30 августа 2005
4503

Школы, больницы и театры будут конкурировать за бюджетные деньги

Изменение системы управления учреждениями образования, здравоохранения и культуры призвано интегрировать их в рыночную среду

"Что мы теперь будем делать?" - спрашивают специалисты областного департамента по культуре. Вопрос риторический, но по делу. До сих пор департамент выступал в роли учредителя театров, музеев и областной филармонии. Сейчас все бюджетные учреждения переходят в ведение вновь созданного департамента управления бюджетными учреждениями во главе с вице-губернатором Еленой Зыряновой. Неудивительна растерянность, овладевшая чиновниками, которые восприняли нововведение как лишение их привычного поприща. Однако идеологи проводимых управленческих реформ считают, что дел у департамента культуры меньше не станет. Зато станет интереснее.

По словам первого вице-губернатора Аркадия Каца, речь идет об элементарной и необходимой в любом управленческом процессе процедуре - разделении функций заказчика и подрядчика.

До сих пор департамент культуры формулировал заказ на некие услуги, которые бюджетные учреждения культуры должны были оказывать населению, то есть сам же в качестве учредителя бюджетных учреждений культуры эту услугу выполнял и сам себя контролировал. Руководство обл-администрации сочло эту модель неэффективной. Причем не только в сфере культуры, но и, например, в сфере здравоохранения и образования.

При существовавшей доныне системе руководитель отраслевого департамента был ориентирован на поддержание подведомственных учреждений, на сохранение их "на плаву", разумеется, за счет бюджета. А должен, по мысли губернского руководства, быть ориентирован на конечного получателя услуги - зрителя театра, посетителя галереи, студента, пациента больницы. Если отраслевой департамент будет представлять интересы получателя услуги, а департамент управления бюджетными учреждениями - интересы того, кто эту услугу предоставляет, то возникает закономерный, рыночный конфликт интересов.

При этом никто не запрещает заказчику, то есть отраслевому департаменту, проводить конкурсы на размещение заказов и по результатам этих конкурсов отдавать заказ не бюджетному, а коммерческому учреждению. Это даже приветствуется, поскольку возникает здоровая конкуренция, которая, как предполагается, заставит департамент управления бюджетными учреждениями и сами эти учреждения "держаться в тонусе", чтобы быть конкурентоспособными.

В стратегической перспективе подобная схема поможет, по мнению Каца, часть услуг вообще вывести за рамки бюджетных учреждений. Например, образовательные услуги считаются некоммерческими и неприбыльными только до тех пор, пока нет конкуренции за хороший бюджетный заказ. Как только возникнет реальный конкурс, небюджетные образовательные учреждения станут интересными для бизнеса. По словам Каца, именно таким путем российское государство "вышло" из розничной торговли и сейчас "выходит" из сферы ЖКХ. Образовательные услуги, считает первый вице-губернатор, тоже вовсе не обязательно должны предоставляться государственными учреждениями; государство должно лишь оплачивать услугу и следить за тем, чтобы она была качественной.

По этому пути обладминистрация пошла в этом году при размещении заказа на детский летний отдых. Можно было приобрести в собственность некую базу отдыха, всю зиму ее сторожить и отапливать, весной приводить в порядок, а летом завезти туда детей. Вместо этого был проведен конкурс, и предприятия - владельцы баз отдыха - из кожи вон лезли, чтобы предоставить лучшие условия на своих уже приведенных в порядок базах.

Вопрос, который волнует всех: а у кого будут деньги? Разумеется, у заказчика, говорит Кац. Распорядителем бюджета отрасли, как и раньше, будет отраслевой департамент. Однако отныне он не связан необходимостью финансово поддерживать свои же учреждения и может разместить заказ, например, не в Областной клинической больнице, а в клинике Святослава Федорова. Если, конечно, та сможет предоставлять более качественную услугу по приемлемой цене.

Так же и с театрами: департамент культуры может разместить заказ на военно-патриотическую постановку или на спектакль для подростков не в Театре драмы или в ТЮЗе, а, например, в частном "Новом театре".

Поскольку в результате реформы "нерыночные" учреждения оказываются в рыночной ситуации, глава вновь созданного департамента вице-губернатор Елена Зырянова видит свои функции в том, чтобы оказывать учреждениям здравоохранения, образования и культуры менеджерскую поддержку.

Главный врач, директор школы или художественный руководитель театра вовсе не обязаны быть маркетологами и управленцами. Они обязаны быть хорошими руководителями в своей отрасли. Департамент управления бюджетными учреждениями готов поддержать их, в том числе, в поиске квалифицированных управленческих кадров - тех, которые сейчас предпочитают сферу частного бизнеса. По словам Елены Зыряновой, она готова взять на себя тактические, ежедневные управленческие вопросы, предоставив отраслевым департаментам формирование стратегии развития отрасли.

Одна из первостепенных задач департамента управления бюджетными учреждениями - совместно с заказчиками услуги разработать систему количественных и качественных критериев оценки выполнения услуги. Эти критерии должны быть прописаны в договоре, равно как и штрафные санкции за их невыполнение. Например, если речь идет о театрах, это может быть количество поставленных и сыгранных спектаклей, заполняемость зала. Департамент культуры будет требовать соответствия этим критериям, а "головной болью" департамента управления бюджетными учреждениями будет вопрос, как этого добиться. Возникает взаимная ответственность обеих сторон, жизненная необходимость соотносить художественные замыслы с финансовыми возможностями.

Как ни удивительно, подобная перспектива ничуть не пугает самую "страдательную" сторону процесса - руководство театров.

Борис МИЛЬГРАМ, художественный руководитель Пермского академического театра драмы:

- Надо быть всегда готовым к тому, что грядет другая жизнь. Вот нефть всю продадут, и что тогда? Все будет гораздо жестче. Сейчас в нашей деятельности появляется новый экономический смысл, но иначе мы не выживем. Это - как интеграция в Европу. Мы кричим, что хотим быть европейцами, но европейцы живут в неотапливаемых квартирах и ездят на супермалолитражных машинах. Там днем с огнем не найдешь такого громадного джипа, на каких у нас ездит полгорода! Экономят каждую копейку.

Так и с интеграцией театра в новую экономическую реальность. Да, мы чувствительные и творческие. Мы сами не знаем, какой гениальный замысел посетит нас завтра и сколько времени займет его воплощение. Но это художественное разгильдяйство не может быть вечным. Надо найти путь, по которому мы пойдем завтра. Ведь завтра государство может вообще отказаться от поддержки театров, как это заведено в США. В Европе театры поддерживаются благодаря системе грантов и дотаций. Как поступит наша страна, неизвестно. Но надо быть готовыми ко всему. Мы уже морально готовы к тому, что нам будут давать заказ и спрашивать с нас его выполнение.

Для театров это благо. А то нередко так бывает, что театр становится частной собственностью художественного руководителя: он делает, что хочет, а государство в лице учредителей просто не знает, что с ним делать...

Юлия БАТАЛИНА
от 30.08.2005

www.nk.perm.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован