25 марта 2008
20310

Сможем ли преодолеть отставание?

Современное российское образование вступило в стадию качественной модернизации, практически все сегменты нашей образовательной системы нуждаются в качественной перестройке. В ряду наиболее кричащих проблем в в этой сфере, безусловно, стоит степень износа основных фондов учебных учреждений, которая превышает 42 процента (в среднем по экономике - 44,3%), коэффициент их обновления (в сопоставимых ценах) составляет лишь 1,2 процента в год. Безусловно, вложения последних лет, в частности, связанные с приоритетным национальным проектом "Образование", существенно поддержали материально-техническую базу образования. Тем не менее, учитывая глубину проблемы, их явно недостаточно.
Так, объем основных фондов в образовании на начало 2005 года составлял 1217 млрд руб. (3,2% всех основных фондов экономики). Однако в том же году 35% государственных (муниципальных) дневных общеобразовательных учреждений требовали капитального ремонта и 4% находились в аварийном состоянии. Лишь 58% школ имели все виды благоустройства, 37% не были обеспечены канализацией, 20% - центральным отоплением и еще 25% - водопроводом. Каждая пятая школа не имеет возможности обеспечить учащихся горячим питанием.
Далеко не все школы имеют возможность проводить занятия по физическому воспитанию на своей базе, спортивные залы отсутствуют в каждой четвертой государственной (муниципальной) дневной школе.
По данным Рособразования, в наибольшей степени учреждения профессионального образования оснащены учебной и учебно-методической литературой, учебными площадями, мебелью и инвентарем (75%). По остальным видам ресурсов (учебное оборудование, информационные технологии, научная литература и оборудование) наблюдается большая дифференциация по уровням образования - высокие показатели по ВПО и низкие показатели на уровне НПО. Особенно низкие (около 50%) - по обеспеченности компьютерными программами и базами данных, а также доступом в Интернет. Тем не менее по большинству этих видов ресурсов наблюдается устойчивое улучшение положения, связанное, в первую очередь, с реализацией приоритетного национального проекта "Образование". Так, показатели обеспеченности учебным оборудованием за три последних года достигли по вузам 83%, по СПО - 76%, по НПО - 68%. Только в 2007 году в рамках нацпроекта подключено к сети Интернет свыше 52 тысяч общеобразовательных учреждений, в школы поставлено 3,2 тысячи автобусов (в том числе 1,4 тысячи - централизованно), свыше 17 тысяч комплектов современного учебного оборудования (в том числе 9 тысяч - централизованно). По утверждениям руководства Минобрнауки России, по итогам реализации приоритетного национального проекта "Образование", в доступ студентов в Интернет обеспечивают сегодня 100% российских вузов. Ситуация в СПО и НПО заметно хуже: на сегодняшний день лишь 56% техникумов и 30% ПТУ предоставляют возможность выхода в Интернет своим учащимся.
Меры, предпринимаемые в последние годы по оснащению образовательных учреждений компьютерной техникой, позволили повысить обеспеченность российских школ персональными компьютерами с 2,8 единиц на 100 учащихся на начало 2005/2006 учебного года до 5 в 2007 году. Однако по этому показателю Россия по-прежнему значительно отстает от зарубежных стран - в 2003 году в развитых странах на 100 учащихся школ уже приходилось 10-20 компьютеров. Уровень компьютеризации российских общеобразовательных учреждений сопоставим лишь со странами Восточной Европы и Балтии.
В рамках приоритетного национального проекта "Образование" Правительством Российской Федерации была поставлена задача до конца 2007 года всем российским государственным и муниципальным школам, в том числе сельским, а также детским домам, не имеющим доступа к сети Интернет, обеспечить качественное подключение к глобальной сети со скоростью не менее 128Кбт/с, приобрести и поставить в общеобразовательные учреждения компьютерное оборудование и учебно-наглядные пособия и оборудования. Общий объём средств, выделенных на данное направление ПНПО, составил 3 млрд. рублей. Исполнителем государственного заказа по итогам открытого конкурса стала компания ОАО "РТКомм.ру". Направление, вызвавшее, пожалуй, наибольшие нарекания, несмотря на то, что Минобрнауки отчиталось о стопроцентном исполнении задачи. Действительно, подключение к сети Интернет школы, находящейся в аварийном состоянии, в которой нет света и отопления, выглядело порой анекдотически. Зачастую единственный подключенный к сети компьютер устанавливался не в компьютерном классе, а в запертом на замок помещении, а ещё чаще - в личном кабинете директора, и говорить о доступе учащихся к глобальной сети Интернет можно лишь, обладая изрядным чувством юмора. Практически повсеместно Интернет используется в целях, не связанных с образовательным процессом. В частности прокуратурой Астраханской и Владимирской областей, Республики Карелия и ряда других регионов при проверке образовательных учреждений установлено, что с компьютеров, имеющих доступ к сети, посещаются сайты порнографического характера, сайты знакомств, игровые и развлекательные сайты.
Одним из направлений ПНПО стало оснащение российских школ учебным оборудованием. В рамках этого направления осуществлена поставка интерактивных аппаратных комплексов, нового учебного и учебно-наглядного оборудования для кабинетов физики, химии, географии и биологии, а также аппаратно-программного комплекса (интерактивные доски). В 2006 году в общеобразовательные учреждения было поставлено 12,5 тыс. комплектов учебного и учебно-наглядного оборудования, в том числе за счёт средств федерального бюджета в российские регионы было поставлено более 5 тыс. комплектов. В 2007 году с учётом софинансирования субъектов Российской Федерации осуществлено оснащение российских школ во всех регионах 15,5 тыс. комплектов учебного оборудования, в том числе 11 тыс. за счёт средств федерального бюджета. За счёт средств федерального бюджета будут осуществляться поставки современного оборудования для кабинетов химии, физики, биологии и географии, а также интерактивных аппаратно-программных комплексов в общем количестве не менее 7,4 тыс. комплектов на сумму 2,3 млрд. рублей. Кроме того, в связи с объявлением Президентом России В.Путиным 2007 года - Годом русского языка, была осуществлена поставка около 1800 комплектов учебного и учебно-наглядного оборудования для школьных кабинетов русского языка и литературы.
Для облегчения доставки сельских школьников к местам обучения проводится закупка школьных автобусов за счет средств федерального и региональных бюджетов. Следует сказать, что о необходимости реализации программы "Сельский школьный автобус" Минобрнауки России высказывалось задолго до старта приоритетных нацпроектов, в рамках планируемой реструктуризации сети сельских школ. По оценкам Федерального агентства по образованию, потребность в автобусах для сельских школ до начала реализации данного направления составляла 10521 единиц. В 2006 году в российские регионы было поставлено 1769 автобусов за счёт средств федерального бюджета, а с учётом средств софинансирования субъектов Российской Федерации - 4186 единиц. В 2007 году приобретено 2780 автобусов для общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, в том числе 1390 - за счет средств федерального бюджета. С закупкой автобусов произошел конфуз. Победителем федерального конкурса на поставку автобусов стало ООО "ЦТД "Русские автобусы", предложившее наиболее выгодные условия по поставке автобусов типов ПАЗ и КАВЗ. Однако по словам заместителя руководителя Рособразования Александра Рождественского, ни один из отечественных микроавтобусов до сих пор не смог пройти необходимую процедуру сертификации, и закупать 11-местные автобусы отечественного производства (самый востребованный для реализации нацпроекта транспорт) нельзя. Конкурс на поставку автобусов вместимостью до 11 мест признан не состоявшимся. Попытки сертифицировать ГАЗель из-за технических проблем успехом не увенчались.
Таким образом, для преодоления технологического отставания представляется целесообразным продолжать начатое в рамках нацпроекта материально-техническое перевооружение образовательной сферы. Вопрос - откуда деньги? Полагаю, что средства на оснащение школ и вузов оборудованием могли бы выделяться как из федерального бюджета в рамках специальной подпрограммы ФЦПРО либо в форме целевых субвенций, так и субъектами Российской Федерации.

Дарья Митина
25.03.2008
www.nasledie.ru

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован