковой эффективности использования отдельных каналов информации определенными группами населения.

3.    Как оценить эффективность коммуникативных кампаний?

4.    Что из себя представляют показатели эффективности деятельности СМК?

5.    Какие изменения в изучение аудиторий принесут цифровые технологии в телевидении и радио?

Тема N10. Учет демографических и социокультурных особенностей аудитории теле- и радиовещания

1.    Объясните практический смысл изучения такой тенденции как формирование децентрализированных и диверсифицированных средств массовой коммуникации.

2.    Почему социально-демографические характеристики аудитории являются своего рода фильтрами восприятия содержания массовой коммуникации?

3.    Можно ли говорить о том, что в российских СМК существует соответствие подачи материалов интересам различных социально-демографических групп?

4.    Проанализируйте факторы зрительского успеха известного кинофильма.

5.    Можете ли вы указать на какие-либо этнические стереотипы в российских СМК?

Тема N11. Гендерные стереотипы в СМК

1.    Расскажите о своем понимании медиа с позиций производства и изменения культурных представлений о мужчинах и женщинах

2.    Что такое гендерные стереотипы?

3.    Покажите положительные результаты функционирования гендерных стереотипов в СМК.

4.    В чем состоят отрицательные результаты функционирования гендерных стереотипов в СМК?

5.     Что вы можете предложить для гендерно-корректного изложения темы в средствах массовой коммуникации?

Памятка для ведения дневниковой записи

Основные факторы, снижающие качество дневниковой информации:

-     могут быть ошибки в записи (не в ту колонку, не тот слот);

-     нет контроля, и дневник может быть заполнен разом за несколько дней (чем тогда это отличается от техники припоминания?);

-     тот, кто отвечает за ведение дневника, может плохо знать, что смотрели, слушали, читали другие члены семьи;

-    не трудно подтасовать факты - отметить то, что не читали, не смотрели, не слушали.

Некоторой защитой от искажений может служить одно-двукратное посещение домовладений интервьюерами. Однако такая мера требует серьезного повышения затрат.
Опрашиваемых иногда поощряют небольшой оплатой или подарками.

Дневниковый метод наиболее сегодня распространен еще и потому, что позволяет измерять аудиторию сразу многих средств и каналов информации, получать из того же источника сведения о потребительском поведении, а также по любым интересующим заказчика вопросам. Вместе с тем считается, что вредно перегружать дневник: это плохо сказывается на тщательности, с которой респонденты должны сделать главное - зафиксировать свое аудиторное поведение.

Хотя дневниковые методики основаны на принципе самозаполнения (selfcompletion), многое зависит от интервьюеров. Они вначале звонят - с тем, чтобы убедить в необходимости участия в исследовании опрашиваемых, получить их согласие. Далее участвуют в контроле, организации как можно более полного возврата заполненных дневников. Это особенно трудно, если возврат почтовый.

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован