07 мая 2007
11662

Шарков Ф.И., Редичева С.С.: История выставочного дела (Учебно-методический комплекс)

МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА И УПРАВЛЕНИЯ

Институт современных коммуникационных систем и технологий

Кафедра рекламы


Рекомендовано Ученым советом Международной академии бизнеса и управления в качестве Учебно-методического пособия для студентов МАБиУ


Цель курса - дать полную информацию о роли выставок и ярмарок в современном обществе, влиянии на экономику и научно-технический прогресс. Исторический экскурс позволит студентам проследить как, в соответствии с изменяющимися условиями жизни, изменялись тематика выставок, экспонатура, формы и методы показа. В ходе занятий будет дана информация по классификации выставок, срокам их проведения, требованиям, предъявляемым к организаторам и участникам выставочных мероприятий, основным выставочным центрам как в Российской Федерации, так и за рубежом.

Превратившись в самостоятельный и важный сегмент экономики, выставки и ярмарки развиваются по законам, разработанным международными выставочными союзами и организациями. Осуществление государственной политики в сфере выставочно-ярмарочной деятельности и принятая Правительством РФ Концепция развития выставочно-ярмарочной деятельности позволяет эффективно использовать выставочные мероприятия, влиять на расширение торгово-экономических и научно-технических связей как внутри страны, так и за рубежом. С учетом значительного выставочного потенциала г. Москвы будут рассмотрены вопросы экономической эффективности выставочно-ярмарочной деятельности, ее роли в формировании рынка инновационной продукции, внедрении в производство наукоемких технологий и разработок. Широкая информация о принципах выставочной деятельности за границей, характеристика ведущих зарубежных центров, основных выставочных мероприятиях и принципах их организации позволит в дальнейшем практически использовать это в работе при формировании российских экспозиций, в том числе на Всемирных выставках "ЭКСПО".
Программа курса построена на основе отечественных и зарубежных разработок в области истории организации и проведения выставок, анализа выставочной деятельности в совокупности с объективными экономическими процессами, происходящими на данном этапе, а также пониманием выставок как совокупности социально-культурных черт современного информационного общества.

Учебный курс "История выставочного дела" включает в себя лекционные, семинарские и практические занятия. Особенности методики преподавания курса: занятия, как правило, организуются в диалоговых формах с демонстрацией аудиовизуального материала. Студенты в конце каждого занятия получают серии вопросов для самоконтроля.

Итоговой формой контроля знаний является зачет.

 

 

2.1. Учебно-методический план для студентов по специальности 032400.65  - реклама (очная форма обучения)

 

Наименование разделов и тем      Всего часовучебных занятийВ том числе аудит. учебных занятийИз них по видам учебных занятий
ЛекцииСеминары Самостоят.  Работа
Тема 1.        Выставки - зеркало экономики. Эффективность выставочно-ярмарочной деятельности 1044 6
Тема  2.        Государственная политика в сфере ВЯД  в России. Выставочнаядеятельность как инструмент маркетинга1044 6
Тема 3.        Классификация и терминология выставочно-ярмарочной деятельности.  Инфраструктура выставочной деятельности.  Международные соглашения в области выставочной деятельности168448
Тема 4.        Выставки и ярмарки до ХIХ  века148446
 Тема 5.        Выставки и ярмарки в  ХIХ-ХХ веках148446
Тема 6.        Всемирные выставки `ЭКСПО`1044 6
Тема  7 .      Выставочная деятельность и основные выставочно-ярмарочные комплексы в г. Москве и федеральных округах России1044 6
Тема 8.        Государственная политика организации выставочной деятельности в странах Европы.  Крупнейшие выставочные комплексы Европы и мира168448
Экзамен по дисциплине     
Всего по дисциплине100 48 321652

 

2.2. Учебно-методический план для студентов по специальности 032400.65  - реклама (заочная форма обучения)

Наименование разделов и тем      Всего часовучебных занятийВ том числе аудит. учебных занятийИз них по видам учебных занятий
ЛекцииСеминары Самостоят.  Работа
Тема 1.        Выставки - зеркало экономики. Эффективность выставочно-ярмарочной деятельности 10   10
Тема  2.        Государственная политика в сфере ВЯД  в России. Выставочнаядеятельность как инструмент маркетинга1422 12
Тема 3.        Классификация и терминология выставочно-ярмарочной деятельности.  Инфраструктура выставочной деятельности.  Международные соглашения в области выставочной деятельности1422 12
Тема 4.        Выставки и ярмарки до ХIХ  века10    10
 Тема 5.        Выставки и ярмарки в  ХIХ-ХХ веках10   10
Тема 6.        Всемирные выставки `ЭКСПО`1222 10
Тема  7 .      Выставочная деятельность и основные выставочно-ярмарочные комплексы в г. Москве и федеральных округах России164 412
Тема 8.        Государственная политика организации выставочной деятельности в странах Европы.  Крупнейшие выставочные комплексы Европы и мира1422 12
Экзамен по дисциплине     
Всего по дисциплине100 12 8488

 

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Тема 1.  Выставки - зеркало экономики. Эффективность выставочно-ярмарочной деятельности

Взаимосвязь экономического положения России и выставочно-ярмарочной деятельности (ВЯД). Выставочно-ярмарочная деятельность с позиций государства и предпринимателей. Эффективность выставочного бизнеса и превращение его в серьезный сегмент экономики. Главная направленность ВЯД в России. Требования  к  выставочному  оператору.

 

Тема  2. Государственная политика в сфере ВЯД  в России. Выставочнаядеятельность как инструмент маркетинга

Концепция развития выставочной деятельности Российской Федерации. Развитие материально-технической базы ВЯД. Интеграция России в международное выставочное сообщество. Вопросы повышения экономической деятельности  ВЯД. Формы повышения государственной поддержки. Проблемы таможенного контроля и оформления товаров, ввозимых (вывозимых) при осуществлении ВЯД.

 

Тема 3.     Классификация и терминология выставочно-ярмарочной деятельности.  Инфраструктура выставочной деятельности.  Международные соглашения в области выставочной деятельности

Терминология выставок. География и сроки проведения, размещение выставок. Новые формы проведения выставочных мероприятий.

Понятие инфраструктуры выставочной деятельности. Координация выставочной деятельности. Международные выставочные организации и союзы (УФИ, МСВЯ и т.д.).

 

 

Тема 4. Выставки и ярмарки до XIX века

 Причины возникновения ярмарок и их  роль в формировании торгово-экономических связей государств.  Основная товарная структура. Первая российская ярмарка в г. Васильсурске (1524 г.) и превращение ее в Макарьевскую (Нижегородскую).

                

Тема 5.        Выставки и ярмарки в  ХIХ-ХХ веках

Роль выставочно-ярмарочных мероприятий  в экономическом и научно-техническом потенциале государства. Генезис выставочного дела в России.  Основные выставочные центры России. Выставочное дело в Европе: характеристика основных центров и ярмарок.

 

Тема 6.        Всемирные выставки `ЭКСПО`

Классификация Всемирных выставок, сроки  их проведения. Организация Всемирных выставок. Обязанности стран-организаторов и стран-участниц  регистрация. Значимость и итоги проведения  Всемирных выставок  в Великобритании, Франции, Японии.

 

Тема  7 .      Выставочная деятельность и основные выставочно-ярмарочные комплексы в г. Москве и федеральных округах России

Выставочный потенциал Москвы и  оценка его экономического эффективности. Основные выставочно-ярмарочные комплексы и центры Москвы. Современное  положение в выставочной отрасли России и важнейшие приоритеты ВЯД  в Москве и федеральных округах. Рейтинги выставочной активности.  Государственные структуры, координирующие ВЯД. Система информационно-рекламного обеспечения ВЯД.

 

 

Тема 8.    Государственная политика организации выставочной деятельности в странах Европы.  Крупнейшие выставочные комплексы Европы и мира

Роль государства в системе ВЯД. Государственный контроль над  выставочной деятельностью в Германии, Франции, Италии, Великобритании. Вклад выставок в экономику стран. 

Краткая историко-экономическая характеристика выставочных центров Европы, Ближнего Востока, Китая, США,  Центральной и Южной Америки. Основная тематическая направленность выставочных мероприятий

Требования к городу, в котором функционирует выставочный центр, инфраструктурой для проведения  мероприятий. Современные тенденции развития выставочной деятельности.

 

 Методические рекомендации и тесты для контроля знаний по темам

Успешное освоение дисциплины требует кроме работы студентов в аудитории целенаправленной самостоятельной работы студентов. Для самопроверки освоенности темы следует внимательно прочитать  предлагаемые вопросы по теме и дать на них ответ. Если требуется помощь, нужно получить консультацию у преподавателя, ведущего курс.

 

Тема 1.

1.     Назовите объективные предпосылки возникновения выставок.

2.     В чём сущность выставочной коммуникации?

3.     Раскройте взаимосвязь экономического положения России и выставочно-ярмарочной деятельности.

4.     Раскройте выставочно-ярмарочную деятельность с позиций государства и предпринимателей.

5.      Почему выставочно-ярмарочная деятельность превращается  в крупный сегмент экономики?

6.      Приведите основные направления выставочно-ярмарочной деятельности в России.

 

Тема 2.

1.                Какой документ раскрывает концепцию развития выставочной деятельности Российской Федерации.

2.                 Раскройте исторические основы интеграции России в международное выставочное сообщество?

3.                 Перечислите формы государственной поддержки выставочно-ярмарочной деятельности.

 

Тема 3.

1.                Раскройте основные термины, характеризующие выставочно-ярмарочную деятельность.

2.                Объясните отличия старых  и новых формы проведения выставочных мероприятий.

3.                Перечислите компоненты современной  инфраструктуры выставочной деятельности.

4.                Опишите историю формирования и развития Международных выставочных организаций и союзов (УФИ, МСВЯ и т.д.).

 

Тема 4.

1. Как в общем можно охарактеризовать выставки и ярмарки, проводимые до XIX века?

2.                 Назовите основные причины возникновения ярмарок и их  роль в формировании торгово-экономических связей государств.

3.                  Когда была открыта первая российская ярмарка вг.Васильсурске?

4.                  Раскройте основную товарную структуруНижегородской ярмарки.

 

Тема 5.

1.                Назовите наиболее общие признаки выставок и ярмарок, проводимых в  ХIХ-ХХ веках.

2.                 Раскройте роль выставочно-ярмарочных мероприятий  в экономическом и научно-техническом потенциале государства.

3.                Генезис выставочного дела в России. 

4.                Перечислите основные выставочные центры России.

5.                Охарактеризуйте выставочное дело в Европе (характеристика основных центров и ярмарок).

 

Тема 6.

1.                Раскройте историю создания и развития `ЭКСПО`.

2.                 Сделайте классификацию Всемирных выставок, сроки  их проведения.

3.                 Опишите обязанности стран-организаторов и стран-участниц  регистрация.

4.                В чем заключается значимость и итоги проведения  Всемирных выставок  в Великобритании, Франции, Японии.

 

Тема 7.

1.                 Охарактеризуйте своеобразие российских выставок по отношению  западноевропейской?

2. Как определить национальные черты лубочной традиции в выставочном процессе?

3. Что побуждало российских монархов XVIII века самолично участвовать в уличных маскарадах?

5. Что из раннего опыта выставочной деятельности можно использовать в наши дни?

6. Перечислите современные тенденции развития выставочной деятельности.

7. Раскройте выставочный потенциал Москвы и дайте  оценку его экономического эффективности.

8. Перечислите основные выставочно-ярмарочные комплексы и центры Москвы.

9. Раскройте современное  положение в выставочной отрасли России и важнейшие приоритеты ВЯД  в Москве и федеральных округах

 

Тема 8.

1. Назовите общие признаки формирования государственной политики организации выставочной деятельности в странах Европы. 

2. Перечислите крупнейшие выставочные комплексы Европы и мира.

3. Какова роль государства в системе выставочно-ярмарочной деятельности?

4. Как осуществляется государственный контроль над  выставочной деятельностью в Германии, Франции, Италии, Великобритании.

5. Дайте краткую историко-экономическую характеристику выставочных центров Европы, Ближнего Востока, Китая, США,  Центральной и Южной Америки. Раскройте их тематическая направленность выставочных мероприятий.

6. Требования к городским властям и к  городу, в котором функционирует выставочный центр, инфраструктурой для проведения  мероприятий.

 

 

Вопросы для самоподготовки к курсу ` История выставочного дела`

 

 

1.                Как отражается экономическое положение в стране на развитие выставочной деятельности?

2.                 Назовите причины возникновения ярмарок в Средневековье.

3.                 Назовите основные выставочные центры и мероприятия в России в 19 веке.

4.                 Охарактеризуйте выставочную Москву  (основные центры, мероприятия).

5.                 Назовите  основные типы выставочных мероприятий.

6.                 Какие требования предъявляются к выставочному  организатору и персоналу?

7.                 Что входит в понятие `инфраструктура выставочной деятельности`?

8.                 Какие структуры координируют выставочную деятельность?

9.                 Какие  требования предъявляются к международным выставочным центрам?

10.             Чем обусловлена необходимость разработки Концепции развития выставочной деятельности в г. Москве?

11.              Какие приняты международные соглашения в области выставочной деятельности?

12.             Назовите крупнейшие выставочные центры Европы, США.

13.             В чем  заключается  особенность выставочной деятельности в регионах России?

14.             Назовите отличительные признаки Всемирной выставки `ЭКСПО` от других выставочных мероприятий.

15.             Роль Торгово-промышленной палаты РФ в формировании ВЯД.

16.             Почему выставочная деятельность является инструментом маркетинга?

17.            В чем заключается отличие ЭКСПО от других выставочных мероприятий?

18.            Назовите основные выставочные центры г. Москвы, в чем их отличие?

19.            Что входит в основные правила успешного проведения выставки?

20.            Какова роль выставочно-ярмарочных мероприятий?

 

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован