28 марта 2008
1163

`Слово - банкиру, или когда профессия становится делом жизни` - интервью Вице-президента ОАО ВБРР Т.В. Осипенко, ведущему печатному изданию Центрального Банка Российской Федерации, теоретическому и научно-практическому журналу `Деньги и кредит`

В настоящее время роль женщины в банковском секторе России очень возросла. В банковском сообществе женщину-руководителя отличает высокий профессионализм, организаторские способности, незаурядные личные качества. Женщина-банкир, как правило, - натура цельная, имеющая большой багаж знаний, обладающая достаточным жизненным опытом. Редакция журнала предлагает читателям журнала небезынтересные профессиональные судьбы женщин-руководителей подразделений Банка России и кредитных организаций, их взгляды на жизнь, профессию, проблемы.


Тамара Васильевна Осипенко, вице-президент ОАО "Всероссийский банк развития регионов", закончила экономический факультет МГУ и считает, что выбор будущей профессии произошел для нее абсолютно естественно, т.к. экономические профессиональные решения всегда были и будут востребованы и обществом, и отдельным предприятием, и каждой семьей.

Решение работать именно в банковской сфере было принято на начальном этапе формирования банковского сектора страны - в 1991 году. Т. В. Осипенко подчеркивает, что в каждой стране банковская система имеет свои особенности, и в России развитие современного банковского сектора, начиная от идеи двухуровневой банковской системы (Центральный банк и коммерческие банки), было по-своему уникальным. В конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века произошло резкое количественное и качественное возрастание спроса на финансовые услуги (появились новые клиенты - коммерческие структуры, новые банковские продукты и т. д.), удовлетворение ко-торого стало возможным на основе появления коммерческих банков и формирования современной банковской системы. Все российские банки, включая и центральный, и коммерческие, во-первых, получили невиданные ранее возможности бурного развития; во-вторых, на разных этапах своей деятельности столкнулись со многими проблемами, о существовании которых ранее не подозрева-ли или узнавали только из учебников и зарубежных публикаций, например, гиперинфляция, финансовый кризис, и преобразовали их в ценный профессиональный и жизненный опыт.

В банковском бизнесе девяностых годов Т.В.Осипенко удалось "с нуля" построить высокоэффективное бизнеснаправление операций на рынке ценных бумаг. Пригодились полученные в университете знания об акционерном капитале, дивидендах и облигациях, хотя в 80-е годы трудно было представить столь быстрое развитие спроса на новые финансовые инструменты! Иногда приходилось объяснять своим коллегам по работе в Мосбизнесбанке, специалистам высокой квалификации в других областях банковского дела, новые термины, используемые в работе с ценными бумагами, а всем вместе - учиться диверсифицировать банковский бизнес, удовлетворять новые потребности клиентов, соответствовать требованиям рациональности и эффективности, интегрировать интересы всех участников бизнес-процессов.

Кризис конца девяностых годов привел Т.В.Осипенко к пониманию необходимости повышения финансовой устойчивости и надежности банковской системы, и начиная с двухтысячных годов она сосредоточилась на разработке, внедрении и совершенствовании систем управления рисками банковской деятельности. Управление рисками - традиционно считается одним из сложнейших направлений менеджмента, и в нем ей снова многое пришлось начинать "с нуля". Построение и эффективное функционирование собственной модели управления рисками, осуществление систематической, скоординированной и непрерывной деятельности по оптимизации доходности и рискованности бизнеса, по разработке и практической реализации мероприятий по предотвращению и/или минимизации возможных финансовых потерь с учетом затрат на проведение таких мероприятий - является важнейшей задачей каждого банка. Профессиональный подход к управлению рисками важен для экономики в целом, он способствует росту качества принимаемых решений, всегда актуален, но особо - в условиях экономической нестабильности, при вхождении финансового рынка в фазу высокой волатильности. Одновременно с этим, по мнению Т.В.Осипенко, "риск-менеджмент - важен для каждого из нас, и все мы ежедневно риск-менеджеры, различающиеся только уровнем профессионализма. Это касается не только сферы бизнес-решений, но и когда улицу переходим"! Так что, если была бы возможность начать все сначала, то она с удовольствием повторила бы свой профессиональный путь.

Размышляя о руководстве современным банком, Тамара Васильевна считает, что для построения эффективной работы коллегиальных органов управления банка в них должны быть представлены специалисты высокого профессионального уровня, обладающие собственной позицией, разного возраста и пола (как, кстати говоря, и сделано во Всероссийском банке развития регионов). Преимуществами женщин-руководителей, как правило, являются доброжелательность в работе с персоналом, отсутствие "силовых" методов, а "фирменный" женский стиль, считает она - приводить к успеху других. Поскольку женщины редко становятся руководителями в силу случайного стечения обстоятельств, а чаще всего - в результате последовательного восхождения с низших ступеней служебной лестницы, постольку жаль, что их профессиональный опыт и знания недостаточно используются.

Характеризуя ключевые проблемы и пути развития банковского сектора Т. В. Осипенко подчеркивает, что в настоящее время перед российскими банками стоит стратегическая задача - обеспечение конкурентных преимуществ на клиентском рынке.

Совершенствование клиентоориентированного бизнеса является одной из важных и актуальных задач развития и Всероссийского банка развития регионов. В основе деятельности банка лежит новая модель обслуживания финансовых потребностей растущего бизнеса наших клиентов, включающая не только задачи роста его текущей эффективности, но и долгосрочные вопросы увеличения рыночной капитализации. ВБРР предлагает специализированные продукты различным предприятиям, в том числе отличающимся крупными размерами и большой сложностью бизнеса (под этим понимается структура управления, географическая распределенность, разномасштабность предприятий, сочетание "старого" и "нового" бизнеса, многономенклатурность продукции и т. д.). Реализация этой модели предполагает развитие и оптимизацию своей региональной сети, совершенствование формата регионального банковского бизнеса: к началу 2008 г. региональная структура ВБРР состояла из 8 филиалов (4 из которых открылись в минувшем году), 11 дополнительных офисов и 11 операционных офисов.

Важным направлением укрепления позиций банковского сектора является обеспечение текущей и стратегической финансовой устойчивости, особенно в условиях растущей на протяжении последнего времени нестабильности международного финансового рынка. Необходимым условием решения этой задачи выступает эффективность не только системы управления отдельно взятого банка, но и всей системы регулирования банковской деятельности, которая, в свою очередь, определяется состоянием банковского законодательства и совокупностью органов государственного регулирования, их структурой, функциями и полномочиями. Не останавливаясь на общеизвестных проблемах банковского законодательства, Т.В.Осипенко обращает внимание на необходимость достижения в законодательстве баланса интересов заемщиков и вкладчиков. Дело в том, что банк оперирует не только своим капиталом, но как финансовый посредник, как правило, действует между поставщиками капитала (физические лица и юридические лица, сберегающие деньги) и потребителями капитала (физические лица и юридические лица, занимающие деньги) в их интересах, способствуя нахождению компромисса между спросом и предложением, между величиной получаемых и уплачиваемых процентов и т.д. Складывается впечатление, что законотворческая инициатива время от времени бросается в крайности, защищая интересы то вкладчиков, то заемщиков. Но такое решение проблем - не эффективно, т.к. порождает еще большее количество новых. Законодательство следует совершенствовать на базе интеграции интересов всех категорий клиентов - и заемщиков, и вкладчиков, и банков как поставщиков финансовых продуктов и услуг.

В связи с вышесказанным и в условиях бурного количественного и качественного рост спроса широких слоев населения нашей страны на финансовые услуги особую актуальность приобретает задача повышения финансовой грамотности. Отечественные банки прямо заинтересованы в том, чтобы профессиональные термины были понятны не только квалифицированным специалистам, но и потребителям финансовых услуг-людям других специальностей. Важность повышения финансовой грамотности усугубляется тем, что за финансовыми терминами стоят определенные отношения и/или действия и/или требования и обязательства, которые должны быть четко определены и регламентированы, т.е. иметь нормативное или, в случае необходимости, законодательное оформление. Кстати, даже многие из часто используемых финансовых терминов, таких, например, как дефолт или секьюритизация, - до сих пор такового не имеют. Задача повышения финансовой грамотности населения носит рабочий характер и может быть преобразована в позитивный процесс при активном участии всего банковского сообщества.

Рост масштабов и усложнение банковского бизнеса сопровождаются закономерным увеличением требований к ним со стороны органов государственного регулирования. В связи с чем пред-ставляется, что в настоящее время большую актуальность приобрели вопросы стандартизации и оптимизации требований к банкам, так как работа с разнообразными плановыми и разовыми запросами различных ведомств, достижение соответствия частым изменениям норм регулирования требует затрат все больших ресурсов. Банк России в последние годы уделял большое внимание проблеме оптимизации взаимодействия с коммерческими банками, однако эти вопросы касаются деятельности многих ведомств, обладающими определенными полномочиями по регулированию разных аспектов банковской деятельности. Четкое разделение их функций, а также координация деятельности - будут способствовать достижению новой ступени зрелости российской банковской системы.

Вопросы эффективности управления банковского бизнеса постоянно находятся в центре внимания руководства. Приятно, когда достижения банка получают положительную внешнюю оценку, в том числе со стороны рейтинговых агентств. В 2007 г. ОАО "Всероссийский банк развития регионов" поднялся в рейтинговых позициях РБК (по итогам за 3 кв. 2007 г.) с 88 на 84 место (в ТОР 998) по размеру чистых активов, по объемам ликвидных активов на 24 место. Журнал Forbes включил ВБРР в апреле 2007 г. в группу 14 российских банков высшей категории надежности (из 100 крупнейших банков России), поручительствами которых могут быть обеспечены кредиты Банка России. Рейтинговое агентство Moody`s присвоило банку международный депозитный рейтинг на уровне Ba1/N.P., рейтинг финансовой устойчивости - Е+, рейтинг по национальной шкале - Aa1.ru, прогноз по всем рейтингам - стабильный. Повышение рейтинговых позиций отражает деловую репутацию банка и способствует дальнейшему росту бизнеса.

Тамара Васильевна желает всем женщинам-банкирам достижения баланса между профессиональной и личной жизнью, свободой в принятии мудрых и взвешенных решений и ответственностью за их реализацию, а также здоровья, счастья и финансового благополучия!



"Деньги и кредит" 3/2008
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован