29 января 2004
704

`Шереметьево` досталось `Альфе`

Новая управляющая компания обещает потратить на аэропорт 2 млрд. долларов

ОАО "Международный аэропорт "Шереметьево" (МАШ) все-таки получило управляющую компанию. Победителем тендера, как и ожидалось, стала "Альфа-Шереметьево". Новый управляющий собирается сделать из "Шереметьево" один из лучших аэропортов в Европе и готов потратить на эти цели до $1.5-2 млрд.

Аэропорт захлебнулся в пассажирах

Построенный к московской Олимпиаде МАШ давно перестал отвечать современным требованиям. Раcсчитанный на максимальный пассажиропоток 9-10 млн. человек, он сейчас пропускает 11.3 млн. Несколько лет назад, до того, как модернизированный "Домодедово" стал стремительно оттягивать на себя потоки и авиакомпании, через "Шереметьево" проходило до 13 млн. человек.

Аэропорт буквально захлебывается. Ситуация, когда хвосты огромных очередей к стойкам вылета в разных концах зала перемешиваются под табло в центре, давно уже стала стандартной. Особенно в пиковые праздничные даты, когда туристические чартерные рейсы стартуют с интервалом в 15-20 минут.

Мировая практика показывает, что для успешного функционирования аэропорту необходимо становиться хабом - крупным узлом, в котором стыкуются международные рейсы. "Шереметьево" в его нынешнем виде выполнить эту задачу не может никак - хотя бы потому, что слотов с удобными стыковками катастрофически не хватает, а из одного терминала в другой и пассажирам и багажу приходится добираться автобусом.

Кроме того, любой путешественник может на глаз определить недостатки МАШа. Тут и постоянная путаница с регистрацией, и нехватка кабинок для пограничного контроля, и отсутствие тележек для багажа (пусть даже и платных), и халатность по отношению к соблюдению элементарных правил безопасности, и регулярная потеря грузов. В последнее время прибавилось еще одно неудобство: машины, привозящие пассажиров, не могут проехать дальше начала эстакады перед комплексом аэропорта, поэтому наверх, к залу вылета, людям приходится идти пешком. А встретить путешественников у дверей зала прилета могут только такси, постоянно работающие в "Шереметьево", поездка в которых обойдется как минимум в 1.5 тыс. руб. вне зависимости от дальности маршрута.

Конкурс чистильщиков

И администрация МАШа, и компании, претендовавшие на участие в тендере, признавали, что сервис в аэропорту далек от нормального. Даже Валерий Окулов, гендиректор "Аэрофлота", для которого "Шереметьево" является родным домом, называет аэропорт не иначе, как "позором". Приход управляющей компании в данной ситуации считался всеобщим благом. Правда, интересы у каждого участника тендера в данном случае были свои.

Требования к участникам тендера были довольно жесткими. Например, размер активов учредителей должен был составлять более 60 млрд. руб., а собственные средства - не менее 15 млрд. руб. Заявку первоначально подавали ООО "Интертерминал", учредителями которого являются "Аэрофлот", Национальный резервный банк и французская компания Vinci, "Альфа-Шереметьево", учрежденная "Альфа-Эко", инициировавшей проведение этого тендера, альянс ООО "Имбера" и ООО "Спецпроектинвест", имеющее отношение к Межпромбанку и "Ингосстраху". Заявка "Спецпроектинвеста" была отклонена 20 января из-за отсутствия у компании банковских гарантий. "Имбера" сошла с дистанции из-за неправильно оформленной документации. В конце концов основная борьба шла между "Альфа-Шереметьево" и "Интертерминалом".

"Аэрофлот", имеющий долю в половине компаний, работающих в "Шереметьево", и кровно заинтересованный в управлении аэропортом, схватку проиграл. Выиграли ли пассажиры - пока непонятно. Конкретных предложений по реконструкции и реорганизации МАШа у "Альфа-Шереметьево" пока нет. Игорь Барановский, генеральный директор "Альфа-Шереметьево", утверждает, что в планах его компании сделать из МАШа не просто аэропорт европейского класса, а хаб, который входил бы в число лучших в Европе. Но для начала необходимо привлечь лучшие креативные силы (в том числе и зарубежные) для разработки детального плана развития аэропорта до 2015 года. Готовить подобный документ "Альфа-Шереметьево" пока не начинала. Барановский утверждает, что такого плана не было и у конкурентов. "Проект по составлению плана рассчитан на полгода и является очень капиталоемким. Делать его для того, чтобы просто оставить себе на память, не хотелось", - объясняет он. Кроме того, "Альфа-Шереметьево" хочет изучить реальную картину дел в аэропорту. Барановский подозревает, что она может оказаться совсем не такой, как в бумагах, предоставленных администрацией МАШа, поэтому для начала понадобится хотя бы детальный экспресс-аудит.

Новая жизнь аэропорта начинается сегодня

Барановский обещает уже с нынешнего четверга начать выявлять болевые точки "Шереметьево". Устранить несуразности, допущенные при проектировании аэропорта, и выстроить грамотную транспортную логистику единого узла быстро не получится. Построить новый терминал или хотя бы еще одну взлетную полосу - тоже. Но улучшить сервис для пассажиров можно быстро. "Альфа-Шереметьево" обещает этим заняться. "Согласно тендеру, мы становимся управляющей компанией на три года. За это время мы надеемся как минимум продемонстрировать серьезность своих намерений", - говорит Барановский.

По экспертным оценкам, которые использовала "Альфа-Шереметьево", в решение комплекса вопросов вокруг "Шереметьево" необходимо вложить $1.5-2 млрд. Компания готова постепенно инвестировать эти средства, но при условии, что государство создаст компании нормальные условия для работы и даст гарантии. Каких гарантий "Альфа" хочет от власти, Барановский не говорит. Барановский не скрывает, что предстоящий инвестиционный конкурс (на постройку третьего терминала и реконструкцию) - это отдельная песня и условия его еще будут оговариваться отдельно.

Вложения "Интертерминала" должны были оказаться гораздо скромнее. По словам Льва Кошлякова, заместителя генерального директора "Аэрофлота", на третий терминал нужно потратить $350 млн. и еще около $200 млн. - на реорганизацию нынешнего МАШа. "Дело не в деньгах, - утверждает Кошляков. - Мы предлагали уникальный профессиональный опыт "Аэрофлота" по организации перевозок, а также опыт Vinci по строительству и управлению аэропортами по всему миру. В отличие от "Альфы", мы были заинтересованы в первую очередь в улучшении работы аэропорта. А их интересует только получение прибыли".

Теперь "Альфа-Шереметьево" получит 1% от годовой выручки аэропорта и 2% от чистой прибыли в качестве вознаграждения за управление. При таких условиях у компании нет особых стимулов для сокращения издержек аэропорта. Из этого следует, что быстрой реорганизации работы МАШа не будет - во всяком случае в той части, которая не касается взаимоотношений с аэрофлотовскими компаниями. О том, что в итоге получат пассажиры, можно будет реально говорить не раньше чем через полгода.

29.01.2004
www.aviaport.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован