23 апреля 2008
1692

Широкополосный доступ в Интернет закрыт для 98,5% россиян

Драйвером рынка телекоммуникаций в 2007г. стал сегмент широкополосного интернет-доступа (ШПД). Доходы провайдеров превысили 1 млрд долларов, говорят участники рынка, а темпы прироста доходов ускорились за год почти на 100%, обогнав, таким образом, рынок сотовой связи.

По данным J-son & Partners, доходы сотовых операторов выросли на 36% (в абсолютном выражении, заметим, они, как и прежде, несоизмеримо велики: доходы сотовиков в 2007г. составили 20 млрд долларов).

"Но сотовая связь уже есть у людей, а нормального Интернета, если не брать Москву и Санкт-Петербург, как не было, так и нет, - говорит в эфире РБК-ТВ в программе "В фокусе" вице-президент компании "Корбина Телеком" Александр Малис. - ADSL теряет свои позиции повсюду. Поэтому те, кто занимается оптоволокном, в выигрышной ситуации. Понятно, что когда у тебя есть до абонента очень широкая "труба", тебе есть что предложить".

Однако, по словам эксперта, развитию предложения в регионах мешает дуополия "Ростелекома" и "Транстелекома", а также недостаток средств у российских провайдеров для строительства каналов (в связи с чем на рынке развернулись процессы M&A).

"Проблема в регионах, с одной стороны, административный ресурс, который не пускает никого, кроме привычных компаний "Связьинвеста", - соглашается директор по маркетингу и PR-кампании XXline Илья Садовский. - С другой стороны, мы понимаем, что построить канал и загрузить его - это определенная проблема".

"Это проблема размера, - возражает А.Малис. - В любой регион сегодня выгодно провести канал. В регионах настолько большой отложенный спрос на Интернет, что ты его все равно загрузишь. Мы подали, например, в Ростов гигабит, но уже понимаем, что летом будет два". Оговоримся: строительство линии стоит от 10 до 20 тысяч долларов за километр. Подобные инвестиции по силам разве что крупным компаниям. Вот почему концентрация рынка - насущная необходимость, объясняют акулы широкополосного доступа средним и малым провайдерам.

Проблема же бюрократических препон сводится к политической воле руководителей регионов. "В Москве каждый дом, куда мы подвели Интернет, обильно смазан выпитой чиновниками нашей кровью. И в регионах то же самое, - негодует вице-президент "Корбина Телеком". - Правда, есть несколько примеров. В Ульяновске губернатор стукнул кулаком и сказал: "Хочу, чтобы Интернет был". Удивительная вещь: мы за 3 месяца построили там сеть. В других регионах, где нет такой воли, Интернет в зачаточном состоянии".

В Москве же, где этап первоначального строительства уже позади, ныне несколько меньше подводных камней. Вследствие конкуренции тарифы снижаются, и развитие даже получает корпоративный сектор SOHO (Small Office/Home Office). "ARPU (средняя выручка на одного пользователя) у корпоративного сектора гораздо выше, - объясняет И.Садовский. - И сегмент услуги "комплекс-офис" интересен своей масштабностью". Конечно, в сегменте SOHO не те доходы, что от больших офисов, но ведь малых офисов гораздо больше: на каждые 2-3 жилых дома как минимум одно предприятие, когда в ЦАО Москвы на дом приходится по 2 малых предприятия. "Доходы от одного предприятия маленькие, но с улицы, вроде бы, уже нормальные получаются", - говорит о перспективах SOHO А.Малис.

Зарабатывать провайдеры будут как за счет предоставления Интернета, так и за счет пакетных услуг TriplePlay. "Деньги лежат не в абонентской плате за сотни каналов (IT-телевидение), а в спонтанном спросе: вы платите за использование архивов и т.д.", - делится секретами будущих заработков А.Малис. "Спонтанный спрос из дома - это хорошо. Но то же самое можно сделать на работе. Понятно, что часть трафика "генерится" таким образом", - добавляет о тех же "фокусах" в сегменте SOHO И.Садовский.

Остается добавить, если проникновение ШПД к концу 2007г. в Москве коснулось 38% горожан, тогда как для граждан РФ в целом эта услуга остается недоступной. По данным Fitch Raitings за 2007г., широкополосным доступом в России пользовались 1,3% населения, по другим данным - 1,5%. Получается, что большинство пользователей в России - 22,5% из 24%, по последним данным Мининформсвязи, - довольствуются выходом в Интернет через dial-up и ADSL, которые уже почти считается атавизмом в Москве.

"В регионах нет конкуренции, - отрезает в заключение программы "В фокусе" на РБК-ТВ А.Малис. - Там все просто: большие операторы МРК "Связьинвеста", укравшие в свое время все, что могли, продают Интернет очень дорого. Те, кому нужен Интернет позарез, его покупают, остальные пользуются, отключая картинки, звук и т.п."

23.04.2008
Источник: top.rbc.ru
www.top.rbc.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован