01 апреля 2002
102

Школьное и высшее образование

Школьное образование

В 1996/1997 учебном году в КБР работало 256 общеобразовательных школ (143968 учащихся), функционировали 6 лицеев и 10 гимназий. Имеются также три негосударственные общеобразовательные школы, в которых обучается 109 учащихся (в 1995/1996 уч. г. . 127). В 1997 г. среднюю школу окончили 75784 учащихся, из них 319 выпускников получили золотые медали, 342 . серебряные, т.е. более 8 процентов выпускников . медалисты.
К началу 1996/1997 учебного года в общеобразовательных учреждениях насчитывалось 10855 учителей, из которых 1162 (10,7%) пенсионного возраста. Учителей не хватает практически по всем школьным дисциплинам, особенно в сельских школах. И это при том, что в службе занятости зарегистрировано несколько сот безработных учителей.
В сельской местности сосредоточено 160 средних школ. Их материальная база слаба и они плохо обеспечены кадрами, что в свою очередь, ведет к снижению качества образования. Особенно снижение качества образования стало заметно в последние годы в связи с подъемом городского школьного образования, развитием в городах гимназий и лицеев, тесным сотрудничеством вузов с общеобразовательными школами. Поступление сельских ребят в высшие учебные заведения превратилось в настоящую проблему.
В последние шесть лет в КБР, как и по всей Российской Федерации, школьное образование стремится к многообразию. По замыслу, это должно способствовать дифференциации образовательных программ в соответствии с наклонностями и способностями учащихся. Процесс этот проходит стихийно. Созданы школы-лицеи, школы-гимназии, школы с углубленным изучением отдельных предметов. Но содержание образования в них не всегда соответствует заявленному статусу. Вместе с тем образовательная система совершенствуется. Осуществляется переход на развивающие системы обучения в начальной школе, создаются условия, обеспечивающие достаточную вариативность образования и выбора учениками и родителями профилей обучения. Отрабатываются экспериментальные модели новых школ ²Экология и диалектика⌡, ²Школа-2000⌡. В республике растет число образовательных учреждений с нетрадиционным содержанием и способами обучения. В настоящее время 33 образовательных учреждения объединены в республиканскую ассоциацию инновационных учреждений КБР.
Начат последовательный переход начальных школ республики на систему развивающего обучения академика Занкова. В учебные планы всех школ республики введены новые предметы: ²История народов КБР⌡, ²География КБР⌡, ²Культура народов КБР⌡, ²Экономика⌡. Отрабатывается система экологического и естественнонаучного образования.
Значительное место в становлении новых инновационных учебных заведений, развитии содержания школьного образования, форм и методов работы, поддержки высокого кадрового потенциала учителей республики занимает Институт повышения квалификации, который строит свою работу с опорой на районные (городские) методические кабинеты, школьные предметные методические объединения.
С целью обеспечения учреждений образования республики учебной, учебно-методической, вспомогательной литературой, организации работы учителей и методистов с пробными, параллельными, альтернативными учебниками и учебными пособиями в структуре Министерства образования и науки КБР открыто государственное учебно-методическое объединение ²Книга⌡, в рамках которого также открыто представительство издательства ²Просвещение⌡ на Юге России и заключены прямые договоры со всеми издательствами, выпускающими учебную и учебно-методическую литературу.
Безусловным достижением республики является сохранение сети образовательных учреждений, начиная с дошкольных, сохранение основных фундаментальных принципов образования . таких, как массовость, доступность, бесплатность.


Высшее образование

В Кабардино-Балкарском Государственном университете функционируют три самостоятельных государственных высших учебных заведения: университет (создан на базе пединститута в 1957 г.), сельхозакадемия (в 1982 г. сельскохозяйственный факультет КБГУ был преобразован в самостоятельный сельхозинститут, позже - в академию) и Северо-кавказский институт культуры, образованный в 1989 г. Кроме них действует региональный филиал Ростовской Государственной экономической академии. В последние годы в республике активно идет формирование негосударственных высших учебных заведений. На начало 1996/97 учебного года в республике функционировало 12 таких заведений, большинство из которых действовали как филиалы, учебно-консультативные пункты и представительства. Обучение в них как правило платное; всего в этих заведениях обучалось более 1500 студентов.
В трех государственных вузах на начало 1996/97 учебного года обучалось около 14 тыс. студентов, из которых около 9 тыс. . на дневных отделениях. Происходит расширение так называемого ²коммерческого набора⌡ в государственные вузы (на некоторые специальности до . 50% состава обучающихся).
Самым крупным образовательным учреждением является КБГУ, где трудятся 56 докторов и 425 кандидатов наук. В структуре университета 10 факультетов, 2 института, 2 отделения, 4 колледжа, 2 техникума и один ИПК. Университет ведет подготовку по 22 специальностям. В последние годы университет активно ищет новые формы образования.
С конца 1980-х гг. в составе студентов КБГУ стала возрастать доля уроженцев городской местности, а доля выходцев из села сокращалась, что связано с более низкой подготовкой учащихся из сельских школ. Помимо более основательной подготовки в городской среде также чрезвычайно развито репетиторство. Следует учесть и то, что репетиторами работают преподаватели вузов, зачастую те, кто принимает экзамены у абитуриентов. Механизм такого ²репетиторства⌡ нетрудно понять.
Сельские выпускники чаще поступают в Кабардино-Балкарскую сельскохозяйственную академию. В ее структуре 8 факультетов и обучение ведется по 16 специальностям.
Северо-Кавказский институт культуры формирует студенческую аудиторию со всего региона, причем отмечается рост престижа этого учебного заведения, что связано в немалой степени с государственной поддержкой учреждений культуры и работников этой области в КБР.
Несмотря на падение престижа образования, конкурс среди поступающих усиливается практически на всех факультетах и специальностях в государственных вузах республики. Вырос конкурс на гуманитарные специальности с начала 1990-х гг. на 46%, в том числе на дневных отделениях . почти на 75%. Среди поступающих на экономические и юридические специальности этот показатель возрос на 35% и 90% соответственно. В КБГУ в 1997 г. из 2400 абитуриентов, подавших заявление на очную форму обучения, было зачислено 1207 человек. Общий конкурс по университету при зачислении составил 2 человека на место. Число желающих учиться на платной основе, по сравнению с 1996 г., увеличилось в два раза и составило 107 человек. Несколько увеличилось количество абитуриентов из сельской местности . они составили 40% от общего числа, что стало возможным благодаря выделению районам целевых мест.
В вузах республики учатся и студенты из зарубежных стран: Индии, Ливана, Пакистана, Афганистана, Туниса, Германии, Югославии. В основном иностранцы обучаются на инженерно-технических факультетах, на медицинском в КБГУ и на ветеринарном в КБГСХА. Соотечественников из Турции, Сирии и Иордании в вузах республики обучают бесплатно по линии общества ²Родина⌡. Другие иностран-цы заключают с вузами контракт и платят за обучение столько же, сколько российские граждане. Единственное отличие состоит в том, что они могут выплачивать всю сумму не сразу, а за каждый год отдельно.
Преподавание в вузах республики ведется на русском языке. В связи с объявлением кабардинского и балкарского языков, как и русского, государственными языками, планируется ведение занятий и на этих языках. Однако идея не встречает особого оптимизма ни у студентов, ни у большинства преподавателей. Массовое обучение в высшей школе на родных языках, как многие справедливо считают, приведет к снижению уровня и качества образования. Очень незначительно число преподавателей, которые смогут обучать студентов на кабардинском или балкарском языках.
Численно доминирующие в республике кабардинцы преобладают в составе студенчества. Русские же (вторые по численности в КБР) в основном ориентируются на вузы за пределами республики. Немалую роль играет то, что кабардинцу или балкарцу бывает значительно проще, чем русскому, найти ²своих людей⌡ из числа преподавателей, используя крепкие родственные и земляческие связи. Национальный состав абитуриентов КБГУ 1997 г.: 59% составляли кабардинцы, 16% . балкарцы,18 % . русские, 7% . другие.
В республике целенаправленно реализуется политика, направленная на расширение приема в высшие и средние специальные учебные заведения: в 1996 г., например, было зачислено на первые курсы 4676 человек, т.е. по существу, все, кто выдержал вступительные экзамены.
Впрочем, обучение даже в государственном вузе становится дорогим удовольствием для большинства студентов. Обычным явлением стало получение зачета или экзамена за деньги. Администрация вузов ведет определенную борьбу с этим злом, за последние два года были случаи привлечения преподавателей к уголовной ответственности за получение денег от студентов.
Главной проблемой для выпускников вузов была и остается проблема трудоустройства. В начале 1990-х гг. отмена обязательного распределения после окончания вуза была встречена с большим оптимизмом. Балкарцы и кабардинцы очень привязаны к малой родине и в прошлые годы выпускники предпринимали различные меры для того, чтобы избежать распределения за пределы республики. Но теперь многие хотели бы, чтобы вернулась та гарантированная система трудоустройства
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован