19 февраля 2007
1880

Школа должна быть для ученика

Интервью с председателем Московского комитета образования Л. П. Кезиной.

- Любовь Петровна, одно из интервью с вами было озаглавлено "Все проблемы ваших детей я решу". Вы действительно чувствуете в себе силы решить все проблемы? Если да, то что придает вам такую уверенность? На чем она основана?

- Это интервью было опубликовано в газете "Мир новостей". Журналисты верны себе. Я так самонадеянно не отвечала. Все журналисты оказались родителями и у них были вопросы, на что я им и ответила, что все проблемы решу. А они взяли и вынесли это в заголовок. А с другой стороны, я чувствую в себе силы решать вопросы. Я считаю, что одна из моих сильных сторон, как руководителя, это то, что я стараюсь решать вопросы. Когда ко мне приходят на прием люди, когда мне пишут письма, когда я просто читаю в газете, что кому-то плохо, я не могу оставаться в стороне.

Вот конкретный пример. Мальчишка лет 14-15 из Санкт-Петербурга, написал о том, что он учится на 4-ом курсе внегосударственного университета, осталось проучиться один семестр, но у него нет денег. Он у всех просил дать ему кредит, чтобы он окончил университет, а потом заработает деньги - вернет. Он обращался к Жириновскому, к Березовскому, к кому только не обращался. Я с этим вопросом обратилась к Виктору Ивановичу Деникину - заместителю полномочного представителя Президента по Центральному округу и попросила его найти возможность помочь этому парню. Я с ним долго беседовала накануне, убеждала его, что нельзя бросать мальчишку в таком положении. Деникин обещал решить этот вопрос положительно. Я не могу, когда людям плохо, я должна решать такие вопросы.

- От одного из родителей я недавно услышал такую формулировку: "Современное обучение ведется дома, родителями, а учитель выступает в роли куратора". Что скажете по этому поводу? Есть прецеденты?

- Это неправда. В Москве, кстати, пытались выстроить систему открытого образования. Открытое образование - это и дистантное, и семейное и экстернатное обучение. Одна из форм - семейное воспитание, и мы уже давно, несколько лет назад, дали возможность эту форму реализовать нашим москвичам-родителям. У них есть право обучать своих детей дома: хотят - своими силами, хотят - нанимают учителей. При этом обучение оплачивается из бюджета по нормативу. Поэтому такие заявления родителей не очень состоятельны. Все-таки учит школа. И государственная и негосударственная.

- Вы считаете, что семейное образование перспективно?

- Я считаю, что оно имеет право на существование. У нас же есть родители очень умные, толковые, которые в состоянии дать своим детям образование. Есть родители, которые не хотят, чтобы ребенок находился в коллективе в школе. У них есть право пригласить к себе преподавателей и учить детей дома.

- Есть мнение, что изменения в школе не должны выражаться в сокращении предметов. Нужно идти путем профилизации, но делать это в старших классах, акцентируя предметы по профилю. Каково ваше мнение?

- Мое мнение такое: на сегодняшний день до безобразия раздуто количество предметов и до безобразия раздуто содержание. Программы огромные и многие из них продолжают раздуваться, раздуваться, раздуваться. У нас, к сожалению, сложилась такая практика в России, да и в Москве: депутаты периодически считают необходимым принять решение или дать рекомендации ввести такой-то предмет в школе. В результате такого "творчества" непрофессионалов все пришло к тому, что за последние 20-30 лет на 30% увеличилось количество предметов и содержание школьных программ. Сейчас стоит задача на 20 % сократить объем содержания, сократить количество предметов для детей, убрать все то, что требует механического запоминания. К сожалению, такого материала очень много, зачем-то заставляют ребят зубрить. Я считаю, что для этого надо издавать информационные справочники. Когда нужно ученику, он сможет влезть в этот справочник и найти любой материал. Совсем не нужно, чтобы он его всю жизнь помнил.

И что касается старшей школы. Она должна быть обязательно профильной, это мое глубокое мнение. Кроме того, у всех ребят есть что-то свое. Один увлекается гуманитарными предметами, другой - техникой, третий - математикой, четвертый - искусством. Зачем учить всех одинаково? Надо дать ребятам возможность выбрать тот профиль, который им нужен. При этом, организовывая профильные классы, нужно дать возможность выбора предметов. По учебному плану недельная нагрузка у старшеклассника должна быть 36-37 часов. Это сейчас. Дальше будут приняты базисные учебные планы, которые предусмотрят максимальную нагрузку детей. Так вот, из 36-ти часов надо дать 20 на базовые предметы, которые необходимо изучать всем, а 16 часов оставить ученику, чтобы он набрал те предметы, которые ему нужны. Если будет выстроена профильная школа, если будет дана возможность выбора учениками предметов, не нужны будут репетиторы, и ребята будут готовиться в вузы, обучаясь в старшем звене школы. Собственно говоря, все эти споры: школа должна готовить в вузы, не должна готовить... Если он пришел в старшее звено школы, значит он уже мыслит себе дальнейшее обучение в вузе. Вот это нужно делать обязательно.

Если говорить о Москве, то у нас опыт работы профильной школы есть.10 лет тому назад мы создали лицеи - это школы третьей ступени, которые спрофилированы на вузы. У нас есть лицей МИФИ, лицей МЭИ и так далее. Как раз такая профилизация и направленность позволяет ребятам в дальнейшем определяться: куда он идет, в технический вуз или в гуманитарный. Это очень правильно, создание профильных школ.

- Многие жалуются на обилие школьных мероприятий. Экскурсии, цирки, театры, фотографы. Не секрет, что часто все это далеко не самого лучшего качества, если не сказать сильнее. Чаще всего подобные мероприятия похожи на откровенную "стрижку" родителей, мероприятия проводятся в основном за их счет. Нельзя ли все это взять под контроль, гарантирующий хотя бы качество мероприятий?

- Комитет не может это взять под контроль. В Москве в подведомственной Комитету системе 4 тысячи учреждений. Это должен взять под контроль прежде всего директор школы. Сегодня по положению о школе очень многие права даны именно директору школы, который является управленцем в своем учреждении, при этом контроль должны осуществлять окружные комитеты образования. Но ведь контроль может осуществляться как со стороны родителей, так и со стороны детей.

Мы говорим о том, что в каждой школе должны быть попечительские советы. В состав этих попечительских советов входят и родители, и попечительский совет может контролировать. Я считаю, что сегодня уже не должна быть такая школа, которая была ранее, когда она диктовала, что надо делать, когда ученик был для школы. Это неправильно. Сегодня школа должна быть для ученика, для родителя. Поэтому ребята вместе с родителями - полноправие участники всего образовательно-воспитательного процесса в школе. От них должно очень многое зависеть. У нас недавно проходила коллегия. Мы подводили итоги работы комитета за 2000 год и пригласили председателя городского родительского совета, председателя городского ученического совета, и они нам высказывали те проблемы, которые сегодня встречаются на их пути. Выступление ученика - руководителя городского ученического совета было очень грамотным, очень профессиональным, он высказывал разумные вещи, это отметили все участники коллегии. Так что было бы более правильно, если бы ребята, особенно в старших классах, сами для себя выстраивали ту работу, которая им интересна и нужна. Никогда ни один учитель не сделает для них то, что они сделают сами для себя. Учитель может только помогать, сопровождать, а делать они должны все сами.

Что касается оплаты всех мероприятий: мы категорически запрещаем брать на это деньги с родителей. Все можно организовать и сделать через попечительский совет. Попечительский совет имеет свой расчетный счет в банке, куда родители могут сдавать деньги. Причем все это обезличенно: кто сколько сдал, кто на что сдал, это никогда не будет известно школе. Тогда у родителей не будет оснований говорить о том, что моему сыну поставили плохую оценку только за то, что я не сдала на что-то деньги. Я думаю, эту систему надо выстраивать именно так.

- Есть жалобы, что из школ идет отток молодых специалистов. В первую очередь это происходит из-за откровенно плохих материальных условий. Более того, профессия учителя становится мало престижной. Есть ли какие-то реальные сдвиги в перспективе?

- Здесь я не совсем согласна с вами. В системе комитета созданы педагогические вузы, такие как городской педагогический университет, он существует уже 5 лет, 3 года - психолого-педагогический институт. В этом году мы открыли московский гуманитарный педагогический институт, в рамках университета открыли педагогический институт физической культуры, есть институт делового администрирования - в системе комитета 5 вузов. Мои встречи в этих институтах со студентами, их участие в конкурсе "Учитель года", в номинации "Дебют", их приход в школу на стажировку (наша система несколько отличается от педагогического образования в России, там месяц педагогическая практика, а у нас учебная стажировка - год на последнем курсе) - все это показывает, что в школы приходит очень хорошая, интересная, умная молодежь. Я бы сказала, очень патриотически настроенная молодежь. Кстати, в педагогические вузы большой конкурс. В среднем 4 человека на место. А на такие факультеты, как иностранные языки, юридический, психологический - до 12 человек на место. Не было бы востребованности учительской профессии, не было бы конкурса в педагогические вузы. Теперь относительно тех ценностей, которые они несут с собой в школу. Да, наверное, есть сегодня переоценка этих ценностей. Учителя, которые приходят в школу, требуют, чтобы их социальный статус в обществе был значительно выше, нежели раньше и, естественно, соответствующей оплаты труда. И в этом они абсолютно правы.

Я всю жизнь прожила в образовании. Когда пытаются сегодня говорить, о том (особенно те, кто любит организовывать забастовки и митинги), что сейчас стало плохо учителю, я с ними не согласна. Учителю было плохо всегда. К сожалению, в России, а ранее в Советском Союзе, статус учителя был всегда низок, учителя всегда получали очень низкую зарплату. Никогда учитель не получал зарплату такую, как в других отраслях. Всегда было плохо. Я это утверждаю, потому что сама жила на те копейки, которые получала как учитель начальных классов, как учитель истории и так далее.

Я считаю, что если мы хотим построить сильное общество, в котором будут хорошо идти экономические программы, общество, которое будет развиваться правильно, нужно поставить во главу угла образование. И понять, наконец, что учитель - это не тот человек, который является бюджетником, получающим зарплату по остаточному принципу. Именно учитель, именно школа, именно вуз, именно образование сумеют сегодня подготовить ту категорию людей, которая будет вершить судьбу государства. Не поймет это наше правительство и государство, и далее оно будет также прозябать, как прозябало и прозябает сейчас. Сколько уже экономических реформ за последние 10 лет провели? Как была у нас экономика в запустении, так она и сейчас в запустении. Как не двигались экономические реформы, так они не двигаются и сейчас. Сменяет один министр экономики другого, один премьер правительства меняет другого, а воз и ныне там. А все почему? Потому что, очевидно, экономическое образование в нашей стране было не то.

Надо давать такое образование, которое позволит нашу страну вытаскивать из всех проблем.

- Как только я услышал слово "школа", тут же услышал и слово "реформа". Слово, которое постоянно вгоняет в дрожь и учителей и родителей, сеет панику, вызывает нездоровый ажиотаж, подогреваемый нашей, сегодня, увы, слишком падкой на скандалы, прессой. Со временем у меня зародилась крамольная мысль. Почему нельзя разработать долгосрочную программу развития образования вообще и школы в частности. И планомерно, поступательно выполнять эту программу. Возможно, тогда и не нужны будут эти самые "реформы", только лихорадящие школу. Я не слишком наивен?

- Нельзя реформу выстраивать на длительное время. Цикл изменений, которые происходят в обществе, укладывается в 5 лет. Через 5 лет все надо обновлять.

- Обновлять и реформировать - разные вещи.

- Разные. К сожалению, последние реформы, которые были у нас более 30-ти лет назад, мало что дали. Пожалуй, заслуга предыдущей реформы - это компьютеры, предметы "информатика", "информационные технологии" и, увы, практически все. Поэтому сейчас школа нуждается в реформе, в новом содержании образовательного процесса. Она нуждается в новых учебниках, в новых программах, в подготовке новых кадров для работы в школе.

Я должна сказать, что в Москве давно идут реформы. Мы не рассуждаем: надо, не надо, мы идем путем реформ. Многое из того, что предлагается правительством РФ к действию, у нас в Москве уже в той или иной степени делается. Мы не собираемся коренным образом что-то ломать, мы не собираемся бросаться в эксперименты, не продумав их. Наш принцип: не навреди ученику. Скажем, единый национальный экзамен. Через 3 года, когда он завершится на территории ряда регионов, которые вступают в эксперимент, мы посмотрим, какая форма проведения единого национального экзамена наиболее близка Москве.

Москва - огромный мегаполис, и здесь наломать дров можно очень легко. Точно также и 12-летка. Мы дадим возможность школам, которые хотят, провести эксперимент по 12-летке, другим по 11 -летке, но по тем базисным учебным планам, что и для 12-летки. Мы сейчас готовим учебный базисный план по перераспределению учебного времени. Планируем увеличить каникулы весенние, осенние, сократить каникулы летние и так далее. Это тоже будет эксперимент. Мы даем право нашим школам провести добровольно по выбору эксперимент, для того, чтобы потом сказать, каким путем мы будем двигаться. Поэтому слово "реформа" не бросает нас в дрожь.

- Я слышал, что недавно вы затрагивали вопрос о развитии кадетского образования. Расскажите подробнее, что в реалиях?

- 13-го февраля по инициативе комитета на заседании правительства Москвы обсуждался такой вопрос. Мы выносили программу о развитии кадетского образования. Я должна сказать, что мы рассматриваем кадетские учреждения, как учреждения светские. Учреждения, которые дают образование светское, гражданское, но не военное.

Ребята, окончившие кадетские учреждения, могут поступать в любые вузы, в том числе и в военные. Какую цель преследуем мы, создавая в системе образования эти учреждения? Я подчеркиваю, в системе образования, потому что есть кадетские корпуса в системе Министерства Обороны, в Красноярске - в системе управления казачества, и так далее. Задача, которую мы ставим перед этими учреждениями - дать хорошее воспитание мальчишкам. Воспитать юношей, воспитать мужчин. Таких, которые способны быть защитниками семьи, женщин, своей Родины, своего Отечества. Это будет действительно по-настоящему хорошее воспитание для мужчин.

- Не секрет, что уроки физкультуры учащимися активно игнорируются. В основном из-за отсутствия дифференцированного подхода к детям. Физические возможности у всех разные, а оценка одна. Высказывались идеи о восстановлении в школе комплекса, наподобие ГТО. Действительно - это был комплекс, включавший несколько ступеней, что давало возможность на каждой ступени добиться определенных результатов, исходя из индивидуальных возможностей. И, что немаловажно, там присутствовал соревновательный момент. Или сегодня это не актуально?

- Возвращать ГТО сегодня вряд ли нужно. А вот систему соревновательности, конечно же, вводить нужно, что, собственно говоря, мы и делаем. У нас, кстати, с помощью вашего журнала напечатан календарь, где есть спортивные мероприятия, которые проводятся не между спортивными школами, а между учащимися общеобразовательных школ. Мы сейчас думаем над тем, чтобы возродить школьную спартакиаду.

Я не согласна с тем, что урок физкультуры - один из нелюбимых. Сейчас, когда ребятам дано право выбирать выпускные экзамены, многие выбирают физкультуру. Для нас это было очень неожиданно. Это показывает, что физкультура нравится. Другое дело, что нас самих урок физкультуры не очень удовлетворяет. Мы держим в поле зрения этот урок, особенно сейчас, когда мы отдали спортивные школы в ведение спорткомитета, вплотную стали заниматься уроками физкультуры. Да, ребята имеют разное состояние здоровья, и для них один и тот же урок не подходит, поэтому нужна для физически здоровых ребят одна основа урока, для ребят освобожденных или ребят ослабленных, должна быть лечебная физкультура, что мы и начали вводить. Как задачу мы видим возможность давать ребятам на уроке физкультуры делать то, что им хочется. Вот мы, кстати, вчера разговаривали с председателем комитета здравоохранения, обсуждали эту проблему. Почему все ребята должны одновременно лезть на канат? А может быть, кто-то не хочет лезть на канат. Или почему все ребята должны что-то делать на шведской стенке, когда в этот момент, кто-то как раз захотел полезть на канат? Поэтому необходимо продумать эти вопросы: как проводить уроки, чтобы они были более вариативными, чтобы у ребят было больше интереса к этим урокам?

Проблем очень много. Одна из них заключается в финансировании: надо больше преподавателей, в том же 3-4 классе надо не одного преподавателя, а двух. Нужно делить на уроке учащихся на группы, а для этого надо иметь больше преподавателей и больше финансирования. Я думаю, мы эту проблему преодолеем. Урок физкультуры должен быть в школе обязательно, он должен быть одним из любимых предметов. Двигательная активность ученика в течение недели должна составлять 6-10 часов, без уроков физкультуры не обойдешься.

- Как вы относитесь к прогимназиям различного профиля, обучающих детей с 3-х лет? Есть ли контроль за их деятельностью, и если есть, то как он осуществляется?

- Отрицательно отношусь к прогимназиям, которые обучают детей с 3-х лет. Их создают, как правило, негосударственные учреждения. В нашей системе есть прогимназии, это учреждения, где дети учатся в начальной школе. Затем эти ребята, закончив прогимназию, имеют право поступить в гимназию. По московскому положению гимназии начинают работать с 5-го класса. А вот когда детей с 3-х лет загоняют в систему обучения, это неправильно.

Мы в Москве сейчас выявили тех детей, которые не посещают детский сад, и считаем, что на будущий год все эти детки должны пройти систему дошкольного образования, побывать в детском саду, в группах, которые будут готовить детей к школе. Это могут быть группы кратковременного пребывания: или полдня ребенок в садике, или садик устраивает 2-3 раза в неделю занятия, но задача в том, чтобы дать ребенку развитие и подготовку к школе, чтобы в первый класс дети и из семьи, и из детского сада, пришли одинаково подготовленными. Вот это, наверное, наиболее правильная система.

- Мы сейчас сталкиваемся с проблемой распространения. Практически все фирмы, занимающиеся реализацией печатной продукции отказываются брать образовательные журналы. Мало того, даже Роспечать берет очень неохотно, многие агентства отказывают. Как на уровне правительства Москвы можно решить этот вопрос? Должен же быть обязательный минимальный ассортимент. Иначе на лотках лежат только бьющие по неокрепшим головам "Молотки" и "Кулы".

- Наверное, вы правы. Хотя я сама в киосках не покупаю никакие журналы. Как-то не стоял перед нами этот вопрос, мы им не занимались, скажу вам откровенно. Поэтому мы его ставим перед собой и обязательно проработаем с комитетом средств массовой информации и телекоммуникаций, который создан при правительстве Москвы. Раз вы говорите, значит, в этом есть проблема и надо действительно, чтобы эти журналы были и в киосках. Мы стараемся, чтобы наши журналы, которые есть в области образования достигали, прежде всего, школы, а, очевидно, надо, чтобы эти журналы попадали и к родителям. Займемся этим вопросом.

- Как вы смотрите в будущее?

- Я по натуре страшный оптимист. Я смотрю в будущее с надеждой, что все-таки наше образование будет не на словах, а на деле приоритетным.

- Если вы смотрите в будущее с надеждой, значит, это вселяет надежду и в нас.

- По крайней мере, те наши организации, учреждения, средства массовой информации, с которыми мы делаем одно дело, всегда могут надеяться на поддержку комитета. А вас я хочу поблагодарить за очень хороший журнал. Журнал признан. Самое главное, что этот журнал не стоит на месте. Начинал одним, стал другим, сейчас уже и приложения, стенгазета, чего только нет. Я поняла, что в этом журнале работает очень творческий коллектив. Мне хочется пожелать, чтобы вы не останавливались на достигнутом, а тоже шагали с уверенностью и надеждой в будущее. Спасибо вам.

Беседу провел Виктор Меньшов
Журнал "Наша школа", N 4 за 2001 г.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован